В статье обосновывается значимость гражданско-патриотического воспитания в контексте обеспечения личностной и общественной безопасности. Отмечается, что именно духовное здоровье, аксиологический потенциал личности, включая гражданственность и патриотизм, в сложившихся сегодня условиях признается стратегическим ресурсом выживания и развития, обеспечения безопасности социальной системы в целом и личности в частности. Сегодня, как никогда, актуализируется очень сложная проблема духовной безопасности; речь идет о необходимости создания и поддержания таких условий, без которых невозможно формирование и развитие адекватных ценностных отношений к миру, к людям, к самому себе. Исходя из того, что обеспечение безопасности субъекта рассматривается как создание условий, которые способствовали бы реализации его интересов, в основе которых находятся его ценности, воспитание, в том числе и гражданско-патриотическое, должно рассматриваться как создание условий, в которых субъекты сохраняют и воспроизводят свои ценности, проявляющиеся в отношениях к миру, к другим, к самому себе. При это речь идет о гуманистических, традиционных духовно-нравственных, гражданско-патриотических ценностях. В статье представлена система гражданско-патриотического воспитания обучающихся в Республике Беларусь, нормативная правовая база, ценностно-целевые приоритеты (формирование активной гражданской позиции, социальной активности или готовности к реализации общественно значимых инициатив), составляющие системы, содержание воспитательной деятельности в аспекте гражданско-патриотического воспитания. Особое внимание уделяется представлению продуктивных практик гражданско-патриотического воспитания в Республике Беларусь в системе общего среднего школьного и дополнительного образования, вопросу усиления воспитательного потенциала учебных предметов.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20323/2686-8652-2024-1-19-53
- eLIBRARY ID
- 67949738
Динамизм социально-политических перемен в обществе обуславливает особое внимание к воспитанию подрастающего поколения. Модернизация образования направлена в настоящее время на формирование и развитие гуманной, творчески и социально активной, инициативной и предприимчивой личности, способной в ближайшем будущем позитивно влиять на преобразование нашего общества. Вхождение в общество предполагает наличие готовности подрастающего поколения к проявлению нравственных качеств, сотрудничеству, лидерству, критическому и творческому мышлению, ценностно-смысловому самоопределению относительно происходящих событий.
Список литературы
-
Байбородова Л. В. Воспитательная деятельность: учебник. Москва: КНОРУС, 2022. 402 с.
-
Белкина В. В. Воспитание демократической культуры школьников: генезис научной проблемы: монография. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. 168 с.
-
Буткевич В. В. Инновационный опыт учреждений образования по формированию гражданской позиции обучающихся / В. В. Буткевич, О. В. Толкачева. URL: http://e-lib.mslu.by/handle/edoc/5025 (дата обращения: 15.01.2023).
-
Губанов В. М. Философская интерпретация безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. 2016. № 3.1(6.1). С. 62-68. EDN: WXHQHT
-
Ершова О. И. Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте аксиологического подхода // Педагогическая наука и образование. 2020. № 4. С. 52-60. EDN: HYUUGX
-
Залыгина Н. А. Ценностные основы социальной активности учащейся молодежи в современном обществе // Интеллектуальная культура Беларуси: духовно-нравственные традиции и тенденции инновационного развития: материалы V междунар. науч. конф. [19-20 ноября 2020 г.]. В 3 т. Т. 2. Минск: Четыре четверти, 2020. 455 с.
-
Захарова С. Н. Формирование у будущего учителя готовности к гражданскому образованию школьников. Минск: Минский гос. ун-т., 2003. 121 с.
-
Звёздкин Н. М. Формирование патриотических ценностей в системе государственной молодежной политики Республики Беларусь. Минск: РУП “ИВЦМФРБ”, 2021. 213 с.
-
Инструктивно-методическое письмо “Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году”. URL: https://adu.by/ru/homeru/obrazovatelnyj-protsess-2023-2024-uchebnyj-god/obshchee-srednee-obrazovanie/instruktivno-metodicheskie-pisma.html (дата обращения: 15.01.2023).
-
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь "Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования". URL: https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/srenee-obr/srenee-obr/informatsiya/2023-2024-uchebnyy-god/(дата обращения: 15.01.2023).
-
Кабуш В. Т. Система гуманистического воспитания школьников: пособие для педагогов. Минск: Полымя, 2000. 208 с.
-
Касаткина Н. Э. Формирование активной гражданской позиции обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в общеобразовательной организации // Профессиональное образование в России и за рубежом. № 3. 2021. С. 96-103. EDN: CNBMDG
-
Кобелева Т. И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования. Самара: СГПУ, 2006. 186 с.
-
Ковальчук Т. А. Педагогические аспекты безопасности образовательного процесса // Веснiк Брэсцкага ўнiверсiтэта: навукова-тэарэтычны часопiс. Серыя 3: Фiлалогiя. Педагогiка. Псiхалогiя. 2021. № 1. С. 139-146.
-
Кодекс Республики Беларусь об образовании: в ред. Закона Респ. Беларусь от 14 янв. 2022 г., № 154-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 31.01.2022, 2/2874. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243 (дата обращения: 15.01.2023).
-
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь 15 июля 2015 № 82) URL: https://edu.gov.by. (дата обращения: 10.01.2023).
-
Литвинов Э. П. Безопасность как философская категория // Электронное научное издание Альманах "Пространство и Время". Т. 7. Вып. 1. 2014. С. 67-74. EDN: TGUXYR
-
Мартынова В. В. Социально-педагогическая сущность гражданственности // Праблемы выхавання. 1995. Вып. 1. С. 28-33.
-
О Государственной программе "Образование и молодежная политика" на 2021-2025 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 29 января 2021 г. № 57 / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2021. 43 с.
-
О Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2021 г. №773/ Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2021. 48 с.
-
Певзнер М. Н. Гражданское образование в контексте теоретических разработок проблемы в 90-е годы ХХ-начале ХХI в. / М. Н. Певзнер, П. А. Петряков // Веснiк ВДУ. 2021. № 1(110). С. 110-141.
-
Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.12.2020 № 312) URL: https://edu.gov.by. (дата обращения: 10.01.2023).
-
Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студентов вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. Москва: ВЛАДОС, 2000. 253 с. EDN: TCDPDH
-
Рожков М. И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся // Ярославский педагогический вестник. 1994. № 1. С. 16-19.
-
Сманцер А. П. Гуманизация педагогического процесса Минск: Бестпринт, 2005. 362 с.
-
Шаколюкова В. Д. Безопасность как философская категория. Философские основы концепции безопасности // Госрег: государственное регулирование общественных отношений. 2020. № 1(31). С. 245-253. EDN: CRVBOY
-
Яковлева О. С. Формирование активной гражданской позиции старшеклассников в контексте реализации Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь // Философско-педагогические проблемы непрерывного образования: сборник мат. III Международной научно-практической конференции [23-24 апреля 2020 г.] / под ред. М. И. Вишневского, Е. И. Снопковой. Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2020. С. 288-294. EDN: JEILXM
Выпуск
Другие статьи выпуска
Публикация посвящена проблемным ракурсам и перспективным тенденциям современного непрерывного профессионального педагогического образования в России. Сегодня вопрос профессионального развития педагогов является актуальным, поскольку выстраивается единое образовательное пространство в Российской Федерации. Единая федеральная система научного методического сопровождения носит многовекторный и полисубъектный характер. В нее входят федеральные, региональные, муниципальные организации, элементы формального и информального образования, в том числе и на уровне образовательной организации. В таком многообразии педагогу достаточно сложно сориентироваться и выбрать те формы и направления, которые обеспечат его непрерывное профессиональное развитие. В статье представлены результаты исследования педагогических работников из разных регионов РФ, включая новые территории (n=6616). Уделено внимание рассмотрению представлений педагогов об используемых форматах непрерывного профессионального образования и внешних ресурсах профессионального развития. Акцентирована, с одной стороны, многоаспектность форматов постдипломного профессионального образования, с другой - эклектичность и неструктурированность при построении индивидуального образовательного маршрута. Как показывают результаты исследования, педагог более мотивирован на непрерывное профессиональное развитие внешней мотивацией (материальное и моральное стимулирование), чем внутренней. Приведены аргументы в пользу необходимости усиления и трансформации методического сопровождения педагогического сообщества - работников системы дополнительного образования, дошкольных образовательных учреждений и школ, системы профессионального образования. Полученные результаты могут представлять интерес для региональных органов исполнительной власти, органов муниципального самоуправления, системы дополнительного профессионального образования в целях создания эффективных условий непрерывного профессионального развития педагогических кадров.
В данной статье представлены результаты исследования возможностей и проблем профессионального развития кадрового потенциала в условиях построения единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в аспекте особенностей муниципальной системы образования (МСО). Исследование проводилось в 2023 году, в нем участвовало 7343 респондента из 5 регионов РФ, в том числе, новых регионов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, а также Республики Карелия, Кировской и Ярославской областей. Автор статьи приводит теоретический анализ исследований функционирования и развития муниципальной системы образования как составной части региональной и федеральной систем образования; показывает особенности построения МСО как совокупности всех образовательных учреждений, независимо от их форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории данного муниципального образования, взаимодействующих между собой и с муниципальными органами управления образованием в интересах населения. В статье предложен анализ документов федерального уровня, регламентирующих формирование единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических кадров (ЕФС НМС), показаны возможности МСО для реализации государственной образовательной политики, а также для построения муниципальной системы научно-методического сопровождения педагогических кадров (МС НМС) как сегмента региональной системы (РС НМС). В статье предложено описание и спецификация инструмента исследования анкет-опросников для педагогических работников и руководителей системы образования. Показаны данные, полученные в процессе анализа общих результатов исследования с учетом особенностей управления и функционирования муниципальной системы образования в сфере подготовки и профессионального развития педагогических кадров: принципов и ценностей построения МС НМС; направлений совершенствования МС НМС; возможностей использования объединений, служб, ресурсов на муниципальном уровне для профессионального развития кадров. На основе выявленных в процессе исследования проблем, имеющих наибольшее значение для МСО, предложены некоторые эффективные способы и первоочередные задачи муниципального органа управления образованием по совершенствованию процесса профессионального развития кадрового потенциала.
В статье рассматриваются направления и перспективы профориентационной работы на примере деятельности конкретной сельской школы. Для полноценного развития молодого поколения нужна системная работа во всех сферах жизни и деятельности детей и молодых людей: профориентация и вторичная занятость, культура, спорт, досуг и образование. Несомненно, что выбор профессии для школьников - сложное и важное жизненное решение. В старших и выпускных классах данная проблема перед обучающимися встает особо остро. И в этот момент система профориентационной работы должна функционировать с высокой интенсивностью, объединяя и родителей, и профессиональные учебные заведения, и всех социальных партнеров. Одним из ключевых аспектов успешной профориентационной работы является сотрудничество между школой, социальными партнерами и будущими работодателями. Статья подчеркивает значимость построения моста между школьным образованием, социальными партнерами и будущим профессиональным путем обучающихся, чтобы помочь им выбрать правильную профессию. Авторы предлагают конкретные методы и подходы. В статье приводится ряд примеров из практики, иллюстрирующих эффективность применения различных методов и подходов в профориентационной работе, которые помогли учащимся выбрать профессию и успешно трудоустроиться. Важным аспектом авторы считают построение «моста» между школой, профессиональной средой и учащимися, который поможет им лучше понять свои интересы, способности и возможности. Это означает, что программы и методы профориентации должны учитывать особенности местности, ее экономические и социальные потребности, а также возможности для трудоустройства. Кроме того, программы должны помогать учащимся в выборе профессии, которая будет востребована в данном регионе.
Статья посвящается актуальной для современной педагогической науки проблеме формирования такого личностного образовательного результата, как самооценка. Повышение уровня ее сформированности выступает проявлением становления учащегося как субъекта учебной деятельности. В излагаемых теоретических положениях статьи раскрывается значение развития осознанной, адекватной, дифференцированной, устойчивой самооценки, которое заключается в том, что она выступает мотиватором учебной деятельности, определяет уровень притязаний школьника в учебных достижениях, обеспечивает своевременную корректировку выдвигаемых задач на основе оценки результатов их решения. Формирующаяся самооценка во взаимосвязях ее проявления (общая, обобщенная, частная) позволяет учащемуся занять активную позицию к своей психологической данности и сделать ее в процессе учебной деятельности предметом преобразования. При анализе современных психолого-педагогических исследований делается вывод о том, что они носят преимущественно аспектный характер, сосредоточиваясь на возрастных, гендерных, этнических и других особенностях развития самооценки учащихся, не уделяя необходимого внимания специфике образовательно-культурных условий обучения, которыми отличаются городская и сельская школы. Обозначение авторами статьи методического аспекта проблемы связывается с необходимостью изучения процесса формирования самооценки школьников на уроках отдельных учебных дисциплин. Основным учебным предметом начальной ступени образования является обучение чтению. От сформированности навыка чтения зависит успешность учебных достижений младшего школьника по всем образовательно-предметным областям. В статье приводятся авторские данные по особенностям формирования самооценки младших школьников, в том числе - по формированию самооценки первоклассников сельской школы в процессе обучения чтению.
В статье доказывается тезис о том, что становление российского информационного общества обусловило и модернизацию образования, осуществляемую первоначально на организационно-экономическом уровне, а в настоящее время социокультурными средствами. Реализация ведущих идей социокультурной модернизации образования способствовала значительной трансформации структуры и содержания деятельности сельских образовательных организаций: стали формироваться новые экосистемы сельских школ, инновационные модели кадрового обеспечения их деятельности, сетевые механизмы проектирования и реализации совокупности вариативных образовательных программ и т. д. В исследовании выявлены тенденции становления сельской школы в условиях социокультурной модернизации образования (становление сельских общеобразовательных организаций как социокультурной открытой сетевой системы; обусловленность процесса становления сельских школ содержанием и степенью инноваций в региональных системах образования; возрастание адаптационных и рурально-ориентированных компонентов в содержании образовательных программ сельских школ; зависимость уровня готовности сельских учителей к профессиональной деятельности от степени сформированности и содержания стереотипов их профессиональной деятельности и др.); обосновывается перспективность модели становления школы в условиях социокультурной модернизации образования, опирающаяся на исторические предпосылки, требования общества и государства с учетом оптимального сочетания социокультурного, пространственного, компетентностного, системно-деятельностного подходов; выявляются особенности сельской школы периода социокультурной модернизации образования, которые обоснованы идеей сетевизации, цифровизации, мобильности, конвергентности, глокальности, динамической устойчивости, руральности и др. Делается вывод о сохранении конкретных особенностей данной группы общеобразовательных организаций в условиях цифровизации, сетевизации, стандартизации образования, введения программно-методических элементов контроля качества образовательного процесса.
В статье уточнены понятия групповой и коллективной идентичности применительно к младшему подростковому возрасту. Представлены результаты диагностики групповой и коллективной идентичности младших подростков. В исследовании приняли участие 148 обучающихся 5-х классов в возрасте 10-11 лет. Для диагностики использовались методика М. Куна и Т. МакПартленда «Кто я?» в модификации Т. В. Румянцевой, анкета «Школьная идентичность» Д. В. Григорьева, методика оценки индекса групповой сплоченности по К. Э. Сишору, методика оценки социометрического статуса подростков в группе М. Р. Битяновой, авторская методика самооценки подростками своей групповой принадлежности. Полученные результаты показали, что большинство пятиклассников отождествляют себя с такими социальными ролями, как «сын/дочь», «крестник/крестница», «ученик/ученица», «друг/подруга», «гражданин России», а также со своей национальной принадлежностью и занятиями по интересам (путешественник, спортсмен, художница, самокатчик и т. п.). Все подростки причисляют себя к членам своей семьи, на втором месте - к гражданам России (82-93 % в разных классах), на третьем - к представителям своей национальной принадлежности (64-89 %) и к компании друзей (81-82 %). К классу, школьному сообществу, детской общественной организации причисляет себя меньшая доля подростков (52, 61 и 30 % соответственно). Сильная эмоциональная связь у большинства подростков с семьей (у 67-70 %), с гражданами России (56-61 %), с компанией друзей (41-70 %). С классом, школьным сообществом и детской общественной организацией сильную эмоциональную связь ощущают только треть подростков. Ситуации, в которых подростки осознают и выражают свою групповую идентичность, у большинства из них связаны с ощущением любви, заботы, доброго отношения, получением положительных эмоций, совместным времяпрепровождением, выполнением предписанных ролей. Только у пятой части подростков имеют место проявления коллективной идентичности, выражаемые через коллективную социально-значимую деятельность, помощь членам коллектива и обществу. По результатам проведенного исследования сделан вывод о необходимости целенаправленного формирования у младших подростков коллективной идентичности. Показана специфика такого формирования в сельских малокомплектных и в городских школах.
Повышенное внимание государства и общества к образованию проявляется в потоке нововведений последних десятилетий, обнаруживается в изменениях, затрагивающих все виды и уровни отечественной системы образования, касающихся каждого субъекта образования, по сути, каждого гражданина страны. В статье представлены результаты историко-педагогического исследования научно-педагогических сочинений Василия Александровича Сухомлинского - сельского педагога, директора сельской школы и всемирно известного учёного. Применены метод исторических параллелей, метод компаративного анализа и документальный метод, позволяющие сравнить идеи педагога с тенденциями и реалиями развития системы образования в современной России. Гипотеза исследования предполагает, что современные нововведения уходят своими корнями в научно-педагогические идеи и опыт отечественной школы, в том числе советской, представленные в научных трудах и практических наработках В. А. Сухомлинского. На основе изучения трудов отечественных и зарубежных исследователей, посвящённых Сухомлинскому, непосредственного обращения к работам педагога-учёного, анализа декларированных и реализуемых преобразований в системе образования страны актуализированы ряд идей Сухомлинского (в области патриотического и трудового воспитания детей и молодёжи, в отношении роли семьи в воспитании юных и др.); обозначены тенденции модернизации образования в России (приоритет воспитательной функции образования, консолидация усилий и консенсус социальных институтов, прежде всего, семьи и школы в воспитании подрастающих поколений и др). Определены «исторические параллели» между школой середины XX века и школой России века XXI, подтверждающие жизнеспособность и современность педагогического наследия Сухомлинского, аргументированы необходимость и значимость «нового прочтения» его трудов современными исследователями и практикующими педагогами.
Издательство
- Издательство
- ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
- Регион
- Россия, Ярославль
- Почтовый адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- Юр. адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- ФИО
- Груздев Михаил Вадимович (Ректор университета)
- E-mail адрес
- rector@yspu.org
- Контактный телефон
- +7 (485) 2305661
- Сайт
- http://yspu.yar.ru/