Сегодня грузинская церковная традиция компактно существует в канонических границах Грузинской Православной Церкви, духовным центром которой является древнейшая кафедра грузинских католикосов в г.Мцхет. Однако в раннем средневековье границы Мцхетского католикосата были значительно меньше – на Западе, в Лазике, располагались древние западнокавказские кафедры Константинопольского патриархата. Образование в кон.VIII в., крупнейшего государства Западного Кавказа – Абхазского царства, в лоне которого возникла новая, независимая от Константинополя, церковная юрисдикция – «Абхазский» католикосат, стало поворотным пунктом в истории Церкви в регионе. Причины возникновения и основные тенденции развития «Абхазского» католикосата на раннем этапе его существования, в IX в. посвящена эта статья.
Идентификаторы и классификаторы
Правление в 797-802 гг. императрицы Ирины ознаменовало завершение т.н. «первого иконоборческого периода» в истории Церкви. Слабость империи, одолеваемой внешними врагами и раздираемой изнутри иконоборческой ересью, так и не искоренённой полностью после Вселенского Собора 787 г., несомненно, давала повод вассальным Византии государствам стремиться к большей самостоятельности. Абазги недолго оставались верны принципу лояльности Византии. В кон. VIII – нач. IX вв., на Западном Кавказе формируется крупное средневековое христианское государство – Абхазское царство.
Список литературы
1. Абашидзе З. Д., Коридзе Т. В. Абхазский католикосат // Православнаяэнциклопедия. Т. 1. – М.: Православная энциклопедия, 2000. – С. 67-72.
2. Абашидзе З., Деврикян В., Моисеева С. А., Муравьёв А. В., Ширинян М. Э.Католикос // Православная энциклопедия. Т. 32. – М.: Православнаяэнциклопедия, 2013. – С. 42-49.
3. Амичба Г. А. Абхазия и абхазы в средневековых грузинских повествовательныхисточниках. – Тбилиси: Мецниереба, 1988. – 180 с.
4. Анчабадзе В. А. Из истории средневековой Абхазии (VI–XVII вв.) // Избранныетруды. Т. 1. – Сухум, 2010. – 554 с.
5. Артамонов М. И. История хазар. – М.: Ломоносовъ, 2023. – 360 с.
6. Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней [Электронный ресурс]. – URL: http://apsnyteka.org/108-lakoba_history_of_ abkhazia_razdel_1.html (дата обращения: 11.11.2024).
7. Вахушти Багратиони. Жизнь Эгриси, Абхазети или Имерети // История царства Грузинского / пер. с груз. Н. Т. Накашидзе. – Тбилиси: Мецниереба, 1976. – 340 с.
8. Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. Конец VIII–X вв. – М.: Индрик, 2015. – 372 с.
9. Виноградов А. Ю. Византийская политика в Восточном Причерноморье (вторая половина VII – первая половина X в.) // Древности Западного Кавказа. Вып. 1. – Краснодар, 2013. – С. 156-176.
10. Виноградов А. Ю., Гугушвили Ш. Абхазский католикосат. Его возникновение и ранняя история (VIII–X вв.). – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. – 48 с.
11. Воронов Ю. Н. Абхазы – кто они? [Электронный ресурс]. – URL: http://apsnyteka. org/884-voronov_yury_abhazy_kto_oni.html (дата обращения: 11.11.2024).
12. Греческие предания о св. апостоле Андрее. Жития / подгот. А. Ю. Виноградов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2005. – 352 с.
13. Деяния Вселенских Соборов. Т. 7 [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka. ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom7/1_12_3 (дата обращения: 14.11.2024).
14. Затеишвили Г., прот. Строители Божьего града: Житие святого Григола Хандзтели. – М.: CRITERIUM, 2008. – 276 с.
15. Картлис Сховреба / гл. ред. акад. Р. Метревели. – Тбилиси: Артануджи, 2008. – 456 с.
16. Кекелидзе К. С. Житіе и подвиги св. Іоанна, католикоса Урhайскаго // Христианский Восток. Т. II. – СПб.: Издание Императорской Академии наук. – С. 301-348. 39 Хризостом: научно-просветительский журнал Екатеринодарской духовной семинарии. 2024. № 4 (12)
17. Мейендорф И., протопр. Православие в современном мире [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/pravoslavie-vsovremennom- mire/ (дата обращения: 14.11.2024).
18. Мерчуле Г. Житие святого Григола Хандзтели. – М.: CRITERIUM, 2008. – 276 с.
19. Назарян Л. С. Основание грузинской ветви Багратидов // Античная древность и средние века. Вып. 44. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – С. 97-98.
20. Обращение Грузии / пер. с древнегруз. Е. С. Такайшвили. – Тбилиси: Изд-во Академии наук Грузии, 1989. – 80 с.
21. Острогорский Г. А. История Византийского государства. – М.: Академический проект, 2011. – 895 с.
22. Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей / под ред. Я. Н. Любарского. – СПб.: Наука, 1992. – 352 с.
23. Тахиаос А.-Э. Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян: Пространные жития святых Кирилла и Мефодия в пер. П. А. Лаврова. Житие святого Кирилла. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. – 392 с.
24. Цинцадзе К. Историческая справка по вопросу об автокефалии Грузинской Церкви (Ответ г. В. Самуилову) [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka. ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istoricheskaja-spravka-po-voprosu-ob-avtokefaliigruzinskoj- tserkvi/ (дата обращения: 13.11.2024).
25. Шмеман А., протопр. Исторический путь Православия. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2010. – 544 с.
26. Darrouzes J. Notitiae episkopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. – Paris: Institut Francais d’Études Byzantines, 1981. – 521 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского представляет собой уникальное произведение православной гимнографии, в котором отражаются ключевые аспекты христианской антропологии. Статья посвящена исследованию антропологических тем, раскрытых в каноне, таких как природа человеческого греха, покаяние и духовное возрождение. Особое внимание уделяется метафорическим и библейским образам, используемым для передачи идей о внутренней борьбе человека, его стремлении к Богу и осознанию своей греховности. Исследование подчёркивает, что канон не только сохраняет свою духовную актуальность, но и остаётся важным источником богословских размышлений о человеческой природе, её слабостях и путях к преображению.
Статья посвящена исследованию ключевого аспекта христианской антропологии – свободы воли – и её значению в педагогической практике. Свобода воли, понимаемая как способность человека к осознанному выбору и ответственности за поступки, рассматривается в контексте учения о человеке как образе Божием. Особое внимание уделяется педагогическим стратегиям, базирующимся на христианских ценностях. Исследование показывает, как эти подходы способствуют формированию у учащихся моральных принципов, способности к критическому мышлению и осознанным решениям. Автор также опирается на идеи К.Д. Ушинского, подчеркивая значимость воспитания воли как духовного явления, влияющего на развитие личности.
Работа демонстрирует связь между христианской антропологией и педагогикой, предлагая образовательные модели, которые учитывают духовное и нравственное развитие учащихся. Предложенные выводы и рекомендации могут быть полезны для педагогов и методистов, стремящихся интегрировать христианские ценности в учебный процесс.
В настоящем исследовании проводится анализ влияния христианских ценностей на формирование антропологического подхода в медицине. Особое внимание уделяется рассмотрению этических принципов христианства, таких как любовь к ближнему, сострадание и служение, в контексте их воздействия на практику врачебной деятельности и формирование взаимоотношений между медицинским работником и пациентом. Методологическая основа исследования включает изучение священных текстов, произведений святых отцов Церкви, исторических источников, а также анализ современных подходов в медицинской практике с позиций христианской антропологии.
Результаты исследования демонстрируют, что христианские ценности представляют собой ключевые основания для гуманистически ориентированного подхода в медицине. Они способствуют формированию целостного восприятия личности пациента, акцентируя внимание на уважении его достоинства, права на самоопределение, а также на необходимости соблюдения этических ограничений в медицинских интервенциях. Полученные данные подтверждают значимость диалога между медицинской наукой и религиозно-этическими принципами, что открывает перспективы для повышения этической и профессиональной ответственности в здравоохранении, а также способствует развитию более глубокого осознания значимости здоровья человека в его телесном и духовном аспектах.
Статья рассматривает трансгуманизм как антропологическую парадигму, радикально переосмысляющую природу человека через технологии: цифровизацию сознания, крионику, генетическую модификацию и бионические протезы. Анализируется их влияние на идентичность человека в сравнении с православной антропологией, утверждающей неразрывное единство души и тела, сотворённых по образу Божию. Православие подчеркивает приоритет духовного преображения над устранением биологических ограничений, на чём сосредотачивается трансгуманизм. Работа подчёркивает необходимость диалога между трансгуманизмом и православием, основанного на признании ценности целостности человеческой природы. Такой подход позволит интегрировать достижения технологий в жизнь человека без утраты его духовного и морального ядра, сохраняя уникальность человеческой личности.
Статья посвящена анализу проблемы утраты авторитета в современной образовательной системе. Рассматривается трансформация роли учителя, вызванная изменением акцентов в образовательной парадигме, утратой сакрального содержания воспитательного процесса и влиянием современных прагматических подходов. Использованы методы сравнительного анализа педагогических и теологических основ авторитета учителя. Работа подчеркивает необходимость восстановления духовно- нравственного идеала в воспитании как средства преодоления кризиса системы образования.
В статье на основании системного герменевтического анализа трудов преподобного Иосифа Волоцкого выявлена его богословско- политическая концепция. Анализ осуществлен с опорой на средневековую традицию, в рамках которой внешняя Церковь отождествлялась с христианским обществом и православным государством, и с использованием богословской методологии выявления сотереологических смыслов. В статье подробно исследованы источники трудов Волоцкого игумена, и показано как он их творчески интерпретирует. Автор приходит к выводу о том, что ядром концепции преподобного Иосифа являлась идея о необходимости попечения православного царя о спасении его подданных.
Издательство
- Издательство
- ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350000, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. Фрунзе, д 67
- Юр. адрес
- 350000, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. Фрунзе, д 67
- ФИО
- Кретов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Сайт
- https://edskuban.ru/