В статье анализируются основные направления, подходы и принципы формирования собраний музеев Русской православной церкви как конфессиональных музеев, появившихся в культурном пространстве России в постсоветский период. Рассматриваются источники и формы комплектования фондов, концептуальные основы отбора материалов.
Идентификаторы и классификаторы
За последние десятилетия музейная сеть России претерпела кардинальные изменения. Если в советскую эпоху она включала только государственные и общественные музеи, то закрепление Конституцией Российской Федерации в 1993 г. многообразия форм собственности — частной, государственной, муниципальной и иных форм, а также принятие ФЗ «О Музейном фонде в Российской Федерации и музеях Российской Федерации» (1996) привело к активному развитию негосударственных музеев.
Список литературы
1. Деева, Е.В. Источники и способы комплектования фондов УСЕЦИМ / Е.В. Деева // Музей как хранитель исторической памяти: Сб. материалов научной конференции, посвящённой 25-летию Самарского епархиального церковно-исторического музея. — Самара: “Научно-технический центр”, 2022. С. 123–128. URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_48749676_29751717.pdf
2. Кирьянова, О.Г. Музейные учреждения Русской Православной Церкви в XX — начале XXI вв. / О.Г. Кирьянова // Культурологический журнал. — 2020. — № 1(39). — С. 1–17. — DOI 10.34685/ HI.2020.87.46.002.
3. Кирьянова, О.Г. Церковные музеи Центральной России / О.Г. Кирьянова — М.: Институт Наследия, 2022. — 198 с. — DOI 10.34685/ HI.2022.15.77.001.
4. Костомарова, Э.Л. Взаимодействие монастырей и государственных музеев в России на рубеже XX-XXI столетий / Э.Л. Костомарова // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2013. — № 1. — С. 116–122.
5. Лабутин, А.В. История создания Самарского епархиального церковно-исторического музея / А.В. Лабутин // Музей как хранитель исторической памяти : Сб. материалов научной кон- ференции, посвящённой 25-летию Самарского епархиального церковно-исторического музея. Самара: ООО “Научно-технический центр”, 2022.– С. 16–21. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_48749606_83289468.pdf
6. Радченко, О.И. Социальная функция, цели и задачи епархиального музея / О.И. Радченко // Музей как хранитель исторической памяти : Сб. материалов научной конференции, посвящённой 25-летию Самарского епархиального церковно-исторического музея. Самара: ООО “Научнотехнический центр”, 2022. — С. 45–52.URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48749662_ 15992715.pdf
Выпуск
Другие статьи выпуска
В 2024 г. исполнилось семьдесят лет М.В. Винокуровой — крупному историку, выдающемуся знатоку аграрной истории Англии, исследователю социальных отношений в городской и деревенской среде Британии в период Средневековья и раннего Нового времени.
Статья посвящена рассмотрению практического опыта работы уникального музейного пространства этнографической направленности, культурно-образовательного центра «Музей кобзарства Крыма и Кубани» имени А.Ф. Нырко, который с 1984 года действует на базе Гуманитарно-педагогической академии (филиал г. Ялта) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Автором анализируются экспозиционные и культурно-воспитательные возможности музейного пространства в качестве актуальной научно-просветительской базы академии и Крымского региона. Особо значимо автором обозначена роль создателя музея, этнографа А.Ф. Нырко, в сфере этномузыкальной, культурной и образовательной работы в полиэтническом крымском регионе.
Основная цель исследования состоит в изучении специфики нормативно-правового регулирования в осуществлении государственной музейной политики постсоветского периода, а также выявление его динамики на современном этапе. На основе выделенного блока проблем определены особенности базового законодательного регулирования музейной политики. В результате исследования выявлены общие проблемы действующего законодательства, связанные с наличием серьёзных пробелов в составе установленных обязанностей органов власти в музейной сфере. Проведённый анализ правовых актов позволяет сделать вывод о том, что установленные законодательством государственные обязанности должны чётко определять необходимость и обязательность соответствующих форм их поддержки со стороны органов государственной власти, заявленных в музейной политике.
В данной статье подробно исследуется история и значение усадьбы Строгановых в Волышово как важного памятника архитектуры и культуры. Специальное внимание уделено влиянию семьи Строгановых на развитие культурной жизни региона. При этом используется культурологическая теория культурной топографии. Кроме того, раскрываются архитектурные и художественные черты усадьбы, анализируется история её постройки, архитектурные особенности и роль как центра культурной жизни. Также изучается влияние и значимость семьи Строгановых для развития культуры и искусства в России, а также значение данной усадьбы в современном контексте. Цель публикации — представить читателям ценный анализ усадьбы Строгановых в Волышово как ключевого исторического и архитектурного объекта, подчеркнув его важность в понимании и сохранении культурного наследия страны.
На основе анализа материалов археологических исследований мерянских языческих святилищ и могильников IX — начала XI вв., а также текста «Жития Авраамия Ростовского» и народного предания «Сказание о построении града Ярославля» проведена историческая реконструкция языческих верований и культов финно-угорского племени меря, населявшего ростовские, ярославские, суздальские и костромские земли в IX — начале XI вв. В исследовании также проведён анализ мерянских традиционных представлений о загробном мире.
Благотворительность рассматривается как неотъемлемая часть нематериального культурного наследия России. На примере социального служения представителей Императорского Дома Романовых авторы обращаются к различным формам их благотворительности, являющимся актуальными в мирное и военное время.
В статье исследуется практика создания слова главы Алтайской миссии архимандрита Макария как составляющая лингвистических практик Алтайской миссии XIX века, включающая в себя: а) акцентуацию грамматического предиката как основы логической пропозиции, отражающей в высказывании присутствие-позицию «мыслящего духа». б) двоичную детерминированность, или бинарную производность; в) усиление семантики отрицания как основы конструирования концепции отрицания в качестве знания об ином бытии. С целью расширения представления о концептуальной среде, в которой формировалась философия слова главы Алтайской миссии, и понимания в российском обществе XIX века задач просвещения, анализируются воззрения религиозного философа, литературного критика, одного из главных теоретиков славянофильства И.В. Киреевского.
В статье представлены результаты исследования иконографии образа блаженной Пелагии Серебренниковой, юродивой Серафимо-Дивеевского монастыря, в архивах РГИА, РНБ, Ново-Иерусалимского монастыря. Впервые атрибутировано прижизненное фотографическое изображение Пелагии Дивеевской из собрания Муромского историко-художественного музея. Сделаны выводы о месте иконографии в системе визуального воплощения образа монастырских юродивых.
Контрастом к делу Цубербиллер выглядит дело по обвинению присяжного поверенного И.И. Филиппова в участии в Московском комите- те Междупартийного Красного Креста1.
В статье раскрываются основные тенденции и целеполагание идеологии трансгуманизма; основные вызовы и угрозы для человека и общества, связанные с осуществлением трансгуманистической парадигмы в современном мире. Данные тенденции рассматриваются автором в их соотнесении с концепцией отечественного философа А.С. Хомякова, его учением об иранстве и кушитстве: как о двух фундаментальных культурных и религиозных моделях отношения к человеку и обществу.
В статье раскрываются основные тенденции и целеполагание идеологии трансгуманизма; основные вызовы и угрозы для человека и общества, связанные с осуществлением транс- гуманистической парадигмы в современном мире. Данные тенденции рассматриваются автором в их соотнесении с концепцией отечественного философа А.С. Хомякова, его учением об иранстве и кушитстве: как о двух фундаментальных культурных и религиозных моделях отношения к человеку и обществу.
В статье рассмотрены особенности и культурные основы российской цивилизационной парадигмы и роль Крыма в её формировании. Авторы исходят из того, что цивилизационная парадигма определяется соответствующей культурой и представляет собой систему мировоззренческих принципов, идей, воззрений и убеждений, характерных для соответствующего исторического периода. Отмечено, что именно воссоединение Крыма и России в 2014 году, ставшее важнейшим цивилизационным событием, и сопряжённое, прежде всего, с культурными основаниями, вызвало вопросы, касающиеся особенностей отечественной цивилизационной парадигмы и её роли в обеспечении гражданской идентичности, национальной консолидации и государственной безопасности.
В статье содержится анализ положения и состояние дел с этнокультурным разнообразием Тюменской области. Приведена характеристика территории и населения, которое отличается этническим разнообразием, всё более активно вовлекаемым в туристский оборот. Отражена деятельность музеев и музеефицированных пространств как трансляторов культур народов, населяющих территорию фактора укрепления культурного суверенитета региона.
В статье анализируется реализм в художественных произведениях. Показано, что понятие реализма неоднородно, что реализм изменчив по своей природе. С одной стороны, всякое произведение искусства тенденциозно, и характер реализма отображает направление этой тенденциозности (например, критический реализм, социалистический реализм). С другой стороны, реализм характеризуется свойствами той реальности, которая отображается в произведении (бытовой реализм, сказочный реализм, магический реализм, фантастический реализм).
Статья посвящена исследованию особенностей архитектуры монастыря (храмов, алтаря, росписей и икон, колокольни) для духовного просвещения и воцерковления верующего народа. Показана роль храма, как «проповедника стоящего на месте», колокольного звона, как невербального языка проповеди и др. В качестве примера избраны архитектурные строения Иосифо-Волоцкого монастыря.
Аркадий Пластов в незавершённом цикле иллюстраций к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» создаёт особый образ событий: Емельяна Пугачёва, предводителя крестьянского восстания, он изображает господствующим над площадью и вообще публичной жизнью, а Гринёву и Савельичу придаёт отдельные черты святых юродивых. При этом на зрителя смотрит Пугачёв, зритель приглашён к дружбе со стихией бунта. Мы доказываем, что эти иллюстрации представляют собой интерпретацию романа: ху- дожник показывает, как Пушкин шёл от романа в духе Вальтера Скотта одновременно к реализму и новому классицизму и созданию канона русской классической литературы. Гринёв и Швабрин приобретают черты типажей классицистской культуры, соответственно, резонёра и либертена. Сравнение с другими иллюстрациями показывает, что две необходимости, изображение эмоций героев и изображение больших исторических событий, не могут быть согласованы в одной иллюстрации. Возникают разрывы, помогающие читателю лучше понять специфику реализма Пушкина, служа основным комментарием, специфицируя общий реализм романа, а не эмоциональное содержание сцен.
Издательство
- Издательство
- ИНСТИТУТ НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2
- Юр. адрес
- 119072, г Москва, р-н Якиманка, Берсеневская наб, д 18-20-22 стр 3
- ФИО
- Аристархов Владимир Владимирович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- sfrik@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (381) 2268858