В статье исследуется проблема стимулирования вузов к увеличению набора и удержанию студенческого контингента. Доказывается, что действующая система определения контрольных цифр набора и финансирования вузов приводит к необходимости экстенсивного накопления и удержания студентов. В свою очередь при условии слабости выходного контроля знаний и отсутствии имиджевых потерь создаются устойчивые стимулы к снижению качества высшего образования. Устойчивость циклично поддерживается как внутривузовскими системами оценки качества образования, так и за счет эффекта координации.
Идентификаторы и классификаторы
Общественной целью высшего образования является формирование у студентов необходимых для профессиональной деятельности компетенций. Однако высшее образование является квазиобщественным благом, значительное участие в регулировании и финансировании которого должно играть государство [4]. Вместе с тем современная вузовская система образования, созданная в России, задействует для реализации целей государства и общества соответствующие относительно свободные юридические лица (бюджетные, частные некоммерческие организации и пр.). Цели руководства этих лиц и цели государства могут отличаться в связи со стандартными свойствами больших открытых систем (эмерджентность целей, например) и институциональными проблемами, возникающими в рамках взаимодействия «принципал-агент». Под действием этих свойств и процессов первоначальная цель высшего образования может искажаться и преобразовываться в частные цели образовательных учреждений, что не может не сказываться на качестве образования с позиций общественных интересов.
Список литературы
1. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 26 марта 2021 г. № 209 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере высшего образования и дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих высшее образование, молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/.
2. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 1 ноября 2021 г. № 996 «Об утверждении Порядка проведения конкурса по распределению контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования, а также по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/.
3. Груздев И. А., Горбунова Е. В., Фрумин И. Д. Студенческий отсев в российских узах: к постановке проблемы // Вопросы образования. – 2013. – № 2. – С. 67–81.
4. Лукичёв П.М. Экономика высшего образования России: государственное регулирование или дерегулирование? // Перспективы науки и образования. – 2017. – № 4 (28). – С. 23–27.
5. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, Л. Б. Кузьмичева, О. К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2022.
6. Пашкус Н.А., Пашкус В.Ю. Модернизация российского образования: проблемы, направления, возможности внедрения в вузах // Общество: политика, экономика, право. – 2014. – № 3. – С. 16–21.
7. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы (ЭММ), vol. 35(2). – М.: Российская экономическая школа, 1998.
8. Чекмарев О.П. Методологические основы концепции устойчивого развития: микро-, макро- и глобальный уровень // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. – 2018. – № 50. – С. 135–140.
9. Чекмарев О.П. Блажен, кто трудится. Факторы удовлетворенности от работы // Креативная экономика. – 2008. – № 5 (17). – С. 60–64.
10. ВЦИОМ. Официальный сайт. – URL: https://wciom.ru/.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблемам развития и управления розничными сетями на российском рынке в современных кризисных условиях. Проанализированы основные проблемы, возникающие в сфере ритейла в последнее время, и возможности их решения в перспективе. Рассмотрены вопросы параллельного импорта, противостояние online- и ofline-розничных сетей, кадровое обеспечение торговых организаций. Сделан вывод о неопределенности перспектив развития розничной торговли в Российской Федерации, в том числе сетевых торговых организаций, в силу их крайней зависимости и от внешних, и от внутренних факторов, как фундаментальных, так и ситуативных.
Статья посвящена теме изменений в структуре потребительских расходов российских домохозяйств. Потребительское поведение выступает важным индикатором как процессов, происходящих в экономике в целом, так в отношении изменения качества жизни граждан. Новизна исследования заключалась в определении тенденций изменения в объеме потребления групп товаров и услуг, установлении корреляционных зависимостей между показателями удельного веса потребления отдельных групп и с ресурсами домохозяйств за 2004–2020 гг. В статье показано, что продовольственные и непродовольственные товары и услуги можно распределить по пяти группам, характеризующим взаимосвязь с реальным располагаемым ресурсом домохозяйств. В итоге были сделаны выводы о том, что увеличение реального располагаемого ресурса домохозяйств приводило к росту расходов на услуги, сокращению расходов на непродовольственные товары и наоборот. Удельный вес расходов на продукты питания в России остается стабильно высоким, что связано с высоким темпом роста цен на продовольствие и значительной долей бедного населения. Практическая значимость полученных результатов определяется возможностью их применения в практике государственного регулирования экономики и экономической деятельности предприятий для принятия взвешенных решений по обеспечению продовольственной безопасности и формированию конкурентоспособного ассортимента товаров и услуг.
В статье рассмотрена роль налоговой грамотности для физических лиц, определены ее составляющие элементы. Раскрыты вопросы уплаты налогов физическими лицами, роли налогов в формировании федерального бюджета, приведены примеры использования налоговых стандартных, социальных, имущественных вычетов по НДФЛ. Приведены способы исполнения налоговых обязательств с использованием цифровых ресурсов. Обоснована необходимость формирования налоговых навыков, углубления налоговых знаний, развития налоговой культуры граждан.
В России в связи со значительными историческими экспериментами так и не сформировалась база для стабильного функционирования частного бизнеса. Без функционирования определенных институтов невозможно создать такую экономику, где индивиды, желающие заниматься предпринимательством, не будут бояться за сохранность своего бизнеса, и с более низкой вероятностью будут вовлечены в государственные коррупционные схемы. Развитие инклюзивных экономических и политических институтов приведет к формированию рынка совершенной конкуренции, в рамках которого предприниматели смогут проявить свои инициативность, креативность, творчество. Поэтому помимо предоставления фундаментальных знаний классический университет должен выступать как образовательная и дискуссионная площадка для повышения экономической грамотности вовлеченных в региональный бизнес людей и формирования конструктивной повестки, направленной на улучшение условий ведения бизнеса в регионе.
В статье определяется важность патриотической составляющей как необходимого элемента молодежной инициативы любого уровня. Выводы опираются на результаты данных опроса Агентства социальной информации (представленном на сайте Росмолодежь) на федеральном уровне, на местном уровне – отчетными данными университета и ряда общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Установлено, что в последние два года доля детских и молодежных проектов с патриотической составляющей активно растет. Сделан вывод, что патриотическая составляющая как один из необходимых элементов молодежных проектов на творческих конкурсах различного уровня не потеряет своей актуальности, имея возможность преобразования из малых индивидуальных проектов в большие молодежные инициативы.
В статье рассмотрен опыт взаимодействия и сотрудничества с регионом экономического факультета классического университета – опорного вуза региона. Поскольку задача современного экономической науки не только создание нового экономического знания, подготовка кадров, способных создавать и развивать новую экономику, взаимодействие региональных администраций и региональных образовательных учреждений может обеспечить необходимые гибкость и качество образовательной деятельности. Определены основные направления развития взаимодействия и сотрудничества экономического факультета классического университета с региональными органами государственной власти и управления в целях обеспечения необходимых темпов социально-экономического развития региона.
Издательство
- Издательство
- ГАОУ ВО ЛО "ЛГУ ИМ.А.С.ПУШКИНА"
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 196605, город Санкт-Петербург, город Пушкин, Петербургское ш., д. 10
- Юр. адрес
- 196605, город Санкт-Петербург, город Пушкин, Петербургское ш., д. 10
- ФИО
- Двас Григорий Викторович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- osk@lengu.ru
- Контактный телефон
- +8 (495) 7413654
- Сайт
- https://lengu.ru