Многочисленные исследования избегания новостей проблематизируют данный феномен, связывая его с риском утраты информированности. Другие работы показывают, что избегание новостей редко бывает полным и может сочетаться с достаточным вниманием к информации по повестке дня. Эти два вывода необязательно противоречат друг другу, поскольку значение имеет не только объем потребления новостей, но и характер потребляемой информации. В статье проанализировано, какие новости готовы просматривать люди, избегающие новостей. Исследование основано на 44 полуструктурированных интервью с людьми, избегающими новостей, а также 23 интервью с «маятниковыми» потребителями новостей, для которых характерны регулярные переключения между интенсивным просмотром информационного контента и его избеганием. Делается вывод, что избегание новостей позиционируется как самосохранительное поведение, соответственно в первую очередь информанты отказываются от сообщений по наиболее эмоционально травмирующим темам - насилие, вооруженные конфликты, политические вопросы. Также подчеркивается нежелание потреблять новости, которые воспринимаются как предвзятые. Тем не менее информанты указывают, что они вынуждены или готовы просматривать информацию, которая необходима им для работы или обучения, нейтральные сообщения СМИ, к которым относятся новости спорта и культуры, а также легкие и развлекательные новости. Значение имеет также социальный фрейминг сообщений по повестке дня. Если близкие позиционируют новости по какой-то теме как позитивные или веселые, это может подтолкнуть человека, избегающего новостей, ознакомиться с соответствующей информацией. Развлекательный контент, о готовности потреблять который говорят информанты, имеет ограниченную информационную ценность и едва ли может способствовать политическому обучению граждан, помогать формировать свою позицию и реализовывать гражданское участие. Тем не менее это не означает, что такие новости нефункциональны. Они могут становится средством совладания с кризисом. Эскапизм в условиях невозможности повлиять на реальную ситуацию позволяет людям «отключаться» от нее и тем самым регулировать собственные эмоциональные реакции.
Идентификаторы и классификаторы
Информированность относительно текущих событий и политических процессов часто рассматривается как фундаментальная предпосылка хорошо функционирующей демократии (Carpini, Keeter 1997), поскольку развивает способность оценивать качество аргументации и действовать в собственных интересах, а также способствует вовлеченности в политическую деятельность (Carpini, Keeter 1997; Hochschild, Einstein 2016). Ответственность за поддержание осведомленности граждан по таким вопросам обычно возлагают на СМИ.
Список литературы
-
Богомягкова Е.С., Попова Е.Е. (2021) “Усталость сострадать” в практиках медиапотребления (на примере отношения к проблематизации распространения COVID-19). Социологические исследования, 6: 46-56. DOI: 10.31857/S013216250012269-8 EDN: TJOCFI
-
Вартанова Е.Л. (2023) “Пересборка” медиа: актуальные процессы трансформации в условиях цифровизации. Меди@льманах, 3: 8-17. EDN: OPIVWJ
-
Казун А.Д. (2023) “Они все равно меня находят”: медиапотребление людей, избегающих новостей. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 3: 3-25. EDN: NIPMIQ
-
Макеенко М.И., Вырковский А.В. (2021) Возможности влияния неинституционализированных производителей развлекательного и познавательного контента на аудиторию. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 5: 74-99. DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2021.7499 EDN: AYXHVE
-
Макушева М.О., Нестик Т.А. (2020) Социально-психологические предпосылки и эффекты доверия социальным институтам в условиях пандемии. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 6: 427-447. 10.14515/ monitoring.2020.6.1770. DOI: 10.14515/monitoring.2020.6.1770 EDN: WBZVBU
-
Нестик Т.А., Задорин И.В. (2020) Отношение россиян к глобальным рискам: социально-демографические и психологические факторы восприятия угроз. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 5: 4-28. DOI: 10.14515/monitoring.2020.5.1700 EDN: GSJGQE
-
Новикова А.А., Кирия И.В. (2013) Депрессивное медиапотребление (исследование телевизионных предпочтений сельских жителей). Часть 2. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 6: 154-167. EDN: RUSAGN
-
Петрова Е.В., Претер В.П. (2022) Советский телезритель в постсоветское время: портрет в сельской среде. Антропологический форум, 54: 11-36. EDN: IYBSKG
-
Порецкова А.А., Савин Н.Ю. (2021) Мемы как инструмент консолидации протестного движения (на примере коротких видео социальной сети TikTok). Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 6: 76-96. EDN: PPCLAD
-
Радаев В.В. (ред.) (2023) Как россияне справляются с новым кризисом: Социально-экономические практики населения. Научные доклады факультета социальных наук НИУ ВШЭ, 1(1). EDN: WKNRCY
-
Aalberg T., Curran J. (eds.) (2011) How Media Inform Democracy: A Comparative Approach. L.: Routledge.
-
Aharoni T., Kligler-Vilenchik N., Tenenboim-Weinblatt K. (2021) "Be Less of a Slave to the News": A Texto-Material Perspective on News Avoidance among Young Adults. Journalism Studies, 22(1): 42-59. DOI: 10.1080/1461670X.2020.1852885 EDN: MIITNH
-
Amsalem E., Zoizner A. (2023) Do people learn about politics on social media? A meta-analysis of 76 studies. Journal of Communication, 73(1): 3-13. DOI: 10.1093/joc/jqac034 EDN: KMWVTX
-
Andersen K., Djerf-Pierre M., Shehata A. (2024) The Scary World Syndrome: News Orientations, Negativity Bias, and the Cultivation of Anxiety. Mass Communication and Society. DOI: 10.1080/15205436.2023.2297829
-
Anderson D.R., Collins P.A., Schmitt K.L., Jacobvitz R.S. (1996) Stressful Life Events and Television Viewing. Communication Research, 23(3): 243-260. DOI: 10.1177/009365096023003001 EDN: JSBTKR
-
Benesch C. (2012) An Empirical Analysis of the Gender Gap in News Consumption. Journal of Media Economics, 25(3): 147-167. DOI: 10.1080/08997764.2012.700976
-
Boczkowski P.J., Mitchelstein E., Matassi M. (2018) "News comes across when I'm in a moment of leisure": Understanding the practices of incidental news consumption on social media. New Media & Society, 20(10): 3523-3539. DOI: 10.1177/1461444817750396
-
Carpini M.X.D., Keeter S. (1997) What Americans Know about Politics and Why It Matters. New Haven: Yale University Press.
-
Castro L., Strömbäck J., Esser F., Van Aelst P., de Vreese C., Aalberg T., Cardenal A.S., Corbu N., Hopmann D.N., Koc-Michalska K., Matthes J., Schemer C., Sheafer T., Splendore S., Stanyer J., Stępińska A., Štětka V., Theocharis Y. (2022) Navigating High-Choice European Political Information Environments: A Comparative Analysis of News User Profiles and Political Knowledge. The International Journal of Press/Politics, 27(4): 827-859. DOI: 10.1177/19401612211012572 EDN: QGOGVK
-
Chernev A., Böckenholt U., Goodman J. (2015) Choice overload: A conceptual review and meta-analysis. Journal of Consumer Psychology, 25(2): 333-358. DOI: 10.1016/j.jcps.2014.08.002
-
Coleman S. (2013) How Voters Feel. Cambridge: Cambridge University Press.
-
Denisova A. (2017) Parody Microbloggers as Chroniclers and Commentators on Russian Political Reality. Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization, 25(1): 23-41. EDN: YYJXQN
-
Eden A.L., Johnson B.K., Reinecke L., Grady S.M. (2020) Media for Coping During COVID-19 Social Distancing: Stress, Anxiety, and Psychological Well-Being. Frontiers in Psychology, 11. https://www.frontiersin.org/articles/. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.577639 EDN: MGELMH
-
Edgerly S. (2023) Avoiding News is Hard Work, or is it? A Closer Look at the Work of News Avoidance among Frequent and Infrequent Consumers of News. Journalism Studies. DOI: 10.1080/1461670X.2023.2293834
-
Edgerly S., Vraga E. K., Bode L., Thorson K., Thorson E. (2018) New Media, New Relationship to Participation? A Closer Look at Youth News Repertoires and Political Participation. Journalism & Mass Communication Quarterly, 95(1): 192-212. DOI: 10.1177/1077699017706928
-
Eppler M.J., Mengis J. (2004) The Concept of Information Overload: A Review of Literature from Organization Science, Accounting, Marketing, MIS, and Related Disciplines. The Information Society, 20(5): 325-344. DOI: 10.1080/01972240490507974
-
Fraile M., Iyengar S. (2014) Not All News Sources Are Equally Informative: A Cross-National Analysis of Political Knowledge in Europe. The International Journal of Press/Politics, 19(3): 275-294. DOI: 10.1177/1940161214528993
-
Fredheim R. (2017) The Loyal Editor Effect: Russian Online Journalism after Independence. Post-Soviet Affairs, 33(1): 34-48. EDN: XZHUYP
-
Gallagher K.M., Updegraff J.A. (2012) Health Message Framing Effects on Attitudes, Intentions, and Behavior: A Meta-analytic Review. Annals of Behavioral Medicine, 43(1): 101-116. DOI: 10.1007/s12160-011-9308-7
-
Gehlbach S. (2010) Reflections on Putin and the Media. Post-Soviet Affairs, 26(1): 77-87.
-
Gieber W. (1955) Do Newspapers Overplay ‘Negative' News? Journalism Quarterly, 32(3): 311-318. DOI: 10.1177/107769905503200305
-
Harcup T., O'Neill D. (2017) What is News? Journalism Studies, 18(12): 1470-1488. DOI: 10.1080/1461670X.2016.1150193
-
Hartung B.W., Stone G. (1980) Time to Stop Singing the "Bad News" Blues. Newspaper Research Journal, 1(2): 19-26. DOI: 10.1177/073953298000100204
-
Hochschild J.L., Einstein K.L. (2016) Do Facts Matter? Information and Misinformation in American Politics. University of Oklahoma Press.
-
Hopmann D. N., Stępińska A., Stanyer J., Halagiera D., Terren L., Gehle L., Meltzer C.E., Buturoiu R., Corbu N., Cardenal A.S., Schemer C. (2024) A Qualitative Examination of (Political) Media Diets Across Age Cohorts in Five Countries. Communications. DOI: 10.1515/commun-2023-0014
-
Katz E., Lazarsfeld P.F. (1966) Personal Influence, the Part Played by People in the Flow of Mass Communications. Piscataway, NJ: Transaction Publishers.
-
Kiriya I. (2021) From "Troll Factories" to "Littering the Information Space": Control Strategies Over the Russian Internet. Media and Communication, 9(4): 16-26. EDN: SZJUWC
-
Lee S., Xenos M. (2019) Social distraction? Social media use and political knowledge in two U.S. Presidential elections. Computers in Human Behavior, 90: 18-25. DOI: 10.1016/j.chb.2018.08.006
-
Mannell K., Meese J. (2022) From Doom-Scrolling to News Avoidance: Limiting News as a Wellbeing Strategy During COVID Lockdown. Journalism Studies, 23(3): 302-319. DOI: 10.1080/1461670X.2021.2021105 EDN: BBIFVJ
-
Newman N., Fletcher R., Robertson C.T., Eddy K., Nielsen R.K. (2022) Reuters Institute Digital News Report 2022.
-
Oeldorf-Hirsch A. (2018) The Role of Engagement in Learning from Active and Incidental News Exposure on Social Media. Mass Communication and Society, 21(2): 225-247. DOI: 10.1080/15205436.2017.1384022
-
Ohme J., Mothes C. (2023) News snacking and political learning: Changing opportunity structures of digital platform news use and political knowledge. Journal of Information Technology & Politics. DOI: 10.1080/19331681.2023.2193579
-
Palmer R., Toff B., Nielsen R.K. (2023) Examining Assumptions Around How News Avoidance Gets Defined. The Importance of Overall News Consumption, Intention, and Structural Inequalities. Journalism Studies, 24(6): 697-714. EDN: NPLZTR
-
Pedersen M.A., Albris K., Seaver N. (2021) The Political Economy of Attention. Annual Review of Anthropology, 50(1): 309-325. DOI: 10.1146/annurev-anthro-101819-110356 EDN: EMZUZG
-
Perks L.G. (2019) Media Marathoning and Health Coping. Communication Studies, 70(1): 19-35. DOI: 10.1080/10510974.2018.1519837
-
Reinecke L., Oliver M.B. (Eds). (2016) The Routledge Handbook of Media Use and Well-Being: International Perspectives on Theory and Research on Positive Media Effects. Routledge. DOI: 10.4324/9781315714752
-
Salikhova E.A., Vyugina D.M. (2022) Emotions as Key to Russian GenZs' Consumption of Political News. Psychology in Russia: State of the Art, 15(2): 32-52. DOI: 10.11621/pir.2022.0203 EDN: UHZYSY
-
Schimpfossl E., Yablokov I. (2014) Coercion or conformism? Censorship and self-censorship among Russian media personalities and reporters in the 2010s. Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization, 22(2): 295-312. EDN: SKRSDN
-
Stromback J. (2017) News Seekers, News Avoiders, and the Mobilizing Effects of Election Campaigns: Comparing Election Campaigns for the National and the European Parliaments. International Journal of Communication, 11: 237-258.
-
Tandoc E.C., Jr., Kim H.K. (2022) Avoiding real news, believing in fake news? Investigating pathways from information overload to misbelief. Journalism. DOI: 10.1177/14648849221090744
-
Toff B., Kalogeropoulos A. (2020) All the News That's Fit to Ignore: How the Information Environment Does and Does Not Shape News Avoidance. Public Opinion Quarterly, 84(S1): 366-390. DOI: 10.1093/poq/nfaa016 EDN: EIEXGB
-
Toff B., Nielsen R. K. (2018) "I Just Google It": Folk Theories of Distributed Discovery. Journal of Communication, 68(3): 636-657. DOI: 10.1093/joc/jqy009
-
Toff B., Nielsen R.K. (2022) How News Feels: Anticipated Anxiety as a Factor in News Avoidance and a Barrier to Political Engagement. Political Communication, 39(6): 697-714. DOI: 10.1080/10584609.2022.2123073 EDN: PBJZKM
-
Toff B., Palmer R., Nielsen R.K. (2023) Avoiding the News: Reluctant Audiences for Journalism. N.Y.: Columbia University Press.
-
Valentino N.A., Buhr T.A., Beckmann M.N. (2001) When the Frame is the Game: Revisiting the Impact of "Strategic" Campaign Coverage on Citizens' Information Retention. Journalism & Mass Communication Quarterly, 78(1): 93-112. DOI: 10.1177/107769900107800107
-
Valeriani A., Vaccari C. (2016) Accidental exposure to politics on social media as online participation equalizer in Germany, Italy, and the United Kingdom. New Media & Society, 18(9): 1857-1874. DOI: 10.1177/1461444815616223
-
van Erkel P.F.A., Van Aelst P. (2021) Why Don't We Learn from Social Media? Studying Effects of and Mechanisms behind Social Media News Use on General Surveillance Political Knowledge. Political Communication, 38(4): 407-425. DOI: 10.1080/10584609.2020.1784328 EDN: LCXGUX
-
Vartanova E., Vyrkovsky A., Vyugina D. (2021) Online Strategies of the Largest Broadcasters in the Times of Uncertainty. The Case of Russia. JMM. International Journal on Media Management, 23(3-4): 289-313. DOI: 10.1080/14241277.2021.2002868 EDN: HWXHLR
-
Villi M., Aharoni T., Tenenboim-Weinblatt K., Boczkowski P.J., Hayashi K., Mitchelstein E., Tanaka A., Kligler-Vilenchik N. (2022) Taking a Break from News: A Five-nation Study of News Avoidance in the Digital Era. Digital Journalism, 10(1); 148-164. DOI: 10.1080/21670811.2021.1904266 EDN: XFWPDO
-
Webster J.G. (2014) The Marketplace of Attention: How Audiences Take Shape in a Digital Age. Massachusetts: MIT Press.
-
Wulf T., Breuer J. S., Schmitt J. B. (2022) Escaping the pandemic present: The relationship between nostalgic media use, escapism, and well-being during the COVID-19 pandemic. Psychology of Popular Media, 11: 258-265. DOI: 10.1037/ppm0000357 EDN: FBQGQH
-
Yadamsuren B., Erdelez S. (2010) Incidental Exposure to Online News. Proceedings of the American Society for Information Science and Technology, 47: 1-8. DOI: 10.1002/meet.14504701237
-
Ytre-Arne B., Moe H. (2021) Doomscrolling, Monitoring and Avoiding: News Use in COVID-19 Pandemic Lockdown. Journalism Studies, 22(13): 1739-1755. DOI: 10.1080/1461670X.2021.1952475 EDN: EALAJC
-
Zúñiga H.G. de, Cheng Z. (2021) Origin and evolution of the News Finds Me perception: Review of theory and effects. Profesional de La Información, 30(3): Article 3. DOI: 10.3145/epi.2021.may.21
-
Zillmann D. (1988) Mood management through communication choices. American Behavioral Scientist, 31(3): 327-341. DOI: 10.1177/000276488031003005 EDN: JKKMIZ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Анализируется монография литовского социолога З. Норкуса «Великая реставрация: посткоммунистические трансформации с позиций сравнительной исторической социологии реставраций», которая предлагает концептуальную модель реставрации исторического процесса, следующего за революцией, и затем прилагает эту модель к анализу великих реставраций, последовавших за падением наполеоновской империи и распадом СССР. Ключевой тезис монографии состоит в том, что великие революции заканчиваются великими реставрациями,
которые воплощают революционные идеалы в жизнь лучше, чем сами революции. Авторы обосновывают актуальность проблематики реставраций для современного общества, выделяют основные идеи монографии, обсуждают ее концептуальную новизну и методологические находки. Выделяя сильные и слабые стороны сравнительно-исторического исследования, представленного в книге З. Норкуса, авторы проводят параллели между данным исследованием и классическим анализом социальных революций Т. Скочпол. Рецензия завершается выводом о том, что монография З. Норкуса открывает новую проблемную область в сравнительно-исторической макросоциологии — «социологию реставраций».
Социальное положение профессии воспитателя детского сада часто проблематизируется в общественном, политическом и научном дискурсе практически по всему миру и в России, но опыт российских воспитателей-мужчин остается без должного внимания. Мы обращаемся к анализу дискурса вокруг одного из первых воспитателей-мужчин, который оказался в центре публичной дискуссии 1980-х годов относительно статуса профессии воспитателя детского сада и места мужчины в ней, а также внутри корпоративного дискурса о «женской» работе и профессионализации. Эмпирическую базу исследования составили тексты статьи об одном из первых воспитателей-мужчин в газете «Известия» в 1986 г. и писем читателей, написанных под впечатлением от статьи, а также материалы интервью с основным действующим лицом. Несмотря на то что общественность и коллеги, по существу, не сомневались в способности мужчины выполнять обязанности воспитателя в детском саду, они по-разному оценивали уникальность мужчины как педагога и необходимость его для детей, профессионального сообщества и общества в целом. Важно, что представления о воспитателях-мужчинах не существуют изолированно, а строятся на мнении о профессии в целом и ее статусных характеристиках в частности.
Профессия школьного учителя, укорененная в российской действительности, демонстрирует кризисные черты на протяжении постсоветских десятилетий. В отечественной литературе среди прочего отмечены проблемы воспроизводства и старения корпуса учителей, невысокая компетентность, малая экономическая отдача от труда, снижающийся профессиональный престиж. Однако на фоне этого мы наблюдаем относительную устойчивость профессии, что позволяет говорить о существовании факторов, дающих возможность преодолевать кризисные явления как на индивидуальном, так и на институциональном уровне. Эти факторы нуждаются в отдельном изучении и экспликации. Значительным вызовом для школы и профессии учителя стала эпидемия COVID-19. Проведенное исследование сфокусировано на том, как изменяется этос профессии российского школьного учителя на фоне пандемии, в чем состоят параметры и особенности этого изменения и институциональной устойчивости профессии. Авторы статьи обращаются к многолетней серии интервью с учителями, проведенной в период так называемого кризисного обучения, в годы распространения коронавируса. Показано, что старое ценностно-этическое ядро учительской профессии в России, восходящее к идеям Просвещения и обеспечившее устойчивость профессии в годы транзита от советского к постсоветскому обществу, оказалось в состоянии видимой эрозии. Учителя, особенно представители молодых поколений, социализированные в постсоветской реальности, вынуждены искать новые профессиональные ориентиры и новые параметры профессионального этоса. От успешности или неуспешности этого поиска зависит устойчивость современной профессии учителя, в том числе эффективность ее воспроизводства. Ставшие доступными в годы пандемии онлайн-ресурсы «цифровой школы», новые форматы удаленного преподавания и контроля, новые модели взаимодействия с учениками, их родителями и методистами - вот ключевые социальные и технологические изменения, формирующие контуры нового профессионального этоса.
Статья содержит результаты эмпирического исследования, реализованного в 2023 г. методом полуструктурированного интервью (N=11) и направленного на выявление особенностей использовании социальных сетей современными молодыми людьми. В то время как основные дискуссии ведутся вокруг различий между онлайн- и офлайн-коммуникацией, вариативность пользовательского опыта на разных интернет-ресурсах гораздо реже попадает в фокус внимания исследователей. В настоящей статье с опорой на результаты эмпирического исследования и концепцию фреймов И. Гофмана социальные сети рассматриваются как специфические контексты, создающие границы возможного, допустимого, желательного поведения пользователей в них. В результате анализа эмпирического материала описаны различия в обращении пользователей к трем социальным сетям—«ВКонтакте», Telegram и Instagram . Сформулированы аналитические
категории—основные критерии, которые лежат в основании воспринимаемых пользователями различий,—коммуникация, аудитория, контент и основные цели использования социальной сети. Дана трактовка растущей популярности сети Telegram в контексте концепций социальных изменений. Фрейм Telegram делает коммуникацию в этой сети похожей на межличностное взаимодействие лицом к лицу, что отражает растущий запрос на приватность в Интернете и соответствует тренду поствиртуализации. Таким образом, социальные сети выступают разными ситуациями взаимодействия—фреймами, смысл происходящего в которых распознается пользователями, а дальнейшая активность организуется в соответствии с этим смыслом.
Классификация теорий революции по поколениям американского социолога Дж. Голдстоуна - один из распространенных способов систематизации исследований в данном направлении. Вдобавок к укоренившимся уже в научном дискурсе четырем поколениям теорий революций в современной науке отмечается формирование нового пятого поколения. В статье приводятся результаты анализа социально-демографических факторов революционной дестабилизации, которые, по мнению авторов, можно относить к работам пятого поколения теорий революции. Проведенные к настоящему времени количественные кросс-национальные исследования социально-демографических факторов революционной дестабилизации показывают, что одни и те же социально-демографические факторы могут оказывать очень разное влияние на вероятность начала вооруженных восстаний, с одной стороны, и невооруженных революционных выступлений - с другой. Эти исследования демонстрируют, что вероятность невооруженных революционных выступлений более высока в экономически среднеразвитых странах с невысокой младенческой смертностью, достаточно высокой долей городского населения, достаточно высокими значениями охвата населения формальным образованием и медианного возраста и не очень высокой долей молодежи. С другой стороны, вооруженные восстания наиболее вероятны в наиболее бедных странах с очень высокой младенческой смертностью, низкой долей городского населения, низкими значениями охвата населения формальным образованием и медианного возраста и очень высокой долей молодежи в общей численности взрослого населения («молодежным бугром»). Такие важные социально-демографические показатели, как высокие значения численности населения и социально-экономического неравенства, увеличивают риски как вооруженной, так и невооруженной революционной дестабилизации.
Смена общественной социально-экономической и культурно-этической парадигмы российского общества в 1990-е годы оказала влияние на институт семьи и брака. Как следствие трансформационных процессов в этих социальных институтах возникли противоречия в сексуальной, репродуктивной и супружеской культуре. Социологические исследования, проведенные авторами статьи на протяжении последних 50 лет на базе пермских вузов (1969-2022), позволили определить место семьи, брака, детей, любви в системе жизненных ценностей современных студентов, характер традиционной, неотрадициональной, новотрадиционной и латентной гендерно-сексуальной культуры, выявить социокультурные предпочтения студентов в репродуктивно-супружеской сфере. Это в первую очередь касается динамики изменения установки на число детей в браке с учетом трансляции на будущее, характер выбора «ребенок - карьера», отношение к вспомогательным репродуктивным методам. Супружество рассмотрено через функционально-гендерную стереотипизацию в рамках сексуальной, репродуктивной, профессионально-трудовой культуры. Выделены институциональные факторы по типу социальных институтов и их институционально-ролевым функциям. Основной вывод исследования: семья остается востребованной формой социальной организации жизни современного человека. Сформировалась новая гендерно-сексуальная традиция. Молодежь - основной институциональный субъект при определенной сохранности роли родителей. Слабым звеном выступают институты политики и церкви. Исторический срез в 100 лет (ХХ в.) не является социальным временем, в течении которого прошлые традиции могли быть заменены новыми. Старые традиции сохраняются как в социальной практике, так и в латентном состоянии. Сексуальная, гендерная, семейно-брачная революция - это бесконечный социальный процесс.
Авторы поднимают вопрос о гендерном неравенстве и для этого проводят сравнение оценок субъективного благополучия мужчин и женщин в России. Субъективное благополучие позволяет учесть и суммировать преимущества в различных сферах жизни с учетом их важности для человека и выделить более (или менее) выигрышное положение одних по отношению к другим. Различия в субъективном благополучии мужчин и женщин исследуются на этапе рождения и последующего воспитания детей, поскольку для этого периода характерны флуктуации оценок удовлетворенности жизнью и дискуссионным становится вопрос о том, кто больше выигрывает от своей новой роли родителя: мужчина или женщина. Анализ осуществлен с использованием модели с фиксированными эффектами на основе панельных данных РМЭЗ НИУ ВШЭ 2016-2021 гг. Субъективное благополучие измеряется с помощью вопроса об удовлетворенности жизнью респондентом. Результаты анализа свидетельствуют о том, что рождение детей связано с повышением субъективного благополучия как у женщин, так и у мужчин. Семейная пара с появлением ребенка чувствует себя более благополучно вне зависимости от уровня материальной обеспеченности и возраста деторождения. Исследуемые данные позволяют заявить о том, что женщины, став матерями, не получают дополнительного выигрыша по сравнению с мужчинами: рождение ребенка одинаково вознаграждается ростом удовлетворенности жизнью как матерей, так и отцов. Однако радость родителей длится недолго: последующий за рождением этап воспитания детей 3-4-летнего возраста одинаково негативно сказывается на удовлетворенности жизнью респондентов обоих полов.
Статья фокусируется на объяснительных схемах, исследовательской логике, эвристических возможностях модели корреляции онлайн- и офлайн-полей эксклюзии (Э. Хелспер) и модели континуума социально-цифрового неравенства, профилирования групп риска цифровой изоляции (И. Мариен, Л. Ван Оденхоув, А. Асмар) в экспликации трехуровневого конструкта цифрового разрыва. Показано, что современные исследования цифровой инклюзии опираются на классические социологические концептуализации неравенства Э. Гидденса, П. Бурдье, возможностный подход А. Сена, интерсекциональную теорию К. Креншоу. В основе моделей Э. Хелспер и бельгийских исследователей - идея взаимосвязи социальной и цифровой изоляции, реинтерпретация бурдьевистских категорий «поле», «ресурс», «капитал». Согласно Э. Хелспер, поля эксклюзии дифференцируются по объему ресурсов, автономны, но взаимосвязаны, фреймируют индивидуальные действия. Операционализация понятия личных ресурсов в аналитическую модель полей эксклюзии позволяет Э. Хелспер учитывать свободу выбора индивида в конструировании онлайн-практик. Социально-цифровое неравенство характеризуется как неравенство ресурсов и возможностей. Модель Э. Хелспер опирается на теорию структурации Э. Гидденса в понимании связи между социотехнической структурой и действием пользователей. Раскрыт эвристический потенциал возможностного подхода в экспланации цифровой инклюзии. Бельгийская модель опирается на аналитический конструкт Э. Хелспер, фокусируясь на установлении факторов риска эксклюзии, релевантных ресурсам индивида. Цифровое неравенство интерпретируется как континуум, спектр позиций на шкале от глубокой эксклюзии до глубокой инклюзии. В модели И. Мариен и соавторов выделены восемь профилей (не)пользователей, определены социальные и цифровые предикторы неравенства, подчеркнута динамичность и процессуальность цифровых интеграции и изоляции. Модель показывает, что социально и экономически уязвимые группы могут быть активными пользователями онлайн-технологий. Выявлены отличия модели континуума социального и цифрового неравенства от концептуального конструкта Э. Хелспер: вместо посредников взаимного влияния онлайн- и офлайн-полей эксклюзии предложены индикаторы риска изоляции, установлены прямые и косвенные причинно-следственные связи между детерминантами социальной и цифровой эксклюзии. В заключении сделан вывод о целесообразности использования моделей в исследовании третьего уровня цифрового неравенства.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru