Исследование нацелено на реконструкцию основных вех биографии Ф. В. Андерсона, ученика В. И. Вернадского, талантливого педагога и краеведа, в первой трети ХХ в. преподававшего естествознание и географию в средних учебных заведениях Екатеринодара (Краснодара). Источниковую базу составили материалы личного происхождения (дневники, письма), неопубликованные делопроизводственные документы из фондов государственных архивов, а также материалы личных архивов родственников Ф. В. Андерсона. Выявлены факты, связанные с его происхождением, дана характеристика периода обучения Ф. В. Андерсона в Московском университете. Основной вектор исследовательского внимания направлен на анализ профессиональной деятельности Ф. В. Андерсона в 1-й мужской Екатеринодарской гимназии и отражение его достижений в этой области. Освещены важнейшие события биографии педагога в период Гражданской войны. Приводится периодизация жизненного и профессионального пути Ф. В. Андерсона.
Идентификаторы и классификаторы
Труд педагога во все времена представлял собой не только профессиональное занятие, но и являлся особой миссией, носители которой осуществляли культурную связь поколений, передавая молодежи знания и нравственные ценности, способствуя формированию многогранной личности, раскрытию интеллектуального и духовного потенциала ребенка, утверждению человеческого в человеке. Эти задачи были определяющими в деятельности представителей учительской профессии во все времена, но их значение особенно трудно переоценить сейчас, в период, когда возрастает необходимость противодействия девальвации нравственных начал и кризису основ рационального мышления. Потребность в актуализации ценностей, связанных с образованием, в повышении доверия общества к подлинно научному знанию и его достижениям заставляет вновь обращаться к наследию прошлого, к анализу достижений Педагогов с большой буквы, которые смогли воспитать незаурядных учеников и на долгие годы остаться для них мудрыми, опытными и тактичными Наставниками.
Список литературы
1. Адыгский областной музей. № 1. Краснодар: Адыгоблит, 1929. 27 с.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
3. Андерсон Ф. В. Праздник древонасаждения в Екатеринодарской 1-й мужской гимназии 17-го октября 1911 года // Труды ХIII съезда Русских естествоиспытателей и врачей в гор. Тифлисе 16–24 июня 1913 г. Т. V: Труды по секции педагогических вопросов / под ред. Н. Ф. Рудольфа, А. Ф. Ляйстера. Тифлис: б. и., 1915. С. 368–377.
4. Андерсон Ф. В. Птичник при Екатеринодарской 1-ой мужской гимназии (с приложением 10-ти ученических статей о птицах) // Труды ХIII съезда Русских естествоиспытателей и врачей в гор. Тифлисе 16–24 июня 1913 г.: Т. V: Труды по секции педагогических вопросов / под ред. Н. Ф. Рудольфа, А. Ф. Ляйстера. Тифлис: б. и., 1915. С. 343–367.
5. Андерсон Ф. В. Результаты занятий по энтомологии в Екатеринодарской 1-й мужской гимназии // Труды ХIII съезда Русских естествоиспытателей и врачей в гор. Тифлисе 16–24 июня 1913 г. Т. V: Труды по секции педагогических вопросов / под ред. Н. Ф. Рудольфа, А. Ф. Ляйстера. Тифлис: б. и., 1915. С. 378–382.
6. Архив Российской академии наук (АРАН). Ф. 48. Оп. 2. Д. 2, 2а, 3. Оп. 3. Д. 36.
7. Архив Российской академии наук (АРАН). Ф. 518. Оп. 3. Д. 44. Л. 1–9.
8. Аспиз М. Е. Сергей Григорьевич Крыжановский (1891–1961) // Онтогенез. 2006. Т. 37, № 2. С. 149–152.
9. Библиография Кубанского края: систематический указатель литературы о Кубанской области с рецензиями и рефератами: коллективный труд библиографической секции Совета обследования и изучения Кубанского края / под ред. Б. М. Городецкого. Екатеринодар: Кооперативная тип., 1918. 32 с. (Труды Совета обследования и изучения Кубанского края. Т. 1. Вып. 1).
10. Богданов-Катьков Н. Н. 40-летие научной деятельности Андрея Петровича Семенова-Тян-Шанского: (отд. отт. из журн. «Защита растений от вредителей». 1927. Т. 4, № 1). Л.: Защита растений от вредителей, 1927. 12 с.
11. Бондарь В. В., Маркова О. Н. Портрет старого города: Екатеринодар на старинных открытках. Краснодар: Издатель И. Платонов, 2011. 128 с.
12. Борчевский С. И. О фотографировании местностей, типов и памятников старины в Кубанской области // Известия Общества любителей изучения Кубанской области. Вып. IV. Екатеринодар: Тип. Кубанского областного правления, 1909. С. 147–153.
13. Бюллетень Общества любителей изучения Кубанской области. Вып. 1. Екатеринодар: Тип. т-ва «Ал. Кожевников», 1914. 32 с.
14. Вернадский В. И. Собрание сочинений: в 24 т. / под ред. акад. Э. М. Галимова. М.: Наука, 2013. Т. 19: Дневники В. И. Вернадского 1917–1922 гг. 456 с.
15. Вернадский В. И. Собрание сочинений: в 24 т. / под ред. акад. Э. М. Галимова. М.: Наука, 2013. Т. 21: Дневники В. И. Вернадского 1935–1939 гг. 548 с.
16. Вернадский В. И. Собрание сочинений: в 24 т. / под ред. акад. Э. М. Галимова. М.: Наука, 2013. Т. 23: Дневники В. И. Вернадского 1943–1944 гг. 439 с.
17. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 229. Оп. 1. Д. 646а. Л. 4–4а.
18. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 498. Оп. 1. Д. 34. Л. 116–116 об.
19. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 496. Оп. 1. Д. 68.
20. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 63. Оп. 16. Д. 1485.
21. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 102. Оп. 98. Д. 1678.
22. Дневник ХII съезда естествоиспытателей и врачей в Москве с 28 декабря 1909 г. по 6 января 1910 г., издаваемый по постановлению Распорядительного комитета съезда / под ред. Ф. Н. Крашенинникова. Отд. 2: Программы и протоколы общих, совместных и секционных заседаний. М.: Тип. Московского ун-та, 1910. 763 с.
23. Еремеева А. Н. Научная жизнь и научное сообщество Кубани в ХХ веке: очерки истории. Краснодар: Кубанькино, 2006. 80 с.
24. Еремеева А. Н. Находясь по условиям времени в провинции…: практика выживания российских ученых в годы Гражданской войны. Краснодар: Издатель И. Платонов, 2017. 208 с.
25. Еремеева А. Н. Письма екатеринодарского учителя Ф. В. Андерсона академику В. И. Вернадскому (из фондов Архива Российской академии наук) // Отрадненские историко-краеведческие чтения. Вып. III: материалы науч. конф., посвящ. 105-летию со дня рождения Михаила Николаевича Ложкина / науч. ред. С. Н. Малахов, сост. С. Г. Немченко. Армавир: Издатель Шурыгин В. Е., 2015. С. 185–187.
26. Замотайлов А. С., Шаповалов М. И., Кустов С. Ю. К истории энтомологии на Кубани (XIX–ХХ века) // Труды Русского энтомологического общества. 2013. Т. 84 (1). С. 6–10.
27. Ильичев В. Д. Жизнь во имя орнитологии. Евгений Семенович Птушенко (1888–1969). 2-е изд. // Русский орнитологический журнал. 2018. Т. 27. Экспресс-выпуск 1608. С. 2228–2234.
28. Казак. От собственных корреспондентов // Русское знамя. № 243. С. 2.
29. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына (КГИАМЗ). КМ–5169/1.
30. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына (КГИАМЗ). КМ–5169/2.
31. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына (КГИАМЗ). КМ–5169/6.
32. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына (КГИАМЗ). КМ–5183/5.
33. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына (КГИАМЗ). КМ–5183/20.
34. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына (КГИАМЗ). КМ–5183/21.
35. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына (КГИАМЗ). КМ–5183/25.
36. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына (КГИАМЗ). КМ–5183/29.
37. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына (КГИАМЗ). КМ–5183/28.
38. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына (КГИАМЗ). КМ–5183/31 (Богданов-Катьков Н. Н. Новые или малоизвестные виды подсемейства Tentyriinae (Coleoptera, Tenebrionidae). [Отт.]: Русское энтомологическое обозрение. 1915. Т. 15. 7 с.).
39. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына (КГИАМЗ). КМ–5184/11. (Петроградское огородничество. Бюллетень сельскохозяйственного отдела Петроградского отделения государственного изд-ва, № 14-й понедельник, 15 ноября 1920 года / ред. Н. Богданов-Катьков. Петроград: 5-я Гос. тип., 1920. 4 с.).
40. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына (КГИАМЗ). КM-5184/12. (Петроградское огородничество. Бюллетень сельскохозяйственного отдела Петроградского отделения государственного изд-ва, № 12-й, 1 октября 1920 года / ред. Н. Богданов-Катьков. Петроград: 5-я Гос. тип., 1920. 4 с.).
41. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына (КГИАМЗ). КМ–5627/30.
42. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына (КГИАМЗ). КМ–5663/6.
43. Кузнецов Н. Я. Очерк жизни и деятельности профессора, доктора наук Н. Н. Богданова-Катькова // Известия высших курсов прикладной зоологии и фитопатологии. 1941. Вып. 12. С. 9–16.
44. Личный архив Самгиновой Н. И. Рукописные заметки Ф. В. Андерсона, г. Екатеринодар, начало ХХ в., рукопись.
45. Любарский Г. Ю. История Зоологического музея МГУ: Идеи, люди, структура. М.: Т-во научных изданий КМК, 2009. 744 с.
46. Освящение гимназии // Кубань. 1906. 11 янв. С. 3. Павлов А. П. Для чего преподается естествознание. М.: Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и КО, 1916. 22 с.
48. Протоколы заседаний Кубанского краевого правительства 1917–1920: сборник документов. В 4 т. / под ред. А. А. Зайцева. Т. 4: Декабрь 1919 – Февраль 1920. Краснодар: Перспективы образования, 2008. 397 с.
49. Ратушняк Т. В. Первое краеведческое общество на Кубани (к 100-летию ОЛИКО) // Голос минувшего. Кубанский исторический журнал. 1997. № 3. С. 24–33.
50. Ремизов И. Н. Академик В. И. Вернадский в Екатеринодаре // Родная Кубань. 2020. № 1. С. 140–144.
51. Ремизов И. Н. Десять дней В. И. Вернадского в Екатеринодаре // Федор Андреевич Щербина, казачество и народы Юга России: история и современность: сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Ин-т маркетинга и социально-информ. технологий, 2007. С. 44–57.
52. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 23. Оп. 23. Д. 26.
53. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 587. Оп. 1. Д. 421.
54. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 587. Оп. 1. Д. 422.
55. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1276. Оп. 19. Д. 263.
56. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1276. Оп. 21. Д. 79.
57. Сильницкий Г. Г. Россия в поисках смысла. В 2 ч. Ч. 1: Россия между прошлым и будущим. Смоленск: б. и., 2001. 293 с.
58. Черненко В. В., Андреева И. П., Самсонова Н. Н. Владимир Иванович Вернадский и собрание Минералогического кабинета Московского Императорского университета // Наука и просвещение. Посвящ. 150-летию со дня рождения академика В. И. Вернадского: сб. науч. тр. Гос. геологического музея Российской академии наук, Екатеринбург: Уральский изд.-полиграф. центр, 2012. С. 99–122.
59. Шугуров А. У верховьев Теберды и Кубани // Первая экскурсия преподавателей средних учебных заведений Кавказского округа в Большой и Малый Карачай летом 1908 года. Тифлис: Кавказский учебный округ, 1909. 169 с.
60. Ямпольский М. Л. Краеведческие учреждения Северного Кавказа (отд. отт. из журнала «Вопросы просвещения» (Ростов-на-Дону). 1927. № 3). Ростов н/Д: 1-я Гостипография Донполиграфбумага, 1927. C. [62–73]
Выпуск
Другие статьи выпуска
Проанализированы основные идеи, высказанные представителями академического и экспертного сообщества из различных регионов России на интерактивном семинаре «Этнокультурный брендинг как ресурс культурной политики», проводившемся в Краснодарском крае для работников муниципальных методических служб и учреждений культуры. Освещены теоретические и практические подходы, применяемые при реализации концепций культурного брендинга, отмечается его самостоятельное положение среди других направлений брендирования территории. Отражены основные характеристики культурного бренда, система критериев его формирования, методика оценки показателей его эффективности. Представлен опыт создания региональных брендов на основе почти забытых объектов культурного наследия в Тюменской, Омской, Липецкой областях. Результаты семинара свидетельствуют, что системная работа по процесэтнокультурному брендированию становится эффективным средством актуализации наследия и реализации основополагающих задач культурной политики.
Рассматривается структура и содержание альбома-монографии известного искусствоведа, специализирующегося в области изучения калмыцкого изобразительного искусства. Книга посвящена репрезентации творческого наследия выдающегося калмыцкого художника Гаря Рокчинского (1923–1993) и приурочена к его столетию. Рецензент отмечает, что избранный автором формат книги позволил раскрыть этапы творческого пути художника, выявить наиболее значимые для него темы, связанные с историей калмыков, калмыцкой культурой, с духовной ее основой – буддизмом. Положительно оценивается отбор работ художника, представленных в рецензируемой книге. Часть из них неизвестна широкой публике, так как находится в частных коллекциях. Дается высокая оценка содержанию и структуре альбома-монографии, отмечается как ее научная ценность, так и практическая значимость в образовательной сфере. Завершается рецензия замечаниями, которые не носят принципиального характера и не снижают качества работы.
Целью исследования является выявление основных обстоятельств и факторов формирования коллекции музея-квартиры Аполлинария Васнецова в 1960–1980-х гг. Основу научных изысканий составили архивные материалы, хранящиеся в музее художника, Центральном государственном архиве города Москвы, а также ряд музеографических изданий, отражающих проблему формирования музейной коллекции. Рассмотрены обстоятельства, способствовавшие пополнению фондов музея, подчеркивается влияние на этот процесс ряда социокультурных явлений, музееведческой мысли, деятельности основателей музея и культурной общественности. Установлено, что на протяжении исследованного периода коллекция музея пополнялась предметами графики, живописи и декоративно-прикладного искусства, при этом основным средством комплектования фондов являлась передача предметов из семейного собрания. Пополнение коллекции имело системный характер, осуществлялось в непосредственной связи со сменой экспозиционных концепций и пробелами музейного собрания.
На основе анализа научной периодики, увидевшей свет в период с 2014 по 2024 гг., рассмотрен комплекс проблем, связанных с изучением исторических поселений в отечественной науке о наследии. Автор сосредоточила внимание на определении наиболее перспективных направлений данной темы, нашедших свое отражение в проанализированных публикациях. Структурную основу обзора составил хронологический принцип, содержание сформировано из материалов статей, опубликованных на страницах научных журналов и тематических сборников. В развитии проблемы выделено три этапа, в рамках каждого из которых определены несколько векторов исследовательской интуиции. Выявлено четыре тематических направления, активно разрабатывавшихся в течение изученного периода: научно-градостроительное, памятникоохранительное, научно-правовое и инфраструктурное. Подчеркивается важность экспертной и общественной деятельности научного сообщества, оцениваются перспективы разработки различных аспектов изучения исторических поселений.
Основной темой беседы с российским киноведом, исследователем и просветителем Григорием Григорьевичем Гибертом стали вопросы взаимодействия искусства и общества. Обсуждались проблемы и перспективы кино как вида искусства и роль современного российского кинематографа в культурной жизни. Широкое распространение коммерческого кино отмечается как атрибут современной российской культуры, указывается на слабую известность кинолент, обладающих подлинной художественной ценностью, и на популярность некачественных развлекательных фильмов. Собеседники затронули дихотомию массового и элитарного искусства, подчеркнув значимость творческого эксперимента. Подчеркнута важность постоянного обращения к произведениям классической и современной литературы, выражена точка зрения на детективный жанр, творчество отдельных авторов. Завершающий тематический блок беседы посвящен собранному Г. Г. Гибертом архиву документов по истории художественной жизни, представляющему собой уникальный информационный ресурс.
В статье проведен анализ жанрового разнообразия творчества современных композиторов как критерия оценки потенциала региональной музыкальной культуры (в качестве пилотного региона был избран Краснодарский край). Материалом исследования послужили представленные респондентами эмпирические данные в виде структурированного интервью (анкет). Вводится в научный оборот понятие потенциала событийности жанрового разнообразия композиторского творчества. Продемонстрирован алгоритм установления индикатора относительного показателя вовлеченности композиторского сообщества в развитие региональной музыкальной культуры. В качестве примера расчета рассмотрена доля достижения цели развития региональной музыкальной культуры посредством хоровых произведений малых форм. Составлена рейтинговая таблица жанров в современной музыкальной культуре Краснодарского края, иллюстрирующая жанровое разнообразие. Выделено три категории жанров в зависимости от их популярности и семантической сложности.
Исследование призвано выявить характер постмодернистских экспериментов в театральном искусстве России начала XXI в. В основу анализа легли театроведческие изыскания и научно-психологические исследования о феномене трансфузии художественного отражения. Проанализировано влияние постановок данного периода на формирование российского театрального постмодернизма. Раскрыто значение историко-временного фактора, формирующего эти ко-эстетические поиски «дерзкой режиссуры», установлена аксиологическая амбивалентность подобных спектаклей и деидеологизация творческого процесса. Определена природа противоречивых сценических конструктов через взаимосвязь объективных исторических условий и субъективных факторов. Авторы заключают, что дегуманизация и сценические смысловые инверсии объясняются общим трансмутационным состоянием российской культуры указанного периода и индивидуальными режиссерскими особенностями художественной рефлексии.
Статья направлена на выявление сегментов социокультурной реальности, определивших основные характеристики ее воплощения в кинематографе итальянского неореализма, а также на определение черт творческого метода режиссеров данного направления, которые конституировали соответствующее художественное пространство. В качестве объектов исследования использованы три наиболее признанных, ярких и характерных произведения упомянутого кинематографического направления. Последовательно рассмотрены концепты, имеющие определяющее значение для характера репрезентации социокультурных явлений в изученных кинолентах: государство и власть, семья и связь поколений, религия и вера и др. Автор заключает, что всем исследованным произведениям свойственен ряд особенностей, характеризующих отражение социальной реальности режиссерами: критика власти, идентификация авторов и зрителей с народом и его экранными героями, примат общества над институтом семьи, конфликт религии и веры с повседневностью и др.
Сопоставление элементов, из которых складываются такие многоплановые понятия, как «искусство» и «общество», позволяет нам обогащать категории искусствознания, художественной практики, выявлять особенности функционирования социальных систем.
Издательство
- Издательство
- ИНСТИТУТ НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2
- Юр. адрес
- 119072, г Москва, р-н Якиманка, Берсеневская наб, д 18-20-22 стр 3
- ФИО
- Аристархов Владимир Владимирович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- sfrik@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (381) 2268858