В статье рассмотрена деятельность Тобольского епархиального женского училища, которая была организована с учетом его социальных функций, игравших при его учреждении главную роль. Материалом для анализа послужили отчеты Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища, размещенные в фондах научной библиотеки Тобольского историко-культурного музея-заповедника и «Тобольских епархиальных ведомостях», данные которых впервые вводятся в научный оборот. Показана положительная динамика деятельности училища, прекращение функционирования которого связано только с насильственной сменой государственной формы управления в революционные годы. Сообщается, что увеличение общего числа воспитанниц с каждым годом, в том числе за счет дочерей беднейшего духовенства, поставило перед руководством училища вопрос организации Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам, которое за счет привлеченных пожертвований сумело бы обеспечить свою деятельность путем аккумулирования средств и приобретения процентных бумаг государственного банка. Подчеркивается, что деятельность Общества за небольшой срок его существования принесла определенные плоды, частично удовлетворив финансовые потребности сирот и дочерей беднейшего духовенства за счет приобретения необходимых для обучения книг, покупку верхней летней и зимней одежды и обуви, выдачи ежегодных пособий и возвратных ссуд на неотложные нужны. Предлагается подробная классификация структуры доходов и расходов. Автор приходит к выводу, что деятельность Тобольского епархиального женского училища в деле социального обеспечения сирот и бедных девиц духовного звания можно охарактеризовать положительно.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 93/94. История
Модернизационные процессы второй половины XIX – начала XX вв., изменение социальной структуры Российской империи и церковно-государственных отношений, и, как следствие, возвращение внутрицерковного дискурса к соборным началам, сделали необходимым поиск современного вариативного решения роли общественных функций, что коренным образом изменило и феминистические настроения в модификации социального статуса женщин. Русская церковь, являясь непосредственным участником нового политического курса, оказалась на границе между государственными преобразованиями и огромными социальными массами подданных империи, оказывая влияние как на общественную, так и на государственную конъюнктуру. Эти процессы коснулись не только социально-политической мысли, они повлияли на образовательные модели как государственных, так и церковных учебных заведений всех уровней. К началу «Великих реформ» образовательная политика церкви, реализуемая через систему как внутрисословных, так и всесословных учебных заведений, подчиненных Святейшему Синоду (далее – Св. Синод), представляла собой макросегмент образовательной структуры империи, поддерживающий образовательную и социальную инициативы женщин. Для указанных хронологических рамок является характерным быстрый рост количества женских учебных заведений.
Список литературы
1. Агатова М.А. Из истории женского духовного образования в Тавриде: к 150-летию создания Таврического епархиального женского училища // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Исторические науки. 2016. Т. 2 (68). № 3. С. 138-145. EDN: YSZZHP
2. Андреева Е.А. Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России, середина ХIХ - начало ХХ века: специальность 13.00.01 “Общая педагогика, история педагогики и образования”: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2000. 202 с. EDN: NLOWIB
3. Вельчев Г.С. Учебно-воспитательный процесс в Белёвском епархиальном женском училище // Духовный арсенал. 2021. № 4(6). С. 37-46. EDN: SMHIWE
4. Воробьева Н.В. Специфика учебно-воспитательного процесса в Омском женском епархиальном училище в начале XX века // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2020. № 12. С. 1-15. DOI: 10.24411/2304-120X-2020-11084 EDN: EPFUYV
5. Воронкова И.Е. Русская православная церковь и женское образование в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв. (по материалам Орловского епархиального женского училища) // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2019. № 9. С. 226-229. EDN: UQMLAQ
6. Годичный отчет о деятельности Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии за 1916 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел офиц. 1917. № 23-24. С. 337-341.
7. Еперина Г.С. Из истории Омского епархиального женского училища // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. 1997. № 5. С. 35-41. EDN: YORAWT
8. Заозерская С.В. Принцип ненасилия как основа воспитания в епархиальных женских училищах России второй половины XIX - начала XX вв. // Ненасилие как образ жизни: Сборник научных статей и материалов XXV Международной научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия, Санкт-Петербург, 15 апреля 2004 года. 2004. С. 334-337. EDN: YZYCEX
9. Заозерская С.В. Роль епархиального женского училища в развитии женского образования на Архангельском Севере // Наука XXI века: Проблемы академической мобильности исследователя и методологии исследования: Материалы III Международной научно-практической конференции, Архангельск, 16-18 мая 2013 года; Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Том Вып. 3. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. 2014. С. 115-120. EDN: TVZIUL
10. К истории Тобольского епархиального женского училища // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофиц. 1899. № 21. С. 414-418.
11. К истории Тобольского епархиального женского училища // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофиц. 1899. № 22. С. 437-443.
12. Крапоткина И.Е. Стахеевское Епархиальное женское училище в системе среднего образования Российской империи в конце XIX - начале XX века // Малые и средние города России: прошлое, настоящее и будущее: Материалы VI Международных Стахеевских чтений (Елабуга, 22-23 ноября 2013 г.). Елабуга: Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Казанский (Приволжский) федеральный университет”. 2013. С. 83-87. EDN: VNHSGT
13. Краткий очерк истории смоленского училища девиц духовного звания. Желание преосвященного Тимофея устроить в смоленской епархии женское духовное училище, определение места для училища и отыскание средств для содержания его // Смоленские епархиальные ведомости. Отдел неофиц. 1874. № 12. С. 432-442.
14. Кругликов А.С. Деятельность общества вспомоществования нуждающимся учащимся Тобольской духовной семинарии в 1883-1916 гг. // Макарьевские чтения: материалы XVIII Международной научно-практической конференции (Горно-Алтайск, 21-22 сентября 2023 г.). Республика Алтай, Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2023. С. 27-35. EDN: PPULBU
15. Крылов А. Ярославское училище девиц духовного звания // Ярославские епархиальные ведомости. Часть неофиц. 1860. № 28. С. 258-269.
16. Кузнецов А. Епархиальные училища (по поводу исполнившегося сорокалетия устава этих училищ) // Церковные ведомости. Прибавления к церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. 1909. № 3. С. 120-124.
17. Леонтьев Н.Ф. Об образовании женщин. Второй выпуск воспитанниц Астраханского епархиального женского училища. СПб.: тип. дух. жур. “Странник”. 1872. 20 с.
18. Обще-епархиальный съезд духовенства, Тобольской епархии в 1881 г. и главный предмет его занятий - женское духовное училище // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофиц. 1882. № 2. С. 17-33.
19. Обще-епархиальный съезд духовенства, Тобольской епархии в 1881 г. и главный предмет его занятий - женское духовное училище // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофиц. 1882. № 3. С. 35-43.
20. Остроумов П. Открытие в городе Тамбове училища для девиц духовного звания // Тамбовские епархиальные ведомости за 1864 год. Прибавление к Тамбовским епархиальным ведомостям. 1865. №1. С. 40-45.
21. Орлова В.Д. Отражение репрессивной политики советского государства в судьбах семей последних выпускниц Тамбовского епархиального женского училища // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2017. № 5. С. 108-118. EDN: TIQPZR
22. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1909/10 год. Тобольск: Типография Епархиального Братства, 1911.
23. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1910/11 год. Тобольск: Типография Епархиального Братства, 1912.
24. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1911/12 год. Тобольск: Типография Епархиального Братства, 1913.
25. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1913/14 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел офиц. 1915. № 1. С. 9-13.
26. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1913/14 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел офиц. 1915. № 3. С. 45-47.
27. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1914/15 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел офиц. 1917. № 11/12. С. 127-131.
28. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1915/16 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел офиц. 1917. № 11/12. С. 131-135.
29. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1916/17 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел офиц. 1918. № 11/12. С. 177-182.
30. Отчет общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища за 1917/18 год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1919. № 1/2. С. 14-16.
31. Павлова О.С. Уфимское епархиальное женское училище во второй половине ХIХ - начале ХХ века: организация учебного процесса // Современная научная мысль. 2019. № 6. С. 57-61. EDN: RXKFZF
32. Педагогическая энциклопедия. В 4 т. Т. 1. А-Е. М.: Советская энциклопедия. 1964. 832 стб.
33. Попова О.Д. Психологический климат в женских епархиальных училищах середины XIX - начала ХХ вв. // Педагогика. 2005. № 2. С. 62-67. EDN: NCKTMD
34. Порядок преобразования училища // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1882. № 3. С. 36-45.
35. Салаева Д.В. К вопросу об особенностях деятельности Нижегородского епархиального женского училища // Vita memoriae: Теория и практики исторических исследований: сборник статей по материалам VIII Всероссийской научной конференции молодых ученых, студентов и учащихся МБОУ СОШ, Нижний Новгород, 10 декабря 2020 года. Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина”, 2021. С. 140-143. EDN: VFAWYO
36. Тимофеева Е.Г. Организация духовного образования и воспитания в женском епархиальном училище г. Астрахани // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2020. № 1(62). С. 9-14. EDN: JTVJJN
37. Тимшина В.Н. Открытие Вятского епархиального женского училища: как это было // Наука третьего тысячелетия: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 05 сентября 2014 года. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью “Аэтерна”. 2014. С. 56-58. EDN: SZNHUV
38. Хлопкова Н.П. Московское Филаретовское епархиальное женское училище (1865-1918) // Российский исторический процесс: сборник научных трудов студентов, магистров и аспирантов кафедры истории России средних веков и нового времени. М.: Московский государственный областной университет. 2016. С. 58-63. EDN: VULOGR
39. Чаплыгина А.А. Роль епархиальных училищ в развитии женского образования в русской провинции девятнадцатого и начала двадцатого столетия // Культура и молодежь: от идеи к результату: Материалы LI научно-творческой конференции студентов СГИК (Самара, 18-22 апреля 2023 г.). Самара: Самарский государственный институт культуры. 2023. С. 32-33. EDN: TAFNXE
40. Шафранова О.И. Ставропольское епархиальное женское училище (1875-1919) // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 3(42). С. 203-207.
41. Шкарлат Л.П. Организация учебно-воспитательного процесса в таврическом женском епархиальном училище (1871-1872 г.) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 46. С. 67=-73. EDN: SZHDIX
Выпуск
Другие статьи выпуска
14 августа 2024 г. Тюменской области исполнилось 80 лет (1944–2024 гг.). К юбилейной дате была приурочена Международная научная конференция «Тюменская область: историческая ретроспектива, реалии настоящего, контуры будущего». Организаторы конференции (Тюменский индустриальный университет (ТИУ), Тюменская областная дума, Тюменское отделение Российского исторического общества) сформулировали цель Форума – обобщение и осмысление исторического опыта развития региона
Одним из значимых периодов российской истории является Великая Отечественная война. С целью увековечения событий 1941-1945 гг. во многих советских городах был сформирован военно-мемориальный ландшафт. Основной этап складывания коммеморативных знаков в единый комплекс осуществлялся в эпоху Брежнева. Доминантами Тюменского ансамбля военных памятников по праву можно считать мемориалы. Цель статьи - выявить проблемы, связанные с процессом формирования, сохранения и использования военных мемориалов Тюмени в 1967-1987 гг. Работа основана на материалах документов из фондов Государственного архива социально-политической истории Тюменской области. В статье исследован военный мемориал Тюмени, расположенный на площади «Памяти», в состав которого входит объект культурного наследия регионального значения, памятник истории «Братская могила советских воинов, умерших от ран в госпиталях г. Тюмени в годы Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг.» и «Памятник на месте братской могилы умерших от ран в госпиталях Тюмени», а также комплекс, размещенный на Исторической площади, включающий «Монумент погибшим воинам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Методология работы базируется на принципах объективности и историзма, применяются сравнительный и описательный методы исследования. В статье представлены динамика и особенности конструирования военных мемориалов Тюмени. Отмечена роль Городского общества охраны памятников в реализации программ, ориентированных на их создание. Затронут вопрос использования объектов в качестве средства формирования чувства идентичности и коллективной памяти горожан. Особое внимание уделено обозначению проблем, связанных с реализацией государственной и общественной деятельности, направленной на сохранение рассматриваемых объектов. Полученные выводы конкретизируют результаты работы исследователей, обращавшихся к изучению истории складывания коммеморативных знаков, посвященных событиям Великой Отечественной войны в самостоятельные комплексы. Рассмотрение процесса трансформации военных мемориалов Тюмени, осуществляемого городскими властями в настоящее время, требует отдельного исследования.
Настоящая статья обращается к актуальной в научном и общественном пространстве проблеме, связанной с сохранением архитектурного наследия городов. Хоть термин «Брюсселизация» и появился относительно недавно, он довольно красноречиво описывает хаотичный подход к проектированию городского пространства, при котором осуществляется неконтролируемый и подчас массовый снос исторической застройки, замещаемой современными образцами архитектуры. Данный вопрос рассматривается на примере позднесоветского Сургута, который, к сожалению, стал классическим образчиком такого рода политики. Поэтому, для выявления исторических условий, способствующих возникновению в городе на Оби дискуссии о возведении музейно-этнографической зоны, автор уделяет немалое внимание анализу градостроительной политики тех лет, как основополагающему фактору, угрожавшему культурному наследию Сургута. В частности, речь идёт об исторически сложившимся районе Старый Сургут и граничащим с ним микрорайоне Энергетиков, который начали возводить в начале 1970-х гг. Основываясь на материалах местной периодики 1980-х-начала 1990-х гг., автор выстраивает хронологическую цепочку, начиная от этапа обсуждения концепций музейно-этнографической зоны и заканчивая внутриведомственными противоречиями, сведшими все проектные начинания на нет. Также приводятся оценки современников, позволяющие наиболее точно раскрыть и продемонстрировать мнение общественности на происходившие тогда события, касающиеся проблемы сохранения исторической памяти. Благодаря анализу материалов периодической печати, прибегая к методам историзма, структурализма и позитивизма, автором были выделены основные причины, по которым концепция музейно-этнографической зоны так и осталась не реализованной. В частности, речь идёт о ведомственных интересах заказчика, а также о бездействии органов власти и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Целью работы является определение основных характеристик городской среды на Севере Сибири с помощью междисциплинарного анализа исследований 1960-1980-х годов. Целесообразность данного подхода связана с природно-климатическими особенностями региона. В этой связи изучаются отдельные работы, посвященные созданию комфортной городской среды на Севере Сибири. Предложенные идеи могут быть применены в современных государственных программах промышленного освоения Севера. Делается вывод о высоком интересе советских исследователей к проблеме создания комфортной городской среды на Севере Сибири с учетом природно-климатических особенностей региона. Выявляются наиболее востребованные модели обустройства. Исследователи указывали на необходимость планировать северосибирский город только комплексным методом, с учетом особенностей рельефа, ветровых условий и ландшафта. Кроме того, ученые отмечали важность введения новых нормативов по снижению выбросов, негативно влияющих на окружающую среду, проведение рекультивации земель, осуществление озеленения в зависимости от природных зон. Все эти меры позволили бы не разрушать до критического уровня устоявшийся биоценоз региона, рационализировать управление природными ресурсами и вписать город в существующее природно-климатическое пространство. Делается вывод, что отсутствие политической воли, экономический детерминизм и ведомственность не позволили воплотить предложенные идеи на практике. В результате, урбанизация и промышленное освоение Севера Сибири проходили с разрушением окружающей среды и созданием некомфортной городской среды. Указывается на возможность применения предложенных концепций для решения проблем и противоречий, унаследованных от советского периода освоения Севера, что позволит задать вектор современным проектам развития Сибири и Арктики.
Цель публикации - на основе рассекреченных архивных документов рассмотреть проблему, связанную с попытками реализации решений центральных партийно-государственных органов, предполагающих осуществление рывка в сфере разработки и внедрения вычислительной техники, создания АСУ и общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации. Методологической базой исследования является теория модернизации, одним из главных положений которой является взаимосвязь экономического развития и изменений политического характера. На основе документов из фондов Аппарата ЦК КПСС РГАНИ доказано, что из предлагаемых специалистами вариантов дальнейшего развития вычислительной техники СССР советским руководством был выбран план, разработанный руководством Министерства радиопромышленности. Он не обеспечил быстрого преодоления технологического отставания СССР от ведущих капиталистических стран и оказался наименее перспективным. Отечественные разработки велись все менее интенсивно, достаточных средств не выделялось, советские вычислительные центры заполнили ЭВМ серии ЕС, которые оказались очень дорогими, громоздкими и энергозатратными. Формулируется вывод о том, что обеспечить рывок в этой сфере не удалось. Развитие собственной индустрии по производству вычислительной техники и ее масштабное внедрение не стали в СССР триггером для новой стадии столь необходимой стране очередной модернизации, в дальнейшем нарастало технологическое отставание. В ряду причин определены: просчеты в планировании и управлении, что ярко продемонстрировала судьба ОГАС; отсутствие единого координационного центра и должного взаимодействия оборонного и гражданского секторов; превалирование интересов ведомств, незаинтересованность предприятий в модернизации, и, наконец, игнорирование властью рекомендаций ведущих ученых. Материалы проведенного исследования могут представлять интерес для разработки оптимальной научно обоснованной стратегии социально-экономического развития страны, в процессе преподавания курса истории и дальнейшего исследования проблемы.
Исследование посвящено изучению одной из самых актуальных в отечественной исторической науке тем - влиянию последствий Великой Отечественной войны на послевоенное развитие советского общества. Автор на основе методов анализа и синтеза, историко-генетического и статистического методов, а также метода интервью предпринимает попытку выявить проявления и последствия «эха войны» применительно к системе школьного образования Ханты-Мансийского национального округа. Главная цель исследования состоит в поиске ответа на вопрос, существовала ли в регионе, также, как и в других областях СССР, в первое послевоенное десятилетие проблема трудоустройства учителей, вызванная сокращением количества детей школьного возраста. В статье последовательно проанализированы основные показатели развития школьного образования Югры в 1945-1955 гг., такие как изменение общей численности школ, соотношения различных типов школ и количества учащихся в них. В результате этого в исследовании выявлено существенное несоответствие между уменьшением в 1950-1955 гг. общего числа школ в регионе и заметным ростом количества учителей, что по мнению автора, доказывает наличие в первой половине 1950-х гг. учительской безработицы в регионе. Местные власти пытались исправить данную ситуацию, но не имели для этого достаточных полномочий. Вместе с тем, делается вывод о том, что степень влияния безработицы в Ханты-Мансийском национальном округе на разные категории учителей не была одинаковой. Наиболее сильно безработица затронула в 1952-1955 гг. условия работы учителей начальных школ, а наименее заметной она была среди учителей национальных школ.
Предметом исследования явилась практически не изученная в дальневосточной историографии проблема обеспечения промышленных отраслей и предприятий Сахалинской области руководящими кадрами в годы Великой Отечественной войны. Автором впервые был введен в научный оборот целый ряд новых, ранее не использованных документов, извлеченных из фондов государственного исторического архива Сахалинской области и государственного архива Хабаровского края, а также материалов, опубликованных в сборниках документов и периодической печати. Проведенный анализ полученных данных позволил представить более объективную картину обеспечения руководящими кадрами ведущих отраслей промышленности и предприятий Северного Сахалина в годы Великой Отечественной войны, а также установить, что проблема нехватки руководящих кадров в отраслях промышленности усугублялась проблемой их высокой сменяемости, за которыми не стояло острой необходимости. В работе определены конкретные результаты деятельности партийных и советских органов по ликвидации нехватки управленческих кадров в промышленных отраслях Сахалинской области. В частности, было установлено, что сложившаяся в этом направлении ситуация с 1943 года стала претерпевать изменения. Это нашло выражение в отказе государства от мобилизации кадров из нефтяной промышленности, проведении на местах политики направленной не только на закрепление кадров, но и организацию системы повышения их квалификации, а также приглашении кадров из других регионов страны. Как свидетельствуют собранные в ходе исследования статистические данные, в результате принятых мер к концу войны ситуация с обеспечением ведущих отраслей экономики Сахалинской области и предприятий руководящими кадрами в целом была решена. Вполне очевидно, что изучение опыта обеспечения промышленности отдельного региона руководящими кадрами в условиях военного времени может найти продолжение в последующих научных исследованиях, а также будет полезно в образовательной деятельности и для реализации современной кадровой политики регионов.
Целью исследования являлось формирование социографического облика октябристской региональной политической элиты на общероссийском уровне в сравнении с социальным составом Центрального комитета и партии в целом. Критериями элитарности были приняты участие в руководстве региональных отделов «Союза 17 октября», представительство и участие в выборах в Государственной Думе разных созывов и в Государственном Совете за исключением принадлежности к столичным деятелям-участникам ЦК. В качестве источника была использована просопрографическая электронная база данных «Партийно-политическая элита провинциальной России (1890-1920-е гг.)», содержащая характеристики участника элиты: социальное происхождение и т. д. Анализ накопленной информации позволил составить общий портрет региональной политической элиты «Союза 17 октября», выделить преференциальные параметры (дворянство, государственная служба, зрелый возраст, высшее образование, принадлежность к великороссам). Автор пришел к выводу о том, что октябристская региональная элита имела срединные (между общепартийными и центральными) показатели указанных параметров, объяснив ее промежуточным положением в партийной иерархии. Новизна исследования заключается в том, что впервые на основе просопографической базы данных был создан социографический портрет провинциальной элиты «Союза 17 октября» на общероссийском уровне в сравнении с социальным составом Центрального комитета и партии в целом.
В статье исследуется роль подводной войны Германии в контексте стратегий и тактики Первой мировой войны. Рассмотрены ключевые аспекты, включая цели и последствия экономической блокады, организованной Великобританией, и ответные действия германского флота. Особое внимание уделено влиянию неограниченной подводной войны на нейтральные державы, что стало одним из факторов вступления США в войну. Анализируются темпы военно-морского строительства США, масштабное развитие конвойной системы и противолодочной обороны, обеспечившие успешную переброску американских войск в Европу. В статье приводятся статистические данные о количестве потопленных судов и их тоннаже, динамике потерь на морских коммуникациях, а также об изменении эффективности немецких субмарин под воздействием противолодочных мер союзников. Особо выделяются дипломатические шаги США, приведшие к прекращению подводной войны Германией и подписанию перемирия. На основе работ исследователей, которые основываются на архивных данных изучаемого периода, автор анализирует последствия подводной войны для итогов мировой войны, включая передачу германских субмарин союзникам и завершение военно-морских операций.
В предлагаемой статье рассматриваются особенности изложения «географии» и «хорографии» у Марциана Капеллы. Из девяти книг «Бракосочетания» семь посвящены отдельным научным дисциплинам: грамматике, диалектике, риторике, геометрии, арифметике, астрономии и гармонии. Из содержания рассказа в шестой книге становится понятно, что геометрия - дисциплина сложная и многогранная, дополнительно включающая в себя «географию» и «хорографию». В узком смысле геометрия занимается изучением фигур, в широком - формой и положением земли, тепловыми поясами и указанием локаций на географической карте. Эти две дисциплины дополняли друг друга и позволяли ученикам получить более широкие представления о земной поверхности. Образовательный цикл, изложенный автором, к V в. еще не представлял собой прочно устоявшеюся интеллектуальную концепцию и претерпевал значительные изменения ещё в течение двух веков. Отсюда, допустимо предположить, что каждый автор вплоть до окончательного оформления круга свободных дисциплин был вправе вносить изменения в список и содержание предметов, в том числе «географии» и «хорографии». Несмотря на очевидное сходство их содержания с рассказом Клавдия Птолемея, в «Бракосочетании» обозначаются и строгие терминологические рамки каждой ключевой дисциплины. Для первой допустимо употребление терминов terra и orbis, для второй - orbis terrarum, provincia и finis. Указанное обстоятельство позволяет увидеть приблизительный путь «географии» (в античном понимании) от представлений Клавдия Птолемея, жившего в период наивысшего расцвета Римской империи, до поздней Античности. Идеи, заложенные Марцианом Капеллой, легли в основу определения «Геометрии» в развитое Средневековье.
Издательство
- Издательство
- НВГУ
- Регион
- Россия, Нижневартовск
- Почтовый адрес
- 628602, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нижневартовск, улица Ленина, д. 56.
- Юр. адрес
- 628602, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нижневартовск, улица Ленина, д. 56.
- ФИО
- Горлов Сергей Иванович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- nvsu@nvsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (346) 6443950
- Сайт
- https://nvsu.ru/