В настоящей статье исследованы малоизвестные и недостаточно изученные события и юридические факты, связанные между собой и предшествовавшие вводу российского миротворческого контингента в Приднестровье. В последнее время, особенно с избранием Президентом Молдовы М. Санду, резко активизировалась антироссийская риторика: со стороны органов государственной власти Республики Молдова звучат различные нападки и предпринимаются соответствующие действия по отношению к органам государственной власти, негосударственным органам и гражданам Российской Федерации. Объектом такой риторики в том числе являются и российские миротворцы, дислоцированные в Приднестровье. В Молдове требуют вывода миротворцев, при этом утверждается, что российские военнослужащие находятся на территории Молдовы якобы противоправно. Целью исследования стали выявление и разъяснение исторических и правовых предпосылок, послуживших основанием для ввода российских миротворцев в зону военного конфликта на территории Республики Молдова, а также толкование нормативного акта, регламентирующего правовой статус российских миротворцев, дислоцированных на территории Приднестровья. Предметом исследования явились юридические действия и факты, которые привели к необходимости ввода миротворцев в зону военного конфликта, научные публикации по исследуемой тематике. Использованы общенаучные и специальные методы исследования: системный, исторический, диалектический, логический, сравнительно-правовой, анализ и синтез, индукция и дедукция, толкование. Сделано заключение, что требования о выводе российских миротворцев противоречат нормам акта, в соответствии с которым они были введены.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.18287/2542-047X-2024-10-3-7-16
- eLIBRARY ID
- 74973021
Последние годы существования СССР характеризуются несколькими конфликтами на территории Азербайджана, Грузии и Молдавии. Конфликты в Азербайджане и Грузии обоснованно можно назвать межнациональными. Конфликт в Молдавии в полной мере можно считать политическим, поскольку он разгорелся между сторонниками объединения с Румынией и сторонниками сохранения СССР. При этом в рядах противоборствующих сторон находились как молдаване, так и представители других этносов, а столкновения проходили преимущественно на территории Приднестровья. Результатом этих конфликтов стало провозглашение новых государственных образований, или квазигосударств.
О миротворческой деятельности России в Приднестровье говорят и пишут исключительно как о вмешательстве России с целью прекращения вооруженного конфликта между Приднестровьем и Молдовой. Это действительно так. Но у всей этой проблематики есть и второй аспект, практически не изученный российскими исследователями. Речь идет о конфликте между Молдовой и Россией.
Список литературы
1. Караман А. А. Становление новых государственных образований на территориях стран-членов Содружества Независимых Государств: историко-правовой анализ: дис. …на канд. юрид. наук. Москва: РАГС, 2000. 208 с.
2. Бердегулова Л. А. Квазигосударства на постсоветском пространстве: историко-правовое исследование: дис. … канд. юрид. наук. Владимир, 2007. 197 с. URL: https://www.dissercat.com/content/kvazigosudarstva-na-postsovetskom-prostranstve-istoriko-pravovoe-issledovanie?ysclid=m1nj2wrfow485624964. EDN: NOUSJZ
3. Неткачев Ю. М. Неизвестная правда о Приднестровском конфликте 1992 года: Исторический очерк глазами Командующего 14 гв. ОА как непосредственного участника трагических событий 1992 года в Молдавии. (Причины их возникновения, последствия и уроки). Новороссийск, 2019. 242 с. URL: https://djvu.online/file/G9EXES9fmr9T6?ysclid=m1njdrn84k584706486.
4. Васильев А. В. Теория права и государства: курс лекций. Москва: Издательство РАГС, 2000. 231 с.
5. Бергман М. М. На ринге эпохи: Необычайные приключения полковника Российской Армии, рассказанные им самим. Москва, 2001. 509 с. URL: https://www.academia.edu/34329350/Бергман_М_М_На_ринге_эпохи_Необычайные_приключения_полковника_Российской_Армии_рассказанные_им_самим_2001_pdf.
6. Колосов В. А. Приднестровский конфликт и миротворческие усилия России (март-август 1992 г.) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2008. № 2. С. 76-78. URL: https://cyberleninka.ru/journal/n/izvestiya-vysshih-uchebnyh-zavedeniy-severo-kavkazskiy-region-obschestvennye-nauki?ysclid=m1nkct1a9l996706199. EDN: IJVTVB
7. Жирохов М. А. Семена распада: войны и конфликты на территории бывшего СССР. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2012. 114 с. URL: https://royallib.com/read/girohov_mihail/semena_raspada_voyni_i_konflikti_na_territorii_bivshego_sssr.html. EDN: SDRKAV
8. Козлов А. В., Чернобривый В. Н. Непокоренное Приднестровье. Уроки военного конфликта. Москва: Вече, 2015. 300 с. (Серия: Военные тайны XX века). URL: https://djvu.online/file/6uGvjqGxJuZvL.
9. Девятков А. В. Россия и вооруженная стадия приднестровского конфликта (1991-1992 годы) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 10 (191). История. Вып. 39. С. 108-112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-i-vooruzhennaya-stadiya-pridnestrovskogo-konflikta-1991-1992-gody-1.
10. Бергман М. М. Вождь в чужой стае. Москва: Биоинформресурс, 2004. 780 с.
11. Подберезкин А. И. Миротворческие операции ВС России: Приднестровье. URL: http://defence.mgimo.ru/?q=analitika/mirotvorcheskie-operacii-vs (дата обращения 10.06.2024).
12. Колосов В. А. СССР, Российская Федерация и Приднестровский конфликт: дис. … канд. ист. наук. Ростов, 2007. 177 с. URL: https://www.dissercat.com/content/sssr-rossiiskaya-federatsiya-i-pridnestrovskii-konflikt. EDN: NOTZYT
13. Девятков А. В. Политика России в отношении Приднестровской Молдавской Республики: 1992-2009 гг.: дис. … канд. ист. наук. Тюмень, 2010. 190 с. URL: https://www.dissercat.com/content/politika-rossii-v-otnoshenii-pridnestrovskoi-moldavskoi-respubliki. EDN: YTVCSL
14. Лактионова И. В. Миротворческая деятельность России в СНГ: 1992-1999 гг.: автореф. дис. … канд. полит. наук. Москва: Московский государственный институт международных отношений, 2004. 31 с. URL: https://newdisser.ru/_avtoreferats/01002742154.pdf. EDN: ZMVLJL
15. Миротворческие операции в СНГ. Международно-правовые, политические, организационные аспекты / А. И. Никитин, О. Н. Хлестов, Ю. Е. Федоров, А. В. Демуренко. Москва: ЗАО “Первый печатный двор”, 1998. 176 с. URL: item.asp?id=27650785. EDN: XHCDHH
16. Романчук С. И. Миротворческие операции на постсоветском пространстве: концептуальные подходы: автореф. дис. … канд. полит. наук. Москва, 2015. 21 с. URL: https://www.imemo.ru/files/File/ru/dis/2014_003_Romanchuk_AUTR.pdf. EDN: ZPXUVP
17. Шамаров П. В. Миротворческая деятельность в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. … д-ра полит. наук. Москва, 2020. 48 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_010257041/.
18. Бражалович Ф. Л., Ключников М. И., Туров Н. Л. Российская миротворческая операция в Приднестровье: прошлое и настоящее // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2016. № 2. С. 138-155. URL: https://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/1712; item.asp?id=26224490. EDN: WBWQGH
19. Игнатьев В. В. Политико-правовые основы миротворческой операции на Днестре // Евразийский юридический журнал. 2014. № 11 (78). С. 63-68. URL: https://www.eurasialegal.info/index.php/mezhdunarodnoe-pravo/4216-2015-01-12-10-42-06. EDN: TCDCAX
20. Ковальски С. В., Анточь А. М., Скобиоалэ Н. Н. Как закончилась война: “Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова” // Science Time. 2019. С. 42-47. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-zakonchilas-voyna-soglashenie-o-printsipah-mirnogo-uregulirovaniya-vooruzhennogo-konflikta-v-pridnestrovskom-regione-respubliki. EDN: DTSJMS
21. Шевчук Н. В. Миротворчество в Приднестровье: невыученные уроки. Москва: Некоммерческое партнерство “Российский совет по международным делам”, 2020. 10 с. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mirotvorchestvo-v-pridnestrove-nevyuchennye-uroki. EDN: XMHFEW
22. Шевчук Н. В. Телега впереди лошади: зачем Кишиневу выходить из российско-молдавского мирного соглашения по Приднестровью? // Россия в глобальной политике. 04.08.2022. URL: https://globalaffairs.ru/articles/telega-vperedi-loshadi (дата обращения: 10.06.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В настоящей работе исследуются изменения уголовного законодательства некоторых зарубежных государств за период с 2017 по 2024 год. Нововведения охватывают самостоятельные составы преступлений, устанавливающие ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений. Ознакомление с изменениями в зарубежном законодательстве позволяет оценить природу термина «вовлечение» и его содержание с иных позиций. Положения зарубежного законодательства рассматриваются еще и в соотношении со ст. 150 УК РФ. Кроме того, автор описывает предпосылки возникновения законодательных инициатив в исследуемой области. Законодательство некоторых зарубежных государств не позволяет привлечь к ответственности взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений. Проблема связана с ограниченностью правовых положений о торговле людьми, в соответствии с которыми квалифицируются данные действия. Такой подход автор предлагает именовать «Палермской моделью» в соответствии с одноименным протоколом международно-правового характера в контексте противодействия торговле людьми. Констатируются несостоятельность такого подхода и перспективы формирования самостоятельных моделей охраны несовершеннолетних лиц от вовлечения в совершение преступлений. В заключение автор отмечает недостатки и преимущества рассмотренных примеров правового регулирования, их перспективный опыт и затрагивает проблему недостаточного межгосударственного взаимодействия по вопросам защиты детей в исследуемой области.
В свете интенсивного развития продвинутых форм экономического сотрудничества и активного участия России в данном процессе вопрос определения места права Европейского Союза в международном праве снова становится актуальным. Параллельно с тем, как набирают обороты мировые интеграционные процессы, происходит очередной кризис идентификации права ЕС в системе международного права. В статье рассматривается соотношение права ЕС с международным публичным правом на основании плюралистического и конституционного подходов. Раскрывается проблема автономности правопорядка ЕС. Критически оценивается модель европейской интеграции в качестве перспективной и приемлемой для современных форм экономического сотрудничества. В статье использованы такие общенаучные методы исследования, как обобщение, анализ и синтез, конкретизация. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу, что на современном этапе развития интеграционного процесса государства-члены ЕС утратили контроль над созданными институтами.
В представленном исследовании рассматриваются актуальные вопросы и направления развития правового регулирования политики государств Арктического региона в Арктике, которая представляет собой макрорегион геополитических, оборонных, экономических, экологических, правовых и научных интересов. Целью исследования является анализ основных особенностей и проблем политического, правового и экономического режима Арктики, на которые напрямую влияют национальные интересы Арктических государств, в том числе и Российской Федерации. Авторы рассматривают влияние национальных интересов Арктических государств на правовой режим в Арктике, а также изучают особенности политики указанных стран в Арктической зоне. Особое внимание уделяется политике и стратегическим интересам Российской Федерации в данном регионе, которые обуславливают национальное и международное правовое регулирование. Одним из основных проблемных вопросов является одновременное обеспечение соблюдения национальных интересов Арктических государств и взаимовыгодного международного сотрудничества между ними. Арктика является регионом стратегических интересов, но последние годы она становится регионом конфронтации и соперничества. Имеет место неконструктивная политика ряда Арктических государств в отношении участия и соблюдения интересов Российской Федерации в международных институтах и организациях. Необходимы разумные договоренности и компромиссы, учитывающие интересы нашей страны, зафиксированные в международных соглашениях, которые должны будут обеспечить отсутствие споров и конфликтов при освоении Арктики.
В статье актуализируется потенциал конститутивной криминологии в исследовательском и практическом контекстах, в свете постмодернистской криминологии. В отечественной науке конститутивная криминология остается пока «дамой под вуалью». Автор счел возможным при раскрытии темы, заявленной в названии статьи, сфокусировать внимание на особенностях данного сравнительно нового направления современной криминологии, постепенно двигаясь к определению возможностей применения конститутивной криминологии в исследованиях и организации практик служб пробации. Обращение к потенциалу конститутивной криминологии в изучении служб пробации означает возможность сделать голоса осужденных и бывших осужденных слышимыми в их взаимодействии со службами пробации. Высказывается предположение о том, что использование потенциала конститутивной криминологии в изучении и деятельности служб пробации будет способствовать гуманизации уголовной политики, как, впрочем, и диалогу сторонников и противников конститутивной криминологии. Постановка вопросов о роли деконструкции, реконструкции текстов служб пробации и создании на этой основе замещающего дискурса (неофициальной истории) в отношении ресоциализации осужденных и бывших осужденных актуализирует тему междисциплинарности в криминологии в целом, ее связи с такими дисциплинами, как социология и лингвистика.
В статье автором анализируются нормы Уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан, которые предусматривают несколько процессуальных форм завершения предварительного следствия по уголовному делу. Проведено сравнение структуры окончания предварительного расследования в законодательстве двух стран. В рамках проведенного сравнения установлены схожие и отличные черты этой процедуры. Обращается внимание на то, что следователь по УПК Республики Казахстан составляет иной акт, завершающий его деятельность по расследованию уголовного дела, - отчет о завершении досудебного расследования, а обвинительный акт как некий аналог обвинительного заключения, составляемого в соответствии с требованиями статьи 220 УПК РФ, готовит и подписывает в Республике Казахстан прокурор. В УПК Республики Казахстан выявлен очевидный недостаток правового регулирования отчета о завершении досудебного расследования в связи с отсутствием необходимости раскрытия в указанном акте содержания обвинительных доказательств, а также указания доказательств стороны защиты.
В настоящее время в современном мире в связи со сложной и напряженной политической ситуацией зачастую происходят попытки различными способами разрушить сложившийся конституционный строй и оскорбить честь и достоинство Российской Федерации. Одним из таких способов выступает осквернение государственной символики, которая является неотъемлемой частью любого государства и отражает его идеологию. Данная статья посвящена особенностям квалификации преступления, предусмотренного ст. 329 УК РФ. Актуальность темы состоит в том, что отдельные вопросы квалификации надругательства над государственной символикой на сегодняшний день фактически не освещены в научной литературе или носят лишь фрагментарный характер. Авторами проанализированы особенности основания уголовной ответственности за надругательство над государственной символикой, обобщена судебно-следственная практика. На основе изученной практики авторы выдвигают рекомендации по квалификации анализируемого деяния и предложения законодательного характера, направленные на повышение эффективности уголовно-правового противодействия этому преступлению.
В статье выявляются наиболее вероятные причины, предопределившие отсутствие четкого нормативного разграничения разных по смыслу и предназначению компонентов уголовного-процессуального доказывания: собирания доказательств и исследования доказательств. Такие причины в первую очередь связываются с недостатками и склонностью к ненадлежащему толкованию некоторых известных положений разработанной профессором С.А. Шейфером и поддерживаемой многими учеными-процессуалистами теории следственных действий как основных и фактически безальтернативных способов накопления доказательственного материала, подлежащего использованию для установления имеющих значения для уголовного дела обстоятельств. В частности, отмечается игнорирование ученым и его единомышленниками других, более предрасположенных к установлению различий между собиранием и исследованием доказательств приемов работы с доказательствами. В этой связи прогнозируются перспективы проведения новых научных изысканий, направленных на рассмотрение сущности, субъектов, форм и методов исследования доказательств, на выявление более четких и понятных критериев его отграничения от других компонентов доказывания, прежде всего от проверки собирания и доказательств.
С позиции российского уголовного закона жизнь и здоровье неродившегося ребенка не являются самостоятельными объектами уголовной-правовой охраны. В настоящей статье показано, что государственная власть может использовать больше возможностей для гарантирования жизни и здоровья не только беременной женщины, но и неродившегося ребенка, а также новорожденного ребенка. В статье особое внимание уделяется проблеме коллизии норм об ответственности специальных субъектов незаконного проведения искусственного прерывания беременности. При фактическом соучастии субъектов разных видов в незаконном прерывании беременности: 1) беременной женщины; 2) лица, не являющегося медицинским работником; и (или) 3) медицинского работника - квалификация содеянного должна осуществляться в соответствии с принципом индивидуальной ответственности, путем выбора одного из смежных составов преступлений с соответствующим признаком специального субъекта. Однако в настоящее время легально вопрос об основании ответственности женщины за незаконное прерывание беременности не решен, и неясно, по каким критериям в законодательстве разграничена административная и уголовная ответственность медицинских работников и иных лиц за те же деяния(ст. 6.32 КоАП РФ и ст. 123 УК РФ). За последние годы появились научные исследования, обосновывающие целесообразность криминализации ряда общественно опасных деяний, совершаемых беременными женщинами и роженицами (родильницами). Позиция авторов настоящей статьи лишь частично согласуется с высказанными предложениями. Авторы статьи не ставят под сомнение право женщины принимать самостоятельное решение о рождении ребенка, но признают обоснованным уголовно-правовой запрет на искусственное прерывание беременности, когда нет обстоятельств медицинского или социального характера, исключающих или существенно снижающих общественную опасность этого деяния. В статье аргументировано, что круг предлагаемых в доктрине для целей криминализации новых видов деяний, совершаемых родильницами, неоправданно расширен, в частности, нет оснований для криминализации убийства матерью неизлечимо больного новорожденного ребенка по мотиву сострадания; умышленного причинения матерью легкого вреда здоровью новорожденного ребенка, а также причинения смерти по неосторожности новорожденному ребенку матерью, находящейся в состоянии опьянения.
Неотвратимость наказания выступает основным условием обеспечения эффективности его реализации. Институт ответственности лиц, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, является межотраслевым и представляет собой особую юридическую форму реагирования государства в лице уполномоченных органов и должностных лиц на поведение осужденных, не отвечающее установленным требованиям. Ядро этого института составляют положения уголовно-исполнительного законодательства. В статье автором анализируются правовые последствия уклонения лиц от отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Исследовательскими задачами являлись: разграничение видов юридической ответственности за уклонение от отбывания наказаний, рассмотрение признаков, характерных для злостного уклонения от отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества, а также анализ судебной практики по обозначенным вопросам. По результатам проведенного исследования предлагается авторская классификация осужденных, уклоняющихся от отбывания наказаний, выделяются признаки злостного уклонения от отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества, которые различаются в зависимости от вида соответствующего наказания. Обосновывается мысль о необходимости исключения оценочной позиции судов при установлении факта злостного уклонения осужденного от отбывания наказания, а также определено, что замена неотбытой части наказания более строгим его видом и дополнение ранее установленных судом ограничений являются особыми разновидностями уголовно-исполнительной ответственности.
В данной статье рассмотрена проблема все чаще встречающейся в исковых заявлениях прокурора квалификации картелей как сделок, подлежащих признанию ничтожными. Поскольку такая квалификация приводит к существенным имущественным взысканиям, ее подтверждение или опровержение имеет важный практический характер. Поставленная проблема рассмотрена через призму доктрины и практику Верховного Суда РФ и других судов. По мнению автора, квалификация картеля, определенного законодателем в качестве правонарушения, как сделки носит искусственный характер и не имеет правовых оснований. В ГК РФ не предусмотрено такой сделки, как картель, а поскольку картель является нарушением запрета, установленным в антимонопольном законодательстве, то к нему неприменимо правило ГК РФ о допустимости заключения сделок, не предусмотренных законом. Автор полагает, что функция прокуратуры не должна включать в себя пополнение бюджета. Появление такой функции может стать причиной отклонения от обеспечения законности.
В статье рассмотрена проблема обеспечения защиты персонифицированной медицинской информации в условиях ввода экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций. Представлен взгляд исследователей, и дан обстоятельный авторский анализ используемых в обозначенной сфере терминов: «специальный правовой режим», «правовой эксперимент», «цифровые инновации». Проведен статистический анализ инициативных предложений по вводу экспериментальных правовых режимов в Российской Федерации. Рассмотрены ключевые положения программ экспериментальных правовых режимов по направлению медицинской деятельности, и сопоставлено их содержание с требованиями общего регулирования. В результате проведенного исследования автор пришел к выводу, что несмотря на то, что защита персонифицированной медицинской информации не является основной задачей вводимых экспериментальных правовых режимов, в рамках их предписаний эта задача решается во многом более последовательно, чем в рамках общего законодательства. Одновременно ряд положений экспериментальных правовых режимов создают риски неправомерного доступа к защищенной информации, что требует разработки дополнительных гарантий прав пациентов.
Издательство
- Издательство
- Самарский университет
- Регион
- Россия, Самара
- Почтовый адрес
- 443086, Самара, Московское шоссе, 34,
- Юр. адрес
- 443086, Самара, Московское шоссе, 34,
- ФИО
- Богатырев Владимир Дмитриевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@ssau.ru
- Контактный телефон
- +7 (846) 3351826
- Сайт
- https://www.ssau.ru/