EISSN 2311-3499
Язык: ru

Статья: "Я"-ДЕЙКСИС КАК МАРКЕР ЛИЧНОСТИ ГОВОРЯЩЕГО (НА МАТЕРИАЛЕ РЕЧИ УЧАСТНИКОВ РАДИОИНТЕРВЬЮ) (2019)

Читать онлайн

Статья посвящена рассмотрению связи в речи персонального дейксиса с гранями языковой личности, которые эксплицируются говорящим. Дейксис является одним из важных эго-маркеров и ярче всего проявляет себя в ситуации диалога, что определило выбор радиоинтервью в качестве материала исследования. Интервью предполагает трех участников коммуникативного акта: ведущего, респондента и слушателя. Ведущий, несмотря на свою роль организатора интервью, проявляет себя и как носитель субъективной оценки (эксплицитной и имплицитной), и как дискурсивная личность, и как профессионал. В зависимости от этого говорящий использует в речи местоимение «я» в разных значениях: от «я» как формального элемента, организующего коммуникацию между участниками интервью, до «я» как маркера личности говорящего (биографической, реальной и духовной, ментальной). Аналогичные значения местоимения «я» выделяются и в речи респондента. В соответствии с функцией «я»-элемента мы предлагаем следующую общую классификацию дейктиков: «Я»-дейксис организатора коммуникативного акта, включающий в себя перформативный и дискурсивный «я»-дейксис, и «я»-дейксис личности говорящего, состоящий из биографического «я»-дейксиса и ментального «я»-дейксиса. Доказано, что дейктик, независимо от выполняемой функции, содержит элемент субъективной оценки, то есть говорящий даже в формальной роли организатора/профессионала всегда привносит в высказывание свою точку зрения.

Ключевые фразы: ДЕЙКСИС, персональный дейксис, говорящий, респондент, радиоинтервью, местоимение "я", классификация дейксиса, deixis, personal deixis, speaker, interviewee, radio interview, pronoun "i", deixis classification
Автор (ы): Лисова Олеся Ольга
Журнал: ЭКОЛОГИЯ ЯЗЫКА И КОММУНИКАТИВНАЯ ПРАКТИКА

Идентификаторы и классификаторы

УДК
811.161.1. Русский язык См. также пример, приведенный в классе 81'282.2
Префикс DOI
10.17516/2311-3499-059
eLIBRARY ID
38556720
Для цитирования:
ЛИСОВА О. О. "Я"-ДЕЙКСИС КАК МАРКЕР ЛИЧНОСТИ ГОВОРЯЩЕГО (НА МАТЕРИАЛЕ РЕЧИ УЧАСТНИКОВ РАДИОИНТЕРВЬЮ) // ЭКОЛОГИЯ ЯЗЫКА И КОММУНИКАТИВНАЯ ПРАКТИКА. 2019. № 2 (17)
Текстовый фрагмент статьи