В статье рассматривается специфика воплощения в эпистолярии русских церковных писателей-монахов идеи самоумаления (кеносиса/кенозиса) человека, продвижение которой увязывается с развитием в русском православном социуме религиозно-философского учения исихазма. Привлекая тексты адресованных духовным ученикам писем, автор статьи очерчивает круг основных идей, реализующихся в них, в частности идей покаяния, смирения, обо́жения, спасения, умного делания, и вписывает идею самоумаления в исихастскую идеосферу. В центре внимания находится содержательная составляющая идеи самоумаления человека, репрезентирующая ее образы и языковые единицы. Как ключевые выделяются образы Иисуса Христа, мытаря (воплощающего раскаяние, подлинное, искреннее покаяние, смирение и умаление себя перед Богом) и христоподобных людей (святых). Как наиболее значимые в языковой реализации идеи самоумаления человека выделяются используемые авторами по отношению к себе определения «недостойный» , «недостойнейший» , «грешный» , «многогрешный» , «архигрешный» , «убогий» , «нижайший» , «приснослабый». В число свидетельствующих об умалении себя перед Богом и людьми включаются и такие языковые единицы, как «раб», «грешник», «раб неключимый», используемые писателями-монахами в самохарактеристиках. Отдельно рассматривается роль идеи самоумаления в жизни христианина и христианского общества, заключающаяся (прежде всего) в способствовании обретению послушания воле Божией и достижению спасения души через осознание греховности, избавление от греха, его покаянное признание.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17516/2311-3499-048
- eLIBRARY ID
- 37628085
Какое содержание вкладывается в понятие «исихазм» философами и богословами XX–XXI веков? В словаре «Русская философия» исихазм определяется как «этико-аскетическое учение о пути человека к единению с Богом» [Русская философия… 1995: 193]. В «Православной энциклопедии» автором словарной статьи «Исихазм» А.Г. Дунаевым говорится о том, что сегодня выделяется несколько значений термина «исихазм», в частности таких: «1) христ. монашеская жизнь, преимущественно отшельническая, ставящая своей целью созерцание и молитву; 2) практика молитвы Иисусовой и особые связанные с ней психофизические приемы; 3) богословие свт. Григория Паламы, имевшее своей целью, в частности, защитить и обосновать практику Иисусовой молитвы; 4) “политический исихазм” – комплекс социокультурных и политических идей, зародившихся в Византии и распространившихся в славянских странах…» [Православная энциклопедия 2011: 240]. И.Ф. Мейендорфом – одним из ведущих православных богословов ХХ века, крупнейшим специалистом в области патристики и византийской истории – рассматривалось четыре смысла употребления слова «исихазм», при этом ученый отмечал, что «…первоначально единственный смысл этого термина отражает созерцательную, отшельническую форму жизни христианского монашества…» [Мейендорф 1974: 292].
Список литературы
1. Андреевский И.М. Православно-христианское нравственное богословие [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/T7wKeD (дата обращения: 08.12.2018).
2. Астэр И.В. Современное русское православное монашество как социокультурный феномен: автореф. дис. … канд. филос. наук. СПб., 2009. 22 с. EDN: NKZNUD
3. Бронзов А.А. Христианская добродетель - смирение. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bronzov/hristianskaja-dobrodetel-smirenie/ (дата обращения: 08.12.2018).
4. Ветелев А.А. Поучения. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Aleksandr_Vetelev/pouchenija/1 (дата обращения: 11.12.2018).
5. Воронин Т.Л. Художественные особенности эпистолярного наследия Феофана Затворника // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. 2007. № 2 (8). С. 7-19. EDN: KVAGDT
6. Громов М.Н. Исихазм в восточнославянской культуре // Вестник славянских культур. Т. XI. 2009. № 1. С. 5-15.
7. Думитраке Ю.К. Кенозис как философское понятие // Дискуссия. 2014. № 10 (51). С. 37-40. EDN: TAVCKH
8. Иустин (Попович), архим. Христианство по учению преподобного Макария Египетского [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/cCmqAJ (дата обращения: 11.12.2018).
9. Каширина В.В. Литературное наследие Оптиной Пустыни: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2007. 52 с. EDN: NIURZB
10. Комков О.А. О некоторых аспектах феноменологии восточнохристианского художественного текста // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 4. С. 58-73. EDN: KYTUHJ
11. Лихачев Д.С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. 68 с.
12. Мейендорф И.Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 29. Л., 1974. С. 291-305.
13. Моргачева А.В. Русская культура: влияние монашества на формирование ее универсалий: автореф. дис. … канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2011. 23 с. EDN: ZOJHKT
14. Никитина С.В. Тринитарный подход к понятию послушания в антропологии архимандрита Софрония (Сахарова) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2010. № 20. С. 63-70. EDN: UUYGBX
15. Никитина С.В. Понимание любви и смирения в богословской мысли архимандрита Софрония (Сахарова) // Консультативная психология и психиатрия. 2012. № 3 (74). С. 81-100.
16. Постовалова В.И. «Монастырь в миру» и его культурно-исторические лики (к богословию православной аскезы) // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2012. № 3. С. 46-81. EDN: PDJKSJ
17. Православная энциклопедия. Т. XXVII. Исаак Сирин - исторические книги / под общ. ред. Патриарха Моск. и всея Руси Кирилла. М.: Православная энциклопедия, 2011. 751 с.
18. Православная энциклопедия. Т. XXXII. Катехизис - Киево-Печерская икона “Успение Пресвятой Богородицы” / под общ. ред. Патриарха Моск. и всея Руси Кирилла. М.: Православная энциклопедия, 2013. 752 с.
19. Рожковский В.Б. Богословско-философские основания идеи кеносиса в контексте христианской антропологии // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 12. С. 240-246. EDN: OCSLXL
20. Рожковский В.Б. Идея «умаления человека» в православной мысли: философско-религиоведческая реконструкция: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2012. 40 с. EDN: ZOMBFH
21. Рубан Ю.И. Спасение. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/spasenie-ruban (дата обращения: 06.12.2018).
22. Русская философия: словарь / под общ. ред. М. А. Маслина. М.: Республика, 1995. 655 с. EDN: TTQCPN
23. Сержантов П.Б. Исихастская антропология о временном и вечном. Ин-т философии Рос. акад. наук. М.: Центр библейско-патрологических исследований отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви. М.: Православный паломник-М., 2010. 320 с. EDN: QVXRKH
24. Симеон (Гаврильчик), игумен. История исихазма и старческого служения в Православной Церкви и его традиции // XXII Международные Рождественские образовательные чтения (13 ноября 2013 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/DLKJh9 (дата обращения: 21.11.2018).
25. Симеон (Томачинский), иеромонах. Монашество в истории русской словесности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/65647.html (дата обращения: 25.11.2018).
26. Скоков С. Н. Идея интуиции в диалоге феноменологии и исихазма: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2002. 27 с. EDN: NLZQPJ
27. Скурат К.Е. Святость Руси. Святой подвиг Псково-Печерских старцев - назидательный пример Жития во Христе [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Konstantin_Skurat/svjatost-rusi/19 (дата обращения: 07.12.2018).
28. Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/uEPXqp (дата обращения: 09.12.2018).
29. Смолина А.Н. Речевой жанр совета в духовных письмах русских церковных писателей XX века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9-3 (63). С. 171-179. EDN: WKDXPL
30. Смолина А.Н. Речевой жанр утешения в эпистолярном церковно-религиозном общении (на материале писем русских церковных писателей-монахов ХХ века) // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018а. № 2. С. 36-42. EDN: XRHHOH
31. Смолина А.Н. Речевой этикет русского духовного письма: монография. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018б. 288 с. EDN: XVKRYZ
32. Ужанков А.Н. Учение о прилоге как духовная основа художественного образа Анны Карениной // Новый филологический вестник. 2017. № 2 (41). С. 89-100. EDN: ZBHDMB
33. Цеханская К.В. Икона и старчество: к вопросу о национально-самобытном архетипе русского религиозного самосознания // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 11. Ч. 8. С. 41-57. EDN: XCFYOL
34. Чадаева С.В. Православный монастырь в социальном и историческом контексте духовной культуры России: дис. … канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2003. 200 с. EDN: NMHZRF
35. Шумило С.М. Исихастское учение в культуре Киевской Руси. Переводные произведения Ефрема Сирина и особенности их восприятия // Вiсник Чернiгiвського державного педагогiчного унiверситету. Серiя: Фiлософськi науки: сборник научных трудов / Чернiгiвський держ. пед. ун-т iм. Т.Г. Шевченка. Чернiгiв, 2009. Вип. 66: Кулiшевi читання з фiлософiї етнокультури. С. 136-142.
36. Ярмульская И.Ю. Духовное послание в документоведческом и стилистическом освещении: дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2006. 167 с. EDN: NOADWR
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья относит «таёжный закон» в произведениях В.П. Астафьева к «народной экологии». Он показан писателем как реально существующий, веками сложившийся нравственный экологический кодекс русского населения Сибири. Закон включает в себя отношение человека к человеку в условиях таежного существования и отношение человека к флоре и фауне. В работе показано, вопреки сложившемуся мнению, что в текстах В.П. Астафьева представлена как критическая сторона экологии (экокритика), так и позитивная. Работа выполнена в русле идей когнитивной лингвистики, учитывающей обусловленность художественного текста авторской языковой картиной мира, в произведениях писателей-деревенщиков она связана с региональным компонентом. В статье фиксируется внимание на особенности понятия, функционирующего как знак - форматор (У. Вайнрайх). В работе приведены 10 составляющих форматора, обозначенных в текстах писателя. Как лексическая единица «закон тайги» относится к экологической лексике (экословам). Это «неписаный» закон, он существует в устной форме, поэтому имеет общие черты с фольклоризмами. А как аксиологическое понятие «таёжный закон» («закон тайги») опирается на оценку, несущую ряд прямых и скрытых запретов (проявление народной культуры). «Таёжный закон» выступает в текстах В.П. Астафьева, с одной стороны, как организующее начало повседневной жизни сибиряков, с другой - как причина конфликтов. В ряде произведений он выступает в сюжетообразующей функции. «Закон тайги» - важная составляющая сибирского текста. Результаты исследования существенны для теории экологической прозы, вносят новый элемент в филологическое астафьеведение.
Сочинения Л.Е. Улицкой пользуются большой популярностью, переводятся на десятки иностранных языков, стали объектом литературоведческих исследований. В настоящей статье впервые ставится задача исследования творчества писательницы в лингвоидеологическом аспекте. В качестве источника материала для анализа избраны три сборника, содержащие художественные и нехудожественные сочинения автора. Непосредственным объектом исследования стали концепты общественной значимости в их текстовой аксиологической модальности. Их совокупность даёт авторское видение картины жизни в советской и современной России. Инструментом исследования стал концептуальный анализ по технологии дискурсивно-интерпретационного анализа с использованием традиционного аналитико-описательного метода, метода метафорического моделирования, элементов компонентного и интент-анализа, полевой методики. Анализ выявил суммарно тотально негативный оценочный вектор относительно советского и современного, а также будущего бытия страны и государства. Разновидности негативации отражает категория субъективной модальности. Полученные результаты дают право утверждать наличие в произведениях писательницы признаков (симптомов) информационно-психологической войны, что говорит о необходимости тщательного отбора её текстов при их рекомендации для внедрения в общеобразовательную программу.
Статья посвящена нетипичному словообразованию: контаминации слова - и его иллюстрации в формате креолизованного текста. Под креолизованным текстом понимается сложное текстовое образование, в котором вербальные и невербальные элементы образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, призванное комплексно воздействовать на адресата. Изобразительные компоненты в сочетании с вербальными оказывают существенное влияние на интерпретацию текста. В качестве исследуемого материала приводятся примеры окказиональной неологии, являющиеся сочетанием вербального и невербального представлений, дополняющих и поясняющих друг друга. Как правило, о креолизованном тексте говорят как об одной из преобладающих форм представления информации в средствах массовой коммуникации, но это явление ещё не рассматривалось в рамках неологии. Способ создания неологизма в формате креолизованного текста является новым, неизученным. Он интересен тем, что смысл слова без иллюстрации не понятен. Речь идёт о новом способе создания неологизмов в формате креолизованного текста.
В статье представлены результаты размышлений над многолетними наблюдениями устной и письменной речи в разных сферах общения, ее эффективности (достижения цели замысла адресанта) и неэффективности в зависимости от тех или иных факторов и их взаимодействия в реальном узусе. Вслед за Т.М. Николаевой обращено внимание на роль «конвоя» высказываний (не только контекст, функциональный стиль, его разновидность, но и условия коммуникации, типы и подтипы адресантов и адресатов, каждого человека как личности, его состояния здоровья, усталости и т. д.). Обращено внимание на различие в основных целях коммуникации в разных сферах общения: повседневной (первичной и главной в жизни людей); научной; медийной; деловой и художественной. Рассмотрены различные типы и подтипы адресантов и адресатов, причины частой неэффективности основных документов деловой сферы (законов, договоров, приказов), затронута проблема влияния на жизнь людей (и само средство общения - язык) общения в Интернете. В какой-то мере эта статья - программа исследований эффективности речи в разных сферах общения, анонс подготавливаемой коллективной монографии кафедры русского языка, речевой коммуникации и русского как иностранного Саратовского национального исследовательского университета имени Н.Г. Чернышевского.
Статья посвящена теоретическому обоснованию особого практически важного направления на стыке риторической поэтики, имагологии и этологии речи - речевого дизайна (системы создания словесных образов и речевых имиджей в прикладных целях и их реализации в речевом поведении, а также разработки и применения соответствующих методик профессионального обучения) - и описанию разработанных и апробированных автором методик (технологий) создания индивидуального речевого имиджа в социально значимых для заказчика-носителя целях. Речевой имидж (РИ) рассматривается: 1) как основа (несущий каркас и структурообразующая модель) целостного индивидуального имиджа; 2) как основная единица презентации участника имиджевой коммуникации в мультимедийной среде; 3) как социально значимый образ носителя, определяющий и представляющий его социальную роль и позицию; 4) как система отбора и организации средств речевого поведения на всех уровнях дискурса. Описывается временная (динамическая) структура РИ, существенная для его лабильности - возможности варьирования при изменении социально-речевой среды, - а следовательно, для его эффективности. Технология создания РИ и обучения реализующему его речевому поведению разработана и описана поэтапно: от анализа и оценки наличного речевого статуса носителя (заказчика), проектирования результата в терминах речевого (риторического) идеала и типа речевой культуры, через последовательное продвижение по уровням речевой культуры и уровням дискурса как системы речевого поведения - к запланированному целостному образу. Технология разработана и апробирована в системе занятий по авторской программе спецкурса «Риторическая поэтика» (Литературный институт им. А.М. Горького, 2005-2014), усовершенствована в «Мастерской речевого дизайна профессора Михальской» и учебном видеокурсе «Речевой имидж» (М., 2019).
Рассматривается комплекс проблем, связанных с ответственностью современной журналистики за качество информации. Обобщается метаязык, актуализированный в новой отечественной медийной среде. Классифицируются и обобщаются все виды современных информационных ресурсов. Анализируются виды и формы их контентного варьирования. Уделяется особое внимание новому информационному явлению - инфошуму и показывается его вредоносность. Среди преднамеренных и непреднамеренных колебаний языковой нормы вычленяется процесс изобретения креатем как средства коммуникативной свободы, экспрессивизации и эмоционализации медиадискурса. Напоминается журналистам об их ответственности за качество информации, предоставляемой пользователям СМИ. Приводится определение ответственности с учетом существенных смысловых конкретизаторов. Показано отсутствие многих из этих конкретизаторов в информационных материалах, что затрудняет их адекватное осмысление всеми пользователями СМИ и не приводит к единству их рефлексии. Подчеркивается, что самым важным из этих конкретизаторов является правдивость информации. Особое внимание в статье уделяется экологическим рискам безответственности некоторых журналистов в добывании и трансляции недобросовестной информации. Обращается внимание на то, что журналистская деятельность является специфической коммуникативной практикой, которая нередко дезориентирует получателя в море информации. Этот факт особенно заметен в рассогласованности СМИ в единой методологии подачи информации, что почти полностью разрушило диалогическую функцию СМИ, которая на настоящем этапе сохранена только в Интернете. Особо подчеркивается роль языка в формировании лингвистической реальности, которая все больше входит в противоречие с объективной реальностью.
Издательство
- Издательство
- СФУ
- Регион
- Россия, Красноярск
- Почтовый адрес
- Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
- Юр. адрес
- Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
- ФИО
- Румянцев Максим Валерьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@sfu-kras.ru
- Контактный телефон
- +7 (391) 2062077