Архив статей журнала

ВОПРОСУ О ЯЗЫЧЕСКИХ ВЕРОВАНИЯХ И КУЛЬТАХ ФИННО-УГОРСКОГО ПЛЕМЕНИ МЕРЯ (2024)
Выпуск: № 4 (47) (2024)
Авторы: Козлов Михаил Николаевич, Бойцова Елена Евгеньевна

На основе анализа материалов археологических исследований мерянских языческих святилищ и могильников IX — начала XI вв., а также текста «Жития Авраамия Ростовского» и народного предания «Сказание о построении града Ярославля» проведена историческая реконструкция языческих верований и культов финно-угорского племени меря, населявшего ростовские, ярославские, суздальские и костромские земли в IX — начале XI вв. В исследовании также проведён анализ мерянских традиционных представлений о загробном мире.

Сохранить в закладках
РУССКАЯ КУЛЬТУРА СЛОВА XIX ВЕКА: ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА АРХИМАНДРИТА МАКАРИЯ (2024)
Выпуск: № 4 (47) (2024)
Авторы: Халина Наталья Васильевна, Пивкина Надежда Николаевна, Деминова Марина Александровна

В статье исследуется практика создания слова главы Алтайской миссии архимандрита Макария как составляющая лингвистических практик Алтайской миссии XIX века, включающая в себя: а) акцентуацию грамматического предиката как основы логической пропозиции, отражающей в высказывании присутствие-позицию «мыслящего духа». б) двоичную детерминированность, или бинарную производность; в) усиление семантики отрицания как основы конструирования концепции отрицания в качестве знания об ином бытии. С целью расширения представления о концептуальной среде, в которой формировалась философия слова главы Алтайской миссии, и понимания в российском обществе XIX века задач просвещения, анализируются воззрения религиозного философа, литературного критика, одного из главных теоретиков славянофильства И.В. Киреевского.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ИОСИФО-ВОЛОЦКОГО МОНАСТЫРЯ КАК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА (2024)
Выпуск: № 4 (47) (2024)
Авторы: Смулов Алексей Михайлович

Статья посвящена исследованию особенностей архитектуры монастыря (храмов, алтаря, росписей и икон, колокольни) для духовного просвещения и воцерковления верующего народа. Показана роль храма, как «проповедника стоящего на месте», колокольного звона, как невербального языка проповеди и др. В качестве примера избраны архитектурные строения Иосифо-Волоцкого монастыря.

Сохранить в закладках