В статье на основании системного герменевтического анализа трудов преподобного Иосифа Волоцкого выявлена его богословско- политическая концепция. Анализ осуществлен с опорой на средневековую традицию, в рамках которой внешняя Церковь отождествлялась с христианским обществом и православным государством, и с использованием богословской методологии выявления сотереологических смыслов. В статье подробно исследованы источники трудов Волоцкого игумена, и показано как он их творчески интерпретирует. Автор приходит к выводу о том, что ядром концепции преподобного Иосифа являлась идея о необходимости попечения православного царя о спасении его подданных.
Идентификаторы и классификаторы
Фигура преподобного Иосифа Волоцкого является уникальной для русской книжности позднего Средневековья. Не имея систематического образования, подвижник стал автором сочинения, которое, как указывал уже митрополит Макарий, «по обширности своей и достоинству представляет собой явление, дотоле небывалое в русской духовной литературе»1. Общепризнанно, что богословско-политические идеи занимали важнейшее место в творчестве Волоцкого игумена2. В рамках настоящего статьи будет раскрыта концепция царского служения преподобного Иосифа, центральное место в которой занимает идея попечения правителя о духовной жизни подвластных.
Список литературы
1. Алексеев А. И. Сочинения Иосифа Волоцкого в контексте полемики 1480–1510-х годов. – Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2010. – 390 с.
2. Бегунов Ю. К. Кормчая Ивана Волка Курицына // Труды отдела древнерусской литературы. – Москва; Ленинград: Изд-во Академии наук СССР, 1956. – Т. XII. – С. 141–159.
3. Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти: очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века. – Москва: Издательский дом «Территория будущего», 2006. – 368 с. – (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»).
4. Вальденберг В. Е. Наставление писателя VI в. Агапита в русской письменности // Византийский временник. – Ленинград, 1926. – Т. 24 (1923–1926). – С. 27–34.
5. Витлин В. Э. В поисках идеала: представления о власти государя в русской публицистике первой трети XVI в. – Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2012. – 400 с.
6. Дьяконов М. А. Власть московских государей: очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI века. – Санкт-Петербург: Типография И. Н. Скороходова, 1889. – 259 с.
7. Зимин А. А. О политической доктрине Иосифа Волоцкого // Труды отдела древнерусской литературы. – Москва; Ленинград: Изд-во Академии наукСССР, 1953. – Т. IX. – С. 159–177.
8. Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель, или обличение ереси жидовствующих. – Изд. 3-е. – Казань: Типо-литография Императорского университета, 1896. – 551 с.
9. Книга преподобнаго и богоноснаго отца нашего Никона, игумена Черныя горы. – Москва: Типография единоверцев при Свято-Троицко-Введенской церкви, 1888. – 583 с.
10. Литвиненко В. В. Рецепция антиарианской тематики Афанасия Александрийского в славянской средневековой традиции (Часть 2: Слова против ариан) // Palaeobulgarica / Старобългаристика. – 2017. – Т. XLI. – № 4. – С. 27–54.
11. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. – Москва: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – 590 с.
12. Максимович К. А. К проблеме происхождения древнейшего славянского перевода «Пандектов» Никона Черногорца // Славянское языкознание: XII Междунар. съезд славистов, Краков, 1998 г.: доклады российской делегации. – Москва, 1998. – С. 398–412. Бежанидзе Георгий Вениаминович. «Цари и князья должны всячески заботиться о благочестии и охранять своих подданных от треволнения душевного и телесного»: богословско-политическая концепция прп. Иосифа Волоцкого
13. Максимович К. А. «Пандекты» Никона Черногорца в болгарском переводе XIV в.: рукописная традиция и проблемы издания // Преводите през XIV ст. на Балканите. – София, 2004. – С. 329–358.
14. Максимович К. А. «Пандекты» Никона Черногорца в древнерусском переводе XII в. (Юридические тексты). – Москва: Языки русской культуры, 1998. – 592 с.
15. Малышев А. В. Богословие красоты прп. Иосифа Волоцкого как катафатическое богословие: к постановке проблемы // Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей. – Санкт- Петербург: Изд-во РХГА, 2023. – С. 89–101.
16. Манохин А. А. «Книга на еретиков» Иосифа Волоцкого в первой половине XVI столетия // Novogardia. – 2019. – № 4. – С. 183–250.
17. Минеи-Четьи митрополита Макария. Февраль. Середина XVI в. // Отдел рукописей Государственного исторического музея. Син. 991.
18. Пандекты и Тактикон. Рукопись середины XVI в. // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Фонд 173.1. № 56.
19. Послание о соблюдении Соборного приговора 1504 г. // Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века. – Москва; Ленинград: Изд-во Академии наук СССР, 1955. – Приложения. Источники по истории новгородско-московской ереси. – С. 503–510.
20. Послания Иосифа Волоцкого / подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье; [вступ. статьи И. П. Еремина и Я. С. Лурье]; Акад. наук СССР. ИРЛИ (Пушкинский дом). – Москва; Ленинград: Изд-во Академии наук СССР, 1959. – 390 с.
21. Постановления Апостольские (в русском переводе). – Казань: В Губернской типографии, 1864. – 307 с.
22. «Поучение благого царства» Агапита // Лобакова И. А. Житие митрополита Филиппа: исследования и тексты. – Санкт-Петербург: [б.и.], 2006. – Приложение 2. – С. 285–296.
23. Преподобный Иосиф Волоцкий / сост. Т. А. Соколова; отв. ред., автор предисл. А. В. Назаренко. – Москва: Институт экономических стратегий, 2010. – 576 с.
24. Святитель Агапит Римский. Увещательные главы, написанные Агапитом, диаконом святыя великой церкви Божией // Христианское чтение. – 1827. – Ч. XXVII. – С. 245–273.
25. Синаксари Постной и Цветной Триодей / пер. Ю. Терентьев. – Москва: ПСТГУ, 2009. – 236 с.
26. Слова о судиях и властителях // Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. – Санкт-Петербург, 1897. – Вып. 3. – С. 116–117.
27. Тактикон. Рукописи XV в. // Отдел рукописей Государственного исторического музея. Син. 189, Син. 232.
28. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. – Санкт-Петербург: СПбДА, 1906. – Т. 12. Кн. 2. – 956 с.
29. Шпаковский М. В. Триадология Иосифа Волоцкого // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. – 2019. – Вып. 85. – С. 52–70.
30. Goldfrank D. M. The Deep Origins of Tsar’-Muchitel’: a Nagging Problem of Muscovite Political Theory // Russian History. – 2005. – Vol. 32. № 3/4. – P. 341– 354.
31. Raeff M. An Early Theorist of Absolutism: Joseph of Volokolamsk // The American Slavic and East European Review. – 1949. – Vol. 8. Issue 2. – P. 77–89.
32. Soldat C. The Limits of Muscovite Autocracy: The Relations Between the Grand Prince and the Boyars in the Light of Iosif Volotskii’s Prosvetitel´ // Cahiers du monde russe. – 2005. – Vol. 46. Issue 1/2. – P. 273–274.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского представляет собой уникальное произведение православной гимнографии, в котором отражаются ключевые аспекты христианской антропологии. Статья посвящена исследованию антропологических тем, раскрытых в каноне, таких как природа человеческого греха, покаяние и духовное возрождение. Особое внимание уделяется метафорическим и библейским образам, используемым для передачи идей о внутренней борьбе человека, его стремлении к Богу и осознанию своей греховности. Исследование подчёркивает, что канон не только сохраняет свою духовную актуальность, но и остаётся важным источником богословских размышлений о человеческой природе, её слабостях и путях к преображению.
Статья посвящена исследованию ключевого аспекта христианской антропологии – свободы воли – и её значению в педагогической практике. Свобода воли, понимаемая как способность человека к осознанному выбору и ответственности за поступки, рассматривается в контексте учения о человеке как образе Божием. Особое внимание уделяется педагогическим стратегиям, базирующимся на христианских ценностях. Исследование показывает, как эти подходы способствуют формированию у учащихся моральных принципов, способности к критическому мышлению и осознанным решениям. Автор также опирается на идеи К.Д. Ушинского, подчеркивая значимость воспитания воли как духовного явления, влияющего на развитие личности.
Работа демонстрирует связь между христианской антропологией и педагогикой, предлагая образовательные модели, которые учитывают духовное и нравственное развитие учащихся. Предложенные выводы и рекомендации могут быть полезны для педагогов и методистов, стремящихся интегрировать христианские ценности в учебный процесс.
В настоящем исследовании проводится анализ влияния христианских ценностей на формирование антропологического подхода в медицине. Особое внимание уделяется рассмотрению этических принципов христианства, таких как любовь к ближнему, сострадание и служение, в контексте их воздействия на практику врачебной деятельности и формирование взаимоотношений между медицинским работником и пациентом. Методологическая основа исследования включает изучение священных текстов, произведений святых отцов Церкви, исторических источников, а также анализ современных подходов в медицинской практике с позиций христианской антропологии.
Результаты исследования демонстрируют, что христианские ценности представляют собой ключевые основания для гуманистически ориентированного подхода в медицине. Они способствуют формированию целостного восприятия личности пациента, акцентируя внимание на уважении его достоинства, права на самоопределение, а также на необходимости соблюдения этических ограничений в медицинских интервенциях. Полученные данные подтверждают значимость диалога между медицинской наукой и религиозно-этическими принципами, что открывает перспективы для повышения этической и профессиональной ответственности в здравоохранении, а также способствует развитию более глубокого осознания значимости здоровья человека в его телесном и духовном аспектах.
Статья рассматривает трансгуманизм как антропологическую парадигму, радикально переосмысляющую природу человека через технологии: цифровизацию сознания, крионику, генетическую модификацию и бионические протезы. Анализируется их влияние на идентичность человека в сравнении с православной антропологией, утверждающей неразрывное единство души и тела, сотворённых по образу Божию. Православие подчеркивает приоритет духовного преображения над устранением биологических ограничений, на чём сосредотачивается трансгуманизм. Работа подчёркивает необходимость диалога между трансгуманизмом и православием, основанного на признании ценности целостности человеческой природы. Такой подход позволит интегрировать достижения технологий в жизнь человека без утраты его духовного и морального ядра, сохраняя уникальность человеческой личности.
Статья посвящена анализу проблемы утраты авторитета в современной образовательной системе. Рассматривается трансформация роли учителя, вызванная изменением акцентов в образовательной парадигме, утратой сакрального содержания воспитательного процесса и влиянием современных прагматических подходов. Использованы методы сравнительного анализа педагогических и теологических основ авторитета учителя. Работа подчеркивает необходимость восстановления духовно- нравственного идеала в воспитании как средства преодоления кризиса системы образования.
Сегодня грузинская церковная традиция компактно существует в канонических границах Грузинской Православной Церкви, духовным центром которой является древнейшая кафедра грузинских католикосов в г.Мцхет. Однако в раннем средневековье границы Мцхетского католикосата были значительно меньше – на Западе, в Лазике, располагались древние западнокавказские кафедры Константинопольского патриархата. Образование в кон.VIII в., крупнейшего государства Западного Кавказа – Абхазского царства, в лоне которого возникла новая, независимая от Константинополя, церковная юрисдикция – «Абхазский» католикосат, стало поворотным пунктом в истории Церкви в регионе. Причины возникновения и основные тенденции развития «Абхазского» католикосата на раннем этапе его существования, в IX в. посвящена эта статья.
Издательство
- Издательство
- ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350000, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. Фрунзе, д 67
- Юр. адрес
- 350000, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. Фрунзе, д 67
- ФИО
- Кретов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Сайт
- https://edskuban.ru/