Классификация теорий революции по поколениям американского социолога Дж. Голдстоуна - один из распространенных способов систематизации исследований в данном направлении. Вдобавок к укоренившимся уже в научном дискурсе четырем поколениям теорий революций в современной науке отмечается формирование нового пятого поколения. В статье приводятся результаты анализа социально-демографических факторов революционной дестабилизации, которые, по мнению авторов, можно относить к работам пятого поколения теорий революции. Проведенные к настоящему времени количественные кросс-национальные исследования социально-демографических факторов революционной дестабилизации показывают, что одни и те же социально-демографические факторы могут оказывать очень разное влияние на вероятность начала вооруженных восстаний, с одной стороны, и невооруженных революционных выступлений - с другой. Эти исследования демонстрируют, что вероятность невооруженных революционных выступлений более высока в экономически среднеразвитых странах с невысокой младенческой смертностью, достаточно высокой долей городского населения, достаточно высокими значениями охвата населения формальным образованием и медианного возраста и не очень высокой долей молодежи. С другой стороны, вооруженные восстания наиболее вероятны в наиболее бедных странах с очень высокой младенческой смертностью, низкой долей городского населения, низкими значениями охвата населения формальным образованием и медианного возраста и очень высокой долей молодежи в общей численности взрослого населения («молодежным бугром»). Такие важные социально-демографические показатели, как высокие значения численности населения и социально-экономического неравенства, увеличивают риски как вооруженной, так и невооруженной революционной дестабилизации.
Идентификаторы и классификаторы
В современной политической науке особую актуальность приобретает исследование революций как сложного феномена, эволюционирующего в своих проявлениях и последствиях на протяжении истории развития человечества. Комплексный характер революций как объекта исследований определяется их непредсказуемостью и многофакторностью (Albrecht, Koehler 2020: 5; Goldstone 2014), требующих задействования множества различных подходов.
Список литературы
- Бердяев Н. (1928) Русская религиозная мысль и революция. Версты, 3: 40-62.
- Голдстоун Дж. А., Гринин Л.Е., Коротаев А.В. (2022) Волны революций XXI столетия. Полис. Политические исследования, 4: 108-119. EDN: DVNOBB
- Голдстоун Дж.А. (2006) К теории революции четвертого поколения. Логос, 5(56): 58-103.
- Гринин Л.Е., Билюга С.Э., Коротаев А.В., Малыженков С.В. (2017) Доля студентов в общей численности населения и социально-политическая дестабилизация (Опыт количественного анализа). Полития, 4(87): 35-47. EDN: XTXFPV
- Инглхарт Р., Вельцель К. (2011) Модернизация, культурные изменения и демократия. М.: Новое изд-во. EDN: QOMHTL
- Каутский К. 1959 [1909]. Путь к власти. (Политические очерки о врастании в революцию). М.: Госполитиздат.
- Коротаев А.В., Гринин Л.Е., Исаев Л.М., Билюга С.Э., Васькин И.А., Слинько Е.В., Шишкина А.Р., Мещерина К.В. (2017) Дестабилизация: глобальные, национальные, природные факторы и механизмы. М.: Учитель. EDN: YRFNSQ
- Коротаев А.В., Гринин Л.Е., Малков С.Ю., Исаев Л.М., Билюга С.Э., Шишкина А.Р., Иванов Е.А., Мещерина К.В., Васькин И.А., Медведев И.А., Романов Д.М. (2021а) Катализаторы политических переворотов: от акций протеста к смене власти. Анализ и моделирование процессов дестабилизации на примере модернизирующихся социально-политических систем. М.: Ленанд; URSS.
- Коротаев А. В., Исаев Л. М., Васильев А. М. (2015) Количественный анализ революционной волны 2013-2014 гг. Социологические исследования, 8: 119-127. EDN: UFZJFZ
-
Коротаев А.В., Сойер П.С., Гринин Л.Е., Шишкина А.Р., Романов Д.М. (2020) Социально-экономическое развитие и антиправительственные протесты в свете новых результатов количественного анализа глобальных баз данных. Социологический журнал, 26(4): 61-78. DOI: 10.19181/socjour.2020.26.4.7642 EDN: SCFFFV
-
Коротаев А.В. (2014) О возможных экономико-психологических факторах украинской революции 2014 года. Историческая психология и социология истории, 1: 56-74. EDN: SJVARJ
-
Коротаев А.В., Билюга С.Э., Шишкина А.Р. (2016) ВВП на душу населения, уровень протестной активности и тип режима: опыт количественного анализа. Сравнительная политика, 7(4): 72-94. DOI: 10.18611/2221-3279-2016-7-4(25)-72-94 EDN: XCGKNP
-
Коротаев А.В., Билюга С.Э., Шишкина А.Р. (2017а) ВВП на душу населения, интенсивность антиправительственных демонстраций и уровень образования. Кросс-национальный анализ. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз, 1(84): 127-143. DOI: 10.30570/2078-5089-2017-84-1-127-143 EDN: XTXFNR
-
Коротаев А.В., Билюга С.Э., Шишкина А.Р. (2017б) Экономический рост и социально-политическая дестабилизация: опыт глобального анализа. Полис. Политические исследования, 2: 155-169. DOI: 10.17976/jpps/2017.02.11 EDN: YJEEZD
-
Коротаев А.В., Божевольнов Ю.В., Гринин Л.Е., Зинькина Ю.В., Малков С.Ю. (2011) Ловушка на выходе из ловушки. Логические и математические модели. Акаев А.А. (ред.) Проекты и риски будущего. М.: Красанд; URSS: 138-164. EDN: RYSZNR
-
Коротаев А.В., Васькин И.А., Билюга С.Э. (2017) Гипотеза Олсона-Хантингтона о криволинейной зависимости между уровнем экономического развития и социально-политической дестабилизацией: опыт количественного анализа. Социологическое обозрение, 16(1): 9-49. DOI: 10.17323/1728-192X2017-1-9-49 EDN: YKUXXJ
-
Коротаев А.В., Гринин Л.Е., Малков С.Ю., Исаев Л.М., Филин Н.А., Билюга С.Э., Зинькина Ю.В., Слинько Е.В., Шишкина А.Р., Шульгин С.Г., Мещерина К.В., Айсин М.Б., Иванов Е.А., Кокликов В.О., Медведев И.А., Романов Д.М., Слав М., Сойер П.С. (2021б) Социально-политическая дестабилизация в странах афразийской макрозоны нестабильности: количественный анализ и прогнозирование рисков. М.: Ленанд; URSS. EDN: MUAQCE
-
Коротаев А.В., Гринин Л.Е., Медведев И.А., Слав М. (2022) Типы политических режимов и риски революционной дестабилизации в XXI веке. Социологическое обозрение, 21 (2): 9-65. DOI: 10.17323/1728-192x-2022-2-9-65 EDN: OBXNAC
-
Коротаев А.В., Малков А.С., Бурова А.Н., Зинькина Ю.В., Ходунов А.С. (2012) Ловушка на выходе из ловушки. Математическое моделирование социально-политической дестабилизации в странах мир-системной периферии и события арабской весны 2011 г. Акаев А.А. (ред.) Моделирование и прогнозирование глобального, регионального и национального развития. М.: Либроком; URSS: 210-276. EDN: REFLMF
-
Мальтус Т.Р. (1895 [1799]) Опыт закона о народонаселении. М.: Издание К.Т. Солдатенкова.
-
Маркс К., Энгельс Ф. (1955 [1848]) Манифест коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 4. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры: 419-459.
-
Медведев И.А., Коротаев А.В. (2021) Структурные факторы мирной и вооруженной революционной смены власти: опыт анализа методами машинного обучения. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков, 12: 145-189. EDN: AJZUGC
-
Медведев И.А., Устюжанин В.В., Коротаев А.В. (2022) Применение методов машинного обучения для ранжирования факторов и прогнозирования невооруженной и вооруженной революционной дестабилизации в афразийской макрозоне нестабильности. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков: ежегодник, 13: 134-191. DOI: 10.30884/978-5-7057-6184-5_06 EDN: KMPHKO
-
Розов Н.С., Пустовойт Ю.А., Филиппов С.И., Цыганков В.В. (2019) Революционные волны в ритмах глобальной модернизации. М.: Красанд; URSS. EDN: STNOCN
-
Романов Д.М., Мещерина К.В., Коротаев А.В. (2021) Доля молодежи в общей численности взрослого населения как фактор интенсивности ненасильственных протестов: опыт количественного анализа. Полис. Политические исследования, 3: 166-181. DOI: 10.17976/jpps/2021.03.11 EDN: OKDNLL
-
Слав М., Коротаев А.В. (2021) К регрессионному анализу рисков революционной дестабилизации в афразийской макрозоне нестабильности в XXI веке. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков, 12: 219-241. EDN: NAQEBQ
-
Сорокин П. (2004) Социология революций. М.: РОССПЭН.
-
Устюжанин В.В., Зинькина Ю.В., Коротаев А.В. (2023) Опасная молодежь: почему революции принимают вооруженную или невооруженную форму? Социологические исследования, 5: 82-96. DOI: 10.31857/S013216250025805-8 EDN: RMDVOT
-
Устюжанин В.В., Гринин Л.Е., Медведев И.А., Коротаев А.В. (2022) Образование и революции (Почему революционные выступления принимают вооруженную или невооруженную форму?). Полития: Анализ. Хроника. Прогноз, 1(104): 50-71. DOI: 10.30570/2078-5089-2022-104-1-50-71 EDN: TIZIXP
-
Устюжанин В.В., Жодзишская П.А., Коротаев А.В. (2022) Демографические факторы как предикторы революционных ситуаций. Опыт количественного анализа. Социологический журнал, 28(4): 34-59. DOI: 10.19181/socjour.2022.28.4.9314 EDN: VEVEEC
-
Устюжанин В.В., Коротаев А.В. (2022) Регрессионное моделирование вооруженной и невооруженной революционной дестабилизации в афразийской макрозоне нестабильности. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков, 13: 192-226. DOI: 10.30884/978-5-7057-6184-5_07 EDN: ADTXLI
-
Устюжанин В.В., Степанищева Я.В., Галлямова А.А., Гринин Л.Е., Коротаев А.В. (2023) Образование и риски революционной дестабилизации: опыт количественного анализа. Социологическое обозрение, 22(1): 98-128. DOI: 10.17323/1728-192X-2023-1-98-128 EDN: WSZVDJ
-
Устюжанин В. В., Сумерников И.А., Гринин Л.Е., Коротаев А.В. (2022) Урбанизация и революции: количественный анализ. Социологические исследования, 10: 85-95. DOI: 10.31857/S013216250018478-8 EDN: WSMVJE
-
Устюжанин В. В., Михеева В.А., Сумерников И.А., Коротаев А.В. (2023) Экономические истоки революций: связь между ВВП и рисками революционных выступлений, Полития: Анализ. Хроника. Прогноз, 1(108): 64-87. DOI: 10.30570/2078-5089-2023-108-1-64-87 EDN: VRPOBO
-
Шульц Э.Э. (2015) Теория революции: к истории изучения, систематизации и современному состоянию. Научные ведомости. Серия История. Политология. Экономика. Информатика, 1(33): 167-172. EDN: UMJSHD
-
Шульц Э.Э. (2018) Теория революции Джека Голдстоуна. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки, 3: 171-182. EDN: XTUKIP
-
Abd Rabou A. (2016) "Democracy as Student Mobilization. How Student Unions Struggle for Change in Egypt. In: Mohamed E., H.R.Gerber, and S.Aboulkacem (eds.) Education and the Arab Spring: Resistance, Reform, and Democracy. Leiden: Brill: 51-67.
-
Abel W. (1935) Agrarkrisen und Agrarkonjunktur in Mitteleuropa vom 13. bis zum 19. Jahrhundert. Berlin.
-
Abouharb M.R., Kimball A.L. (2007) New Dataset on Infant Mortality Rates, 1816-2002. Journal of Peace Research, 44(6): 743-754. EDN: JNYCIN
-
Ackerman P., Kruegler C. (1994) Strategic nonviolent conflict: The dynamics of people power in the twentieth century, Westport, CT: Praeger.
-
Akaev A., Korotayev A., Issaev L., Zinkina J. (2017) Technological development and protest waves: Arab spring as a trigger of the global phase transition? Technological Forecasting and Social Change, 116: 316-321. DOI: 10.1016/j.techfore.2016.08.009 EDN: CJVSOK
-
Albrecht H., Koehler K. (2020) Revolutionary mass uprisings in authoritarian regimes. International Area Studies Review, 23(2): 135-159. DOI: 10.1177/2233865920909611 EDN: PGVFEA
-
Allinson J. (2019) A Fifth Generation of Revolution Theory? Journal of Historical Sociology, 32(1): 142-151.
-
Ang, A.U., Dinar S., Lucas R.E. (2014) Protests by the young and digitally restless: The means, motives, and opportunities of anti-government demonstrations. Information, Communication & Society, 17(10): 1228-1249.
-
Bailey T. (1830) A Discourse on the Causes of Political Revolutions. London.
-
Bearman P.S. (1993) Relations into rhetorics: Local elite social structure in Norfolk, England 1540-1640. Rutgers University Press.
-
Beck C.J., Bukovansky M., Chenoweth E., Lawson G., Nepstad S.E., Ritter D.P. (2022) On Revolutions: Unruly Politics in the Contemporary World, Oxford: Oxford University Press.
-
Beck C., Ritter D. (2021) Thinking Beyond Generations: On the Future of Revolution Theory. Journal of Historical Sociology, 34: 134 - 141. EDN: YNVTAE
-
Beissinger M.R. (2022) The Revolutionary City: Urbanization and the Global Transformation of Rebellion. Princeton: Princeton University Press.
-
Benjamin A. (2019) A Fifth Generation of Revolutionary Theory Is Yet to Come. Journal of Historical Sociology, 32(1): 142-151.
-
Bernstein R.B. (2004 [1874]) Thomas Jefferson: The revolution of ideas. Oxford University Press.
-
Besançon M.L. (2005) Relative Resources: Inequality in Ethnic Wars, Revolutions, and Genocides. Journal of Peace Research, 42(4): 393-415. EDN: JNXYJB
-
Brinton C. (1965) The Anatomy of Revolution. New York: Vintage books.
-
Butcher C., Svensson I. (2016) Manufacturing Dissent: Modernization and the Onset of Major Nonviolent Resistance Campaigns. Journal of Conflict Resolution, 60(2): 311-339.
-
Chenoweth E., Shay C.W. (2020) List of Campaigns in NAVCO 1.3, Cambridge, MA: Harvard Dataverse. URL: https://dataverse.harvard.edu/dataset.xhtml?persistentId=. DOI: 10.7910/DVN/ON9XND
-
Chenoweth E., Stephan M. J. (2011) Why civil resistance works: the strategic logic of nonviolent conflict, New York: Columbia University Press.
-
Chenoweth E., Ulfelder J. (2017) Can Structural Conditions Explain the Onset of Nonviolent Uprisings? Journal of Conflict Resolution, 61(2): 298-324.
-
Choucri N. (1974) Population dynamics and international violence: Propositions, insights, and evidence. London and New York: Lexington Books.
-
Christensen B., Groshek J. (2020) Emerging media, political protests, and government repression in autocracies and democracies from 1995 to 2012. International Communication Gazette, 82(8): 685-704.
-
Cincotta R., Weber H. (2021) Youthful Age Structures and the Risks of Revolutionary and Separatist Conflicts. In: A. Goerres, P. Vanhuysse (eds.) Global Political Demography: The Politics of Population Change, The Age-structural theory of state behavior. New York: Palgrave Macmillan: 57-92.
-
Clarendon E.H. (1888 [1641; publ. 1702-1704]) History of the rebellion and civil wars in England: Begun in the year 1641 by Edward Hyde, 1st Earl of Clarendon. In 3 vols. Clarendon Press.
-
Clark J. (1862) The History and Theory of Revolutions. From the Princeton Review for April 1862. Philadelphia.
-
Dahl M., Gates S., Gleditsch K., González B. (2021) Accounting for Numbers: Group Characteristics and the Choice of Violent and Nonviolent Tactics. The Economics of Peace and Security Journal, 16(1): 5-25.
-
Dahlum S. (2019) Students in the Streets: Education and Nonviolent Protest. Comparative Political Studies, 52(2): 277-309. EDN: JQKDXC
-
Davies J. C. (1962) Toward a theory of revolution. American sociological review, 27(1): 5-19.
-
de Mably G.B. (1972 [1758/1789]) Des droits et des devoirs du citoyen. Éd. crit. par Jean-Louis Lecercle. Didier.
-
de Tocqueville A. (1955 [1856]) The old regime and the French revolution. Doubleday.
-
Eisenstadt S. (1978) Revolution and the transformation of societies. The Free Press.
-
Engels F. (1979 [1851-1852]) Revolution and counter-revolution in Germany. Marx-Engels Collected Works, 10: 3-96 (Progress Publishers).
-
Feierabend I.K., Feierabend R.L. (1972) Systematic conditions of political aggression: An application of frustration-aggression theory. In: I. K. Feierabend, R. L. Fejerabend, T. R. Gurr (Eds.), Anger, violence, and politics: Theories and research. Prentice-Hall: 136-183.
-
Fox J. (2004) The Rise of Religious Nationalism and Conflict: Ethnic Conflict and Revolutionary Wars, 1945-2001. Journal of Peace Research, 41(6): 715-731. EDN: JNXXPV
-
Franc R., Maglić M., Sučić, I. (2020) Političko (ne)povjerenje kao odrednica sklonosti glasanju na izborima i sklonosti prosvjednom sudjelovanju. Revija za sociologiju, 50(3): 381-406. EDN: OLUYNU
-
Gleditsch K.S., Rivera M. (2017) The Diffusion of Nonviolent Campaigns. Journal of Conflict Resolution, 61(5): 1120-1145.
-
Goldstone J.A. (1980) Theories of Revolution: The Third Generation. World Politics, 32(3): 425-453.
-
Goldstone J.A. (1991) Revolution and rebellion in the early modern world. University of California Press.
-
Goldstone J.A. (2001) Toward a Fourth Generation of Revolutionary Theory. Annual Review of Political Science, 4(1): 139-187.
-
Goldstone J.A. (2002) Population and Security: How Demographic Change Can Lead to Violent Conflict. Journal of International Affairs, 56(1): 3-21. EDN: EIMEIV
-
Goldstone J.A. (2014) Revolutions: A Very Short Introduction, Oxford: Oxford University Press.
-
Goldstone J.A., Grinin L., Korotayev A. (2022) The Phenomenon and Theories of Revolutions. In: Goldstone J.A., Grinin L., Korotayev A. (eds.) Handbook of Revolutions in the 21st Century: The New Waves of Revolutions, and the Causes and Effects of Disruptive Political Change. Cham: Springer: 37-68. DOI: 10.1007/978-3-030-86468-2_2 EDN: NNWVBM
-
Goldstone J.A. (2017) Demographic structural theory: 25 years on. Cliodynamics, 8(2): 85-112. EDN: VDNQYL
-
Grinin L. (2022) Revolution and modernization traps. In: Goldstone J. A., Grinin L., and Korotayev A. (eds.) Handbook of Revolutions in the 21st Century, Societies and Political Orders in Transition. Cham: Springer International Publishing: 219-238. EDN: DUUDCA
-
Guizot M. (1844 [1836]) Essais sur l'histoire de France. Paris, Charpentier.
-
Gurr T.R. (1968) A causal model of civil strife: A comparative analysis using new indices. American Political Science Review, 62: 1104-1124.
-
Gurr T.R. (1970) Why men rebel. Princeton University Press.
-
Haggard S., Kaufman R.R. (1995) The political economy of democratic transitions. Princeton University Press.
-
Hegre H., Karlsen J., Nygård H.M., Strand H., Urdal H. (2013) Predicting armed conflict, 2010-2050. International Studies Quarterly, 57(2): 250-270.
-
Hollyer J.R., Rosendorff B.P., Vreeland J.R. (2015) Transparency, protest, and autocratic instability. American Political Science Review, 109(4): 764-784. EDN: WSEYDN
-
Hume D. (1773) The history of England. T. Cadell.
-
Huntington S.P. (1968) Political order in changing societies. Yale University Press.
-
Inglehart R., Welzel C. (2005) Modernization. Cultural Change, and Democracy: The Human Development Sequence. Cambridge: Cambridge University Press.
-
Jakobsen T G., Listhaug O. (2014) Social change and the politics of protest. In: R. J. Dalton, C. Welzel (eds.) The civic culture transformed: From allegiant to assertive citizens. Cambridge: Cambridge University Press: 213-239.
-
Jefferson T.A. (1998) The life and selected writings of Thomas Jefferson: Including the autobiography. The Declaration of Independence & His Public and Private Letters. Modern Library.
-
Kadivar M.A., Ketchley N. (2018) Sticks, Stones, and Molotov Cocktails: Unarmed Collective Violence and Democratization. Socius: Sociological Research for a Dynamic World, 4: 1-16.
-
Keller F. (2012) (Why) Do Revolutions Spread? Paper presented at the 2012 Annual Meeting of the American Political Science Association. August 30 - September 2, 2012, New Orleans: https://www.researchgate.net/publication/275954363.
-
Korotayev A., Bilyuga S., Shishkina A. (2018) GDP Per Capita and Protest Activity: A Quantitative Reanalysis. Cross-Cultural Research 52(4): 406-440. DOI: 10.1177/1069397117732328 EDN: VBDYWS
-
Korotayev A., Goldstone J. A., Zinkina J. (2015) Phases of global demographic transition correlate with phases of the Great Divergence and Great Convergence. Technological Forecasting and Social Change, 95: 163-169. DOI: 10.1016/j.techfore.2015.01.017 EDN: UZTCJJ
-
Korotayev A., Grinin L., Bilyuga S., Meshcherina K., Shishkina A. (2017) Economic Development, Sociopolitical Destabilization and Inequality. Russian Sociological Review, 16(3): 30-57. DOI: 10.17323/1728-192X-2017-3-9-35 EDN: YTHMFN
-
Korotayev A., Issaev L., Zinkina J. (2015) Center-periphery dissonance as a possible factor of the revolutionary wave of 2013-2014: A cross-national analysis. Cross-Cultural Research, 49(5): 461-488. DOI: 10.1177/1069397115595374 EDN: VAJVAD
-
Korotayev A., Sawyer P., Romanov D. (2021) Socio-Economic Development and Protests. A Quantitative Reanalysis. Comparative Sociology, 20(2): 195-222. DOI: 10.1163/15691330-bja10030 EDN: BRBSUM
- Korotayev A., Vaskin I., Bilyuga S., Ilyin I. (2018) Economic Development and Sociopolitical Destabilization: A Re-Analysis. Cliodynamics: The Journal of Quantitative History and Cultural Evolution, 9(1): 59-118. DOI: 10.21237/c7clio9137314 EDN: YBBINN
- Korotayev A., Zinkina J. (2022) Egypt’s 2011 Revolution. A Demographic Structural Analysis. In: Goldstone J. A., Grinin L., Korotayev A. (eds.) Handbook of Revolutions in the 21st Century: The New Waves of Revolutions, and the Causes and Effects of Disruptive Political Change. Cham: Springer: 651-683. DOI: 10.1007/978-3-030-86468-2_25 EDN: TYFLCJ
- Korotayev A., Zinkina J., Kobzeva S., Bogevolnov J., Khaltourina D., Malkov A., Malkov S. (2011) A Trap at the Escape from the Trap? Demographic-Structural Factors of Political Instability in Modern Africa and West Asia. Cliodynamics, 2(2): 276-303. DOI: 10.21237/C7clio22217
- Krieger T., Meierrieks D. (2019) Income inequality, redistribution and domestic terrorism. World Development, 116: 125-136. EDN: RANMXL
- Lawson G. (2019) Anatomies of Revolution. Cambridge: Cambridge University Press.
- Lee M.Y.K., Lo Y.L. (2020) Contesting Visions of Hong Kong’s Rule of Law and Young People’s Political Discontent. Social & Legal Studies, 29(6): 858-880. EDN: DXYRRP
- Marx K. (2000a) [1850]) The class struggles in France. In: Marx K. Selected writings. Oxford University Press: 313-325.
- Marx K. (2000b) [1852]) The eighteenth Brumaire of Louis Bonaparte. In: Marx K.Selected writings. Oxford University Press: 329-355.
- Mesquida C.G., Wiener N.I. (1999) Male Age Composition and Severity of Conflicts. Politics and the Life Sciences, 18(2): 181-189. DOI: 10.1017/S0730938400021158 EDN: GZLLGF
- Moller H. (1968) Youth as a Force in the Modern World. Comparative Studies in Society and History 10(3): 238-260.
- Munro D., Zeisberger C. (2011) Demographics: The Ratio of Revolution. SSRN Electronic Journal: 1-24.
- Nam T. (2007) Rough Days in Democracies: Comparing Protests in Democracies. Economic Journal of Political Research, 46(1): 97-120.
- Odegard P.H. (1939) The Process of Revolution. By George Sawyer Pettee. American Political Science Review, 33(4): 692-694.
- Paige J.M. (1975) Agrarian revolution: Social movements and export agriculture in the underdeveloped world. Free Press.
- Pettee G. (1938) The Process of Revolution, New York: Harper and Brothers.
- Renström E.A., Aspernäs J., Bäck H. (2021) The young protester: the impact of belongingness needs on political engagement. Journal of Youth Studies, 24(6): 781-798. EDN: NTLKYA
- Ritter D. (2015) The iron cage of liberalism. Oxford University Press.
- Saint-Simon H. (1975) Henri Saint-Simon (1760-1825): Selected writings on science, industry, and social organization. Croom Helm.
- Sawyer P.S., Korotayev A.V. (2022) Formal Education and Contentious Politics: The Case of Violent and Non-Violent Protest. Political Studies Review, 20(3): 366-389. DOI: 10.1177/1478929921998210 EDN: OCALWS
- Shaheen S. (2015) Soziale Aufstände. Konzeptualisierung, Bemessung, Ursachen Und Folgerungen. Social Uprisings: Conceptualization, Measurement, Causes and Implications. Thesis. Marburg: Philipps-University of Marburg.
- Skocpol T. (1979) States and social revolutions: A comparative analysis of France, Russia, and China. Cambridge University Press.
- Smelser N. (1963) Theory of collective behavior. Free Press.
- Sorokin P. (1925) The Sociology of Revolution, Philadelphia: Lippincott.
- Streeck W. (2014) Buying Time: The Delayed Crisis of Democratic Capitalism. Brooklyn, NY: Verso.
- Su Y.-P. (2015) Anti-Government Protests in Democracies: A Test of Institutional Explanations. Comparative Politics, 47(2): 149-167.
- Telešienė A., Balžekienė A. (2015) The influence of biographical situational factors upon environmental activist behaviour: Empirical evidence from CEE countries. Sociální Studia/Social Studies, 12(3): 159-178.
- Thierry A. (2012 [1827]) Lettres sur l’histoire de France. Classiques Garnier.
- Tilly C. (1975) Revolutions and collective violence. In: Greenstein F., Polsby N. (eds.), Handbook of political science. Addison-Wesley: 483-555.
- Tilly C. (1978) From mobilization to revolution. Addison-Wesley.
- Trimberger K.E. (1978) Revolution from above: Military Bureaucrats and development in Japan, Turkey, Egypt, and Peru. Transaction Books.
- Trotsky L. (1931) The permanent revolution. Pioneer.
- Turchin P. (2012) Dynamics of Political Instability in the United States, 1780-2010. Journal of Peace Research, 49(4): 577-591.
- Turchin P. (2013) Modeling Social Pressures toward Political Instability. Cliodynamics, 4(2): 241-280.
- Turchin P. (2016) Ages of Discord: A Structural-Demographic Analysis of American History. Chaplin, CT: Beresta Books.
- Turchin P., Korotayev A. (2020) The 2010 structural-demographic forecast for the 2010-2020 decade: A retrospective assessment. PLoS ONE, 15(8): e0237458. DOI: 10.1371/journal.pone.0237458 EDN: HOEJNA
- Turchin P., Nefedov S.A. (2009) Secular cycles. Princeton University Press. EDN: PUJPJV
- Urdal H. (2001) Population Pressure and Domestic Conflict: Assessing the Role of ‘Youth Bulges’ in the Onset of Conflict 1950-2000. Paper presented at the Fourth Pan-European International Relations Conference, University of Kent (Canterbury, 8-10 Sept. 2001).
- Urdal H. (2004) The devil in the demographics: the effect of youth bulges on domestic armed conflict, 1950-2000. Washington, DC: World Bank.
- Urdal H. (2006) A clash of generations? Youth bulges and political violence. International studies quarterly, 50(3): 607-629.
- Ustyuzhanin V., Sawyer P., Korotayev A. (2023) Students and protests: A quantitative cross-national analysis. International Journal of Comparative Sociology, 64(4): 375-401. DOI: 10.1177/00207152221136042 EDN: IRTWHH
- Weber H. (2013) Demography and democracy: the impact of youth cohort size on democratic stability in the world. Democratization, 20(2): 335-357.
- Weber H. (2019) Age structure and political violence: a re-assessment of the “youth bulge” hypothesis. International Interactions, 45(1): 80-112. EDN: PPLYHY
- Wimmer A., Cederman L., Min B. (2009) Ethnic Politics and Armed Conflict: A Configurational Analysis of a New Global Data Set. American Sociological Review, 74(2): 316-337.
- Yeaman G.H. (1861) Revolutions. A Lecture. Louisville.
- Zhdanov A., Korotayev A. (2022) Factors of Deconsolidation of a Liberal Democratic Regime: The Case of the United States. Cliodynamics, 13(1): 1-34. DOI: 10.21237/C7clio13054207 EDN: YIRPNN
Выпуск
Другие статьи выпуска
Анализируется монография литовского социолога З. Норкуса «Великая реставрация: посткоммунистические трансформации с позиций сравнительной исторической социологии реставраций», которая предлагает концептуальную модель реставрации исторического процесса, следующего за революцией, и затем прилагает эту модель к анализу великих реставраций, последовавших за падением наполеоновской империи и распадом СССР. Ключевой тезис монографии состоит в том, что великие революции заканчиваются великими реставрациями,
которые воплощают революционные идеалы в жизнь лучше, чем сами революции. Авторы обосновывают актуальность проблематики реставраций для современного общества, выделяют основные идеи монографии, обсуждают ее концептуальную новизну и методологические находки. Выделяя сильные и слабые стороны сравнительно-исторического исследования, представленного в книге З. Норкуса, авторы проводят параллели между данным исследованием и классическим анализом социальных революций Т. Скочпол. Рецензия завершается выводом о том, что монография З. Норкуса открывает новую проблемную область в сравнительно-исторической макросоциологии — «социологию реставраций».
Социальное положение профессии воспитателя детского сада часто проблематизируется в общественном, политическом и научном дискурсе практически по всему миру и в России, но опыт российских воспитателей-мужчин остается без должного внимания. Мы обращаемся к анализу дискурса вокруг одного из первых воспитателей-мужчин, который оказался в центре публичной дискуссии 1980-х годов относительно статуса профессии воспитателя детского сада и места мужчины в ней, а также внутри корпоративного дискурса о «женской» работе и профессионализации. Эмпирическую базу исследования составили тексты статьи об одном из первых воспитателей-мужчин в газете «Известия» в 1986 г. и писем читателей, написанных под впечатлением от статьи, а также материалы интервью с основным действующим лицом. Несмотря на то что общественность и коллеги, по существу, не сомневались в способности мужчины выполнять обязанности воспитателя в детском саду, они по-разному оценивали уникальность мужчины как педагога и необходимость его для детей, профессионального сообщества и общества в целом. Важно, что представления о воспитателях-мужчинах не существуют изолированно, а строятся на мнении о профессии в целом и ее статусных характеристиках в частности.
Профессия школьного учителя, укорененная в российской действительности, демонстрирует кризисные черты на протяжении постсоветских десятилетий. В отечественной литературе среди прочего отмечены проблемы воспроизводства и старения корпуса учителей, невысокая компетентность, малая экономическая отдача от труда, снижающийся профессиональный престиж. Однако на фоне этого мы наблюдаем относительную устойчивость профессии, что позволяет говорить о существовании факторов, дающих возможность преодолевать кризисные явления как на индивидуальном, так и на институциональном уровне. Эти факторы нуждаются в отдельном изучении и экспликации. Значительным вызовом для школы и профессии учителя стала эпидемия COVID-19. Проведенное исследование сфокусировано на том, как изменяется этос профессии российского школьного учителя на фоне пандемии, в чем состоят параметры и особенности этого изменения и институциональной устойчивости профессии. Авторы статьи обращаются к многолетней серии интервью с учителями, проведенной в период так называемого кризисного обучения, в годы распространения коронавируса. Показано, что старое ценностно-этическое ядро учительской профессии в России, восходящее к идеям Просвещения и обеспечившее устойчивость профессии в годы транзита от советского к постсоветскому обществу, оказалось в состоянии видимой эрозии. Учителя, особенно представители молодых поколений, социализированные в постсоветской реальности, вынуждены искать новые профессиональные ориентиры и новые параметры профессионального этоса. От успешности или неуспешности этого поиска зависит устойчивость современной профессии учителя, в том числе эффективность ее воспроизводства. Ставшие доступными в годы пандемии онлайн-ресурсы «цифровой школы», новые форматы удаленного преподавания и контроля, новые модели взаимодействия с учениками, их родителями и методистами - вот ключевые социальные и технологические изменения, формирующие контуры нового профессионального этоса.
Статья содержит результаты эмпирического исследования, реализованного в 2023 г. методом полуструктурированного интервью (N=11) и направленного на выявление особенностей использовании социальных сетей современными молодыми людьми. В то время как основные дискуссии ведутся вокруг различий между онлайн- и офлайн-коммуникацией, вариативность пользовательского опыта на разных интернет-ресурсах гораздо реже попадает в фокус внимания исследователей. В настоящей статье с опорой на результаты эмпирического исследования и концепцию фреймов И. Гофмана социальные сети рассматриваются как специфические контексты, создающие границы возможного, допустимого, желательного поведения пользователей в них. В результате анализа эмпирического материала описаны различия в обращении пользователей к трем социальным сетям—«ВКонтакте», Telegram и Instagram . Сформулированы аналитические
категории—основные критерии, которые лежат в основании воспринимаемых пользователями различий,—коммуникация, аудитория, контент и основные цели использования социальной сети. Дана трактовка растущей популярности сети Telegram в контексте концепций социальных изменений. Фрейм Telegram делает коммуникацию в этой сети похожей на межличностное взаимодействие лицом к лицу, что отражает растущий запрос на приватность в Интернете и соответствует тренду поствиртуализации. Таким образом, социальные сети выступают разными ситуациями взаимодействия—фреймами, смысл происходящего в которых распознается пользователями, а дальнейшая активность организуется в соответствии с этим смыслом.
Многочисленные исследования избегания новостей проблематизируют данный феномен, связывая его с риском утраты информированности. Другие работы показывают, что избегание новостей редко бывает полным и может сочетаться с достаточным вниманием к информации по повестке дня. Эти два вывода необязательно противоречат друг другу, поскольку значение имеет не только объем потребления новостей, но и характер потребляемой информации. В статье проанализировано, какие новости готовы просматривать люди, избегающие новостей. Исследование основано на 44 полуструктурированных интервью с людьми, избегающими новостей, а также 23 интервью с «маятниковыми» потребителями новостей, для которых характерны регулярные переключения между интенсивным просмотром информационного контента и его избеганием. Делается вывод, что избегание новостей позиционируется как самосохранительное поведение, соответственно в первую очередь информанты отказываются от сообщений по наиболее эмоционально травмирующим темам - насилие, вооруженные конфликты, политические вопросы. Также подчеркивается нежелание потреблять новости, которые воспринимаются как предвзятые. Тем не менее информанты указывают, что они вынуждены или готовы просматривать информацию, которая необходима им для работы или обучения, нейтральные сообщения СМИ, к которым относятся новости спорта и культуры, а также легкие и развлекательные новости. Значение имеет также социальный фрейминг сообщений по повестке дня. Если близкие позиционируют новости по какой-то теме как позитивные или веселые, это может подтолкнуть человека, избегающего новостей, ознакомиться с соответствующей информацией. Развлекательный контент, о готовности потреблять который говорят информанты, имеет ограниченную информационную ценность и едва ли может способствовать политическому обучению граждан, помогать формировать свою позицию и реализовывать гражданское участие. Тем не менее это не означает, что такие новости нефункциональны. Они могут становится средством совладания с кризисом. Эскапизм в условиях невозможности повлиять на реальную ситуацию позволяет людям «отключаться» от нее и тем самым регулировать собственные эмоциональные реакции.
Смена общественной социально-экономической и культурно-этической парадигмы российского общества в 1990-е годы оказала влияние на институт семьи и брака. Как следствие трансформационных процессов в этих социальных институтах возникли противоречия в сексуальной, репродуктивной и супружеской культуре. Социологические исследования, проведенные авторами статьи на протяжении последних 50 лет на базе пермских вузов (1969-2022), позволили определить место семьи, брака, детей, любви в системе жизненных ценностей современных студентов, характер традиционной, неотрадициональной, новотрадиционной и латентной гендерно-сексуальной культуры, выявить социокультурные предпочтения студентов в репродуктивно-супружеской сфере. Это в первую очередь касается динамики изменения установки на число детей в браке с учетом трансляции на будущее, характер выбора «ребенок - карьера», отношение к вспомогательным репродуктивным методам. Супружество рассмотрено через функционально-гендерную стереотипизацию в рамках сексуальной, репродуктивной, профессионально-трудовой культуры. Выделены институциональные факторы по типу социальных институтов и их институционально-ролевым функциям. Основной вывод исследования: семья остается востребованной формой социальной организации жизни современного человека. Сформировалась новая гендерно-сексуальная традиция. Молодежь - основной институциональный субъект при определенной сохранности роли родителей. Слабым звеном выступают институты политики и церкви. Исторический срез в 100 лет (ХХ в.) не является социальным временем, в течении которого прошлые традиции могли быть заменены новыми. Старые традиции сохраняются как в социальной практике, так и в латентном состоянии. Сексуальная, гендерная, семейно-брачная революция - это бесконечный социальный процесс.
Авторы поднимают вопрос о гендерном неравенстве и для этого проводят сравнение оценок субъективного благополучия мужчин и женщин в России. Субъективное благополучие позволяет учесть и суммировать преимущества в различных сферах жизни с учетом их важности для человека и выделить более (или менее) выигрышное положение одних по отношению к другим. Различия в субъективном благополучии мужчин и женщин исследуются на этапе рождения и последующего воспитания детей, поскольку для этого периода характерны флуктуации оценок удовлетворенности жизнью и дискуссионным становится вопрос о том, кто больше выигрывает от своей новой роли родителя: мужчина или женщина. Анализ осуществлен с использованием модели с фиксированными эффектами на основе панельных данных РМЭЗ НИУ ВШЭ 2016-2021 гг. Субъективное благополучие измеряется с помощью вопроса об удовлетворенности жизнью респондентом. Результаты анализа свидетельствуют о том, что рождение детей связано с повышением субъективного благополучия как у женщин, так и у мужчин. Семейная пара с появлением ребенка чувствует себя более благополучно вне зависимости от уровня материальной обеспеченности и возраста деторождения. Исследуемые данные позволяют заявить о том, что женщины, став матерями, не получают дополнительного выигрыша по сравнению с мужчинами: рождение ребенка одинаково вознаграждается ростом удовлетворенности жизнью как матерей, так и отцов. Однако радость родителей длится недолго: последующий за рождением этап воспитания детей 3-4-летнего возраста одинаково негативно сказывается на удовлетворенности жизнью респондентов обоих полов.
Статья фокусируется на объяснительных схемах, исследовательской логике, эвристических возможностях модели корреляции онлайн- и офлайн-полей эксклюзии (Э. Хелспер) и модели континуума социально-цифрового неравенства, профилирования групп риска цифровой изоляции (И. Мариен, Л. Ван Оденхоув, А. Асмар) в экспликации трехуровневого конструкта цифрового разрыва. Показано, что современные исследования цифровой инклюзии опираются на классические социологические концептуализации неравенства Э. Гидденса, П. Бурдье, возможностный подход А. Сена, интерсекциональную теорию К. Креншоу. В основе моделей Э. Хелспер и бельгийских исследователей - идея взаимосвязи социальной и цифровой изоляции, реинтерпретация бурдьевистских категорий «поле», «ресурс», «капитал». Согласно Э. Хелспер, поля эксклюзии дифференцируются по объему ресурсов, автономны, но взаимосвязаны, фреймируют индивидуальные действия. Операционализация понятия личных ресурсов в аналитическую модель полей эксклюзии позволяет Э. Хелспер учитывать свободу выбора индивида в конструировании онлайн-практик. Социально-цифровое неравенство характеризуется как неравенство ресурсов и возможностей. Модель Э. Хелспер опирается на теорию структурации Э. Гидденса в понимании связи между социотехнической структурой и действием пользователей. Раскрыт эвристический потенциал возможностного подхода в экспланации цифровой инклюзии. Бельгийская модель опирается на аналитический конструкт Э. Хелспер, фокусируясь на установлении факторов риска эксклюзии, релевантных ресурсам индивида. Цифровое неравенство интерпретируется как континуум, спектр позиций на шкале от глубокой эксклюзии до глубокой инклюзии. В модели И. Мариен и соавторов выделены восемь профилей (не)пользователей, определены социальные и цифровые предикторы неравенства, подчеркнута динамичность и процессуальность цифровых интеграции и изоляции. Модель показывает, что социально и экономически уязвимые группы могут быть активными пользователями онлайн-технологий. Выявлены отличия модели континуума социального и цифрового неравенства от концептуального конструкта Э. Хелспер: вместо посредников взаимного влияния онлайн- и офлайн-полей эксклюзии предложены индикаторы риска изоляции, установлены прямые и косвенные причинно-следственные связи между детерминантами социальной и цифровой эксклюзии. В заключении сделан вывод о целесообразности использования моделей в исследовании третьего уровня цифрового неравенства.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru