Статья посвящена исследованию особенностей архитектуры монастыря (храмов, алтаря, росписей и икон, колокольни) для духовного просвещения и воцерковления верующего народа. Показана роль храма, как «проповедника стоящего на месте», колокольного звона, как невербального языка проповеди и др. В качестве примера избраны архитектурные строения Иосифо-Волоцкого монастыря.
Идентификаторы и классификаторы
Для понимания значения капитального храмового здания для Православия, уместно привести слова Патриарха Московского и всея России свт Тихона (Беллавина), которые он написал в 1900 г. в своём Отчёте о состоянии Алеутской епархии: «Постройка церквей…, кроме общего значения, присущего храмам, имеет … особое значение для дела православия. В тех местах, где только временно нанимается помещение для совершения богослужений, а нет постоянного храма, прихожане, и особенно сторонние… склонны считать и самое дело православия временным… Напротив, в местности, где строится церковь, православие не только утверждается, но приобретает себе новых членов»1. А вот слова, сказанные уже в начале XXI в.: «Храм — проповедник, стоящий на месте»2.
Список литературы
1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета с параллельными местами и приложениями [Текст]: в синодальном переводе. — М.: Никея, 2016. Портал «Азбука веры». URL: https://azbykaa.ru/biblia/?r (дата доступа 05.05.2024).
2. Деяния Вселенских соборов изданные в русском переводе при казанской духовной академии. В 7 томах. Издание 3-е. — Казань: Центральная типография. / Том 7. 1909. Портал «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikhsoborov- tom7/1_14#source (дата доступа 05.05.2024). 32 Геронтий (Кургановский), архим. Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. – СПб.: Типография Штаба Отдельнаго Корпуса Пограничной Стражи, 1903, с. 41-42. 33 Там же, с. 42.
3. Жизнь и Путь — преподобный Серафим Саровский. Сайт: http://omolenko.com/zhitiya/ serafim.htm?p=3 (дата доступа 05.05.2024).
4. Кавельмахер В.В. К строительной истории колокольни Иосифо-Волоколамского монастыря. Сайт: «В.В. Кавельмахер». URL: http://kawelmacher. ru/science_kavelmakher20.htm (дата обращения 05.05.2024).
5. Кандило. Портал «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/kandilo (дата доступа 05.05.2024).
6. Колокольня Иосифо-Волоцкого монастыря. Сайт: «Общество церковных звонарей — zvon. ru». URL: http://zvon.ru/article5.view4.page5.part1. html (дата доступа 27.12.2013).
7. Посашко В. Пасхальный звон: молитва в бронзе. / Журнал «Фома». Спецвыпуск «Москва Пасхальная». 10.05.2013 г. Сайт «Фома.ru». URL: https://yandex.ru/turbo/s/foma.ru/pasxalnyij-zvonmolitva- v-bronze.html (дата доступа 05.05.2024).
8. Пособие к изучению устава богослужения православной церкви / [К. Никольский]. — [Репринт. изд.]. — М.: Моск. подворье Свято-Успен. Псково- Печер. монастыря, 1995. Сайт «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nikolskij/posobie- k-izucheniyu-ustava-bogosluzhenija-pravoslavnojtserkvi/# source (дата доступа 05.05.2024).
9. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Фонд 1192 «Иосифов Волоколамский (Волоцкий) мужской монастырь, Волоколамский уезд Московской губернии».
10. Свеча церковная. / Портал: «Азбука веры». URL: http://azbyka.ru/dictionary/17/svecha_cerkovnaja- all.shtml (дата доступа 05.05.2024).
11. Святитель Николай (Велимирович), епископ. Символы и сигналы. Портал «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/ simvoly-i-signaly/ (дата доступа 05.05.2024).
12. Устав церковного звона. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. [Электронный текст]. Портал «Азбука-веры». URL: https://azbyka.ru/kliros/wp-content/ uploads/2022/08/ustav_tserkovnogo_zvona.pdf (дата доступа 05.05.2024).
13. Цвета куполов православных храмов. Сайт: «Свято-Елисаветинский монастырь». URL: https://obitel-minsk.ru/chitat/den-za-dnyom/2021/ cveta-kupolov-pravoslavnyx-xramov (дата доступа 05.05.2024).
14. Чин благословения кампана сиесть колокола или звона. Сайт «Колокола.com». URL: https:// kolokola.com/archives/60 (дата доступа 05.05.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В 2024 г. исполнилось семьдесят лет М.В. Винокуровой — крупному историку, выдающемуся знатоку аграрной истории Англии, исследователю социальных отношений в городской и деревенской среде Британии в период Средневековья и раннего Нового времени.
Статья посвящена рассмотрению практического опыта работы уникального музейного пространства этнографической направленности, культурно-образовательного центра «Музей кобзарства Крыма и Кубани» имени А.Ф. Нырко, который с 1984 года действует на базе Гуманитарно-педагогической академии (филиал г. Ялта) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Автором анализируются экспозиционные и культурно-воспитательные возможности музейного пространства в качестве актуальной научно-просветительской базы академии и Крымского региона. Особо значимо автором обозначена роль создателя музея, этнографа А.Ф. Нырко, в сфере этномузыкальной, культурной и образовательной работы в полиэтническом крымском регионе.
Основная цель исследования состоит в изучении специфики нормативно-правового регулирования в осуществлении государственной музейной политики постсоветского периода, а также выявление его динамики на современном этапе. На основе выделенного блока проблем определены особенности базового законодательного регулирования музейной политики. В результате исследования выявлены общие проблемы действующего законодательства, связанные с наличием серьёзных пробелов в составе установленных обязанностей органов власти в музейной сфере. Проведённый анализ правовых актов позволяет сделать вывод о том, что установленные законодательством государственные обязанности должны чётко определять необходимость и обязательность соответствующих форм их поддержки со стороны органов государственной власти, заявленных в музейной политике.
В данной статье подробно исследуется история и значение усадьбы Строгановых в Волышово как важного памятника архитектуры и культуры. Специальное внимание уделено влиянию семьи Строгановых на развитие культурной жизни региона. При этом используется культурологическая теория культурной топографии. Кроме того, раскрываются архитектурные и художественные черты усадьбы, анализируется история её постройки, архитектурные особенности и роль как центра культурной жизни. Также изучается влияние и значимость семьи Строгановых для развития культуры и искусства в России, а также значение данной усадьбы в современном контексте. Цель публикации — представить читателям ценный анализ усадьбы Строгановых в Волышово как ключевого исторического и архитектурного объекта, подчеркнув его важность в понимании и сохранении культурного наследия страны.
В статье анализируются основные направления, подходы и принципы формирования собраний музеев Русской православной церкви как конфессиональных музеев, появившихся в культурном пространстве России в постсоветский период. Рассматриваются источники и формы комплектования фондов, концептуальные основы отбора материалов.
На основе анализа материалов археологических исследований мерянских языческих святилищ и могильников IX — начала XI вв., а также текста «Жития Авраамия Ростовского» и народного предания «Сказание о построении града Ярославля» проведена историческая реконструкция языческих верований и культов финно-угорского племени меря, населявшего ростовские, ярославские, суздальские и костромские земли в IX — начале XI вв. В исследовании также проведён анализ мерянских традиционных представлений о загробном мире.
Благотворительность рассматривается как неотъемлемая часть нематериального культурного наследия России. На примере социального служения представителей Императорского Дома Романовых авторы обращаются к различным формам их благотворительности, являющимся актуальными в мирное и военное время.
В статье исследуется практика создания слова главы Алтайской миссии архимандрита Макария как составляющая лингвистических практик Алтайской миссии XIX века, включающая в себя: а) акцентуацию грамматического предиката как основы логической пропозиции, отражающей в высказывании присутствие-позицию «мыслящего духа». б) двоичную детерминированность, или бинарную производность; в) усиление семантики отрицания как основы конструирования концепции отрицания в качестве знания об ином бытии. С целью расширения представления о концептуальной среде, в которой формировалась философия слова главы Алтайской миссии, и понимания в российском обществе XIX века задач просвещения, анализируются воззрения религиозного философа, литературного критика, одного из главных теоретиков славянофильства И.В. Киреевского.
В статье представлены результаты исследования иконографии образа блаженной Пелагии Серебренниковой, юродивой Серафимо-Дивеевского монастыря, в архивах РГИА, РНБ, Ново-Иерусалимского монастыря. Впервые атрибутировано прижизненное фотографическое изображение Пелагии Дивеевской из собрания Муромского историко-художественного музея. Сделаны выводы о месте иконографии в системе визуального воплощения образа монастырских юродивых.
Контрастом к делу Цубербиллер выглядит дело по обвинению присяжного поверенного И.И. Филиппова в участии в Московском комите- те Междупартийного Красного Креста1.
В статье раскрываются основные тенденции и целеполагание идеологии трансгуманизма; основные вызовы и угрозы для человека и общества, связанные с осуществлением трансгуманистической парадигмы в современном мире. Данные тенденции рассматриваются автором в их соотнесении с концепцией отечественного философа А.С. Хомякова, его учением об иранстве и кушитстве: как о двух фундаментальных культурных и религиозных моделях отношения к человеку и обществу.
В статье раскрываются основные тенденции и целеполагание идеологии трансгуманизма; основные вызовы и угрозы для человека и общества, связанные с осуществлением транс- гуманистической парадигмы в современном мире. Данные тенденции рассматриваются автором в их соотнесении с концепцией отечественного философа А.С. Хомякова, его учением об иранстве и кушитстве: как о двух фундаментальных культурных и религиозных моделях отношения к человеку и обществу.
В статье рассмотрены особенности и культурные основы российской цивилизационной парадигмы и роль Крыма в её формировании. Авторы исходят из того, что цивилизационная парадигма определяется соответствующей культурой и представляет собой систему мировоззренческих принципов, идей, воззрений и убеждений, характерных для соответствующего исторического периода. Отмечено, что именно воссоединение Крыма и России в 2014 году, ставшее важнейшим цивилизационным событием, и сопряжённое, прежде всего, с культурными основаниями, вызвало вопросы, касающиеся особенностей отечественной цивилизационной парадигмы и её роли в обеспечении гражданской идентичности, национальной консолидации и государственной безопасности.
В статье содержится анализ положения и состояние дел с этнокультурным разнообразием Тюменской области. Приведена характеристика территории и населения, которое отличается этническим разнообразием, всё более активно вовлекаемым в туристский оборот. Отражена деятельность музеев и музеефицированных пространств как трансляторов культур народов, населяющих территорию фактора укрепления культурного суверенитета региона.
В статье анализируется реализм в художественных произведениях. Показано, что понятие реализма неоднородно, что реализм изменчив по своей природе. С одной стороны, всякое произведение искусства тенденциозно, и характер реализма отображает направление этой тенденциозности (например, критический реализм, социалистический реализм). С другой стороны, реализм характеризуется свойствами той реальности, которая отображается в произведении (бытовой реализм, сказочный реализм, магический реализм, фантастический реализм).
Аркадий Пластов в незавершённом цикле иллюстраций к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» создаёт особый образ событий: Емельяна Пугачёва, предводителя крестьянского восстания, он изображает господствующим над площадью и вообще публичной жизнью, а Гринёву и Савельичу придаёт отдельные черты святых юродивых. При этом на зрителя смотрит Пугачёв, зритель приглашён к дружбе со стихией бунта. Мы доказываем, что эти иллюстрации представляют собой интерпретацию романа: ху- дожник показывает, как Пушкин шёл от романа в духе Вальтера Скотта одновременно к реализму и новому классицизму и созданию канона русской классической литературы. Гринёв и Швабрин приобретают черты типажей классицистской культуры, соответственно, резонёра и либертена. Сравнение с другими иллюстрациями показывает, что две необходимости, изображение эмоций героев и изображение больших исторических событий, не могут быть согласованы в одной иллюстрации. Возникают разрывы, помогающие читателю лучше понять специфику реализма Пушкина, служа основным комментарием, специфицируя общий реализм романа, а не эмоциональное содержание сцен.
Издательство
- Издательство
- ИНСТИТУТ НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2
- Юр. адрес
- 119072, г Москва, р-н Якиманка, Берсеневская наб, д 18-20-22 стр 3
- ФИО
- Аристархов Владимир Владимирович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- sfrik@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (381) 2268858