Введение. Советский Союз, созданный как социалистическая альтернатива капиталистическому миру, до Второй мировой войны не имел возможности реализовать социалистический глобальный проект. Решающий вклад СССР в победу над фашизмом вынудил Запад признать за СССР право на сферу влияния. СССР и страны Восточной Европы в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) составили социалистический интеграционный проект. Цель данной статьи - рассмотреть перспективы трансформации СЭВ из локального социалистического проекта в механизм внешнеэкономической деятельности, альтернативный Бреттон-Вудской системе.
Материалы и методы. В статье анализируются условия оформления социалистического интеграционного проекта. Рассматриваются методы взаимодействия социалистических стран и их результаты. Оценивается характер влияния на страны СЭВ мировой экономической ситуации. Источниковой базой работы являются опубликованные документы и материалы советской прессы, характеризующие направления и результаты социалистического сотрудничества.
Результаты исследования. СЭВ не имел перспектив перерастания в альтернативу Бреттон-Вудской системы, развиваясь за счет потребления советских ресурсов, предоставляемых им по ценам значительно ниже мировых. По мере увеличения членов СЭВ это приводило к бессмысленному истощению ресурсов СССР, при этом замыкая его в парадигму ресурсодобывающей экономики.
Обсуждение и заключение. СЭВ не мог стать глобальной альтернативой Бреттон-Вудской системе, поскольку в этой организации СССР являлся донором для стран Восточной Европы, ограничивая их суверенитет. В условиях глобальной экономики такая модель экономических отношений не имела перспектив и нуждалась в серьезной корректировке. СССР не мог рассчитывать на победу в глобальном противостоянии с Западом, не располагая универсально приемлемой моделью международных экономических отношений.
Идентификаторы и классификаторы
Советский Союз был создан в 1922 г. политическими силами, которые рассматривали его как глобальную справедливую альтернативу капиталистическому миру социальной несправедливости, неравенства и эксплуатации. СССР мог бы остаться локальным явлением в истории, но его масштаб, а также демографический и ресурсный потенциал обеспечили условия для выживания и развития.
Список литературы
-
Гибианский Л. А. Форсирование советской блоковой политики // Холодная война, 1945-1963 гг.: Историческая ретроспектива. М., 2003. С. 137-187.
-
Жиряков И. Г. Зарождение западноевропейской экономической интеграции и создание СЭВ: общее и отличительное // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2020. Т. 11, № 3. С. 54-68. EDN: SFCJVL
-
Жиряков И. Г. К истории торгово-экономических отношений между СССР и странами народной демократии после Второй мировой войны: создание СЭВ // Вестник МГПУ. Сер.: Исторические науки. 2020. № 2. С. 92-104. EDN: RYDPHU
-
Липкин М. А. Московское экономическое совещание 1952 г.: тактический маневр или новая стратегическая линия СССР? // Вестник РУДН. Сер.: История России. 2010. № 2. С. 52-64. EDN: MSTLTZ
-
Липкин М. А. Советский Союз и интеграционные процессы в Европе: середина 1940-х - конец 1960-х годов. М.: Рус. фонд содействия образованию и науке, 2016. 560 c.
-
Попов А. А. Торгово-экономические отношения СССР со странами СЭВ во второй половине 1950-х гг // Magistra Vitae: электрон. журн. по ист. наукам и археологии. 2018. № 1. С. 79-84. EDN: USTFGM
-
Совет Экономической Взаимопомощи: исторический опыт альтернативного глобального мироустройства (1949-1979). М.: Весь Мир, 2019. 184 с.
-
Широков О. Н. СЭВ в мировой экономике: современные оценка и проблемы функционирования и значения. Вопросы истории, методологии и историографии. М.: ИНИОН РАН, 2005. 154 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Изучение сказки приводит к пониманию глубинных процессов глобального мира, стремления к локализации, глокализации. Русская сказка в модели женского Я есть постулат современного прочтения и поиска своего места в мире, так как неспособность соразмерного прочтения жизни, реальной и сказочной идей приводят к отрешенному состоянию личности. Маскулинность характера и внешних черт есть необходимость противодействия и встраивания в систему вызова - ответа времени.
Материалы и методы. Статья написана с учетом системного и междисциплинарного подходов. Для исследования были использованы русские народные сказки в изложении: П. П. Ершова «Конек-Горбунок»; А. Н. Афанасьева «Жар-птица и Василиса-царевна», «Кощей Бессмертный», «Сивка-бурка»; А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке». Также использованы сказки без авторства: «Королевич и его дядька», «Наговорная водица», «Елена Премудрая», «Иван Быкович», «Разбойники», «Правда и Кривда», «Три царства - медное, серебряное и золотое», «Перышко Финиста - Ясна сокола», «Ведьма и Солнцева сестра».
Результаты исследования. Изучены русские сказки как модели женского самовосприятия. Ценности народа как культурного исторического и нынешнего социума были оценены в категориях, центрами которых послужили в разное время общественные изменения, диалог культур, что стало объединяющим и составляющим вектором развития идейного представления о женской доле. Элементы сопричастия и отгораживания есть результат взаимопроникновения традиций всех народов Российского государства. Именно поэтому выявление и последующее осмысление «народных черт» является актуальным, поскольку элементы вражды, как и дружеского примирения, взаимно исключаются, что приводит к многим патологиям общественного организма, индивида.
Обсуждение и заключение. Выявление женской категории отношения к миру в системе «добро - зло» в междисциплинарном подходе возможно в таких структурах, как эстетическое, философское, семиотическое образное представление. Содержание художественного наполнения должно быть научно осмыслено и адаптировано в нынешнее время как залог смысловой характеристики успешного оценивания системы знаний о социуме; роли женщины в обществе; в ряде вопросов о феминизации ключевых жизненных аспектов: образования, культуры, правовой культуры.
Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения вопросов по диагностированию у родителей, дети которых имеют ментальные нарушения, эмоционального выгорания. В теории остаются нерешенными вопросы, связанные с несовершенством достоверной проверки теоретических оснований, заложенных в диагностические методики, несформированностью терминологического аппарата, отсутствием специального диагностического аппарата исследования эмоционального выгорания родителей, отвечающего требованиям полноты и системности. Целью статьи является категориальный анализ методики «Уровень эмоционального выгорания родственников» (УЭВР), разработанной В. В. Бочаровым и А. М. Шишковой на основе применения методов категориально-системной методологии.
Материалы и методы. В качестве методов категориально-системной методологии применяются гексаграмма и пентаграмма у-син. Исследование родителей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, осуществляется опросным методом. Методика УЭВР в настоящее время проходит широкую апробацию.
Результаты исследования. Проведен анализ публикаций по заявленной проблеме, который показал: авторами используется разный терминологический аппарат. Феномен эмоционального выгорания родителей называют родительским выгоранием, синдромом родительского выгорания, синдромом эмоционального выгорания, эмоциональным истощением. Данное явление свидетельствует о том, что психология эмоционального выгорания находится на начальном этапе формирования теоретического обоснования, вследствие чего актуальность исследования не вызывает сомнений. Диагностирование родителей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, позволило выявить актуальные для их состояния стадии протекания эмоционального выгорания.
Обсуждение и заключение. На основе применения гексаграммы в методике УЭВР выявлено дихотомическое противоречие в диаде ресурсных и деструктивных тенденций, а пентаграмма у-син позволила выявить факторы, оказывающие наиболее сильное воздействие на «выгорающих» родителей. Результаты исследования могут использоваться при осуществлении разработки диагностических методов исследования рассматриваемого явления и позволяют говорить о надежности, полноте и системности разработанной В. В. Бочаровым и А. М. Шишковой методики «Уровень эмоционального выгорания родственников».
Введение. В статье проанализированы теоретические подходы к изучению различных аспектов формирования профессиональной компетентности педагога. Обоснована актуальность изучения профессиональных дефицитов современного учителя начальной школы. Цель статьи - исследование и интерпретация результатов профессиональных дефицитов компетентности педагога начального общего образования.
Материалы и методы. Использованы методы исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической, методической литературы; контент-анализ учебно-научных текстов, используемых в учебных целях для детей младшего школьного возраста; синтез, сравнительный и описательный методы, анализ. Для изучения профессиональных дефицитов учителей начальных классов Республики Мордовия проведено эмпирическое исследование. Использованы автоматизированные диагностические задания на выявление уровня сформированности методических компетенций.
Результаты исследования. Разработана и проведена диагностика сформированности методических компетенций у учителя начальных классов. Результаты диагностики свидетельствуют о наличии профессиональных дефицитов у педагогов начального общего образования. Педагоги затрудняются определять цели деятельности на отдельных этапах урока, последовательность структурных элементов занятия по решению практических задач, осуществлять отбор заданий разного уровня сложности для проведения дифференцированной работы.
Обсуждение и заключение. Полученные данные целесообразно учитывать при организации деятельности профессиональных обучающихся сообществ; построении индивидуальных образовательных маршрутов по совершенствованию профессиональной методической компетентности учителя начальных классов; обновлении содержания программ повышения квалификации в части формирования навыков организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников; понимания педагогами функций контроля и оценки в начальной школе, сущности становления универсального учебного действия, особенностей формирования учебной деятельности младшего школьника.
Введение. Отмечено своеобразие естественно-научных взглядов Леонардо да Винчи в контексте эпохи Возрождения. Обозначены задачи написания статьи, такие как систематизация естественно-научных воззрений Леонардо, выявление методов, используемых им для познания реальности, анализ совокупности социальных условий, повлиявших на формирование его взглядов. Также обозначена актуальность темы исследования, определены объект и предмет исследования.
Материалы и методы. Указано, что основным источником, использованным при написании статьи, являются заметки самого Леонардо, отразившие его представления о природе. Со спецификой указанного источника связаны использованные в исследовании методы: конкретно-исторический подход, сравнительно-исторический метод, логический и текстологический методы.
Результаты исследования. Обозначены обстоятельства, породившие интерес к естественно-научной проблематике, - занятия живописью и ее трактовка как отражение реального мира, с одной стороны; хорошая математическая подготовка, полученная Леонардо в юности, - с другой. Обосновано, с использованием первоисточников, что главным методом познания Леонардо да Винчи считал опыт, а конечной целью познавательной деятельности - практическое применение знаний. Выявлено своеобразие гуманистической направленности мысли Леонардо. На основе первоисточников раскрыты представления мыслителя о живой природе, человеке, предназначении науки. Показано, как во взглядах мыслителя своеобразно сочетались христианские представления и гуманистическое мировоззрение Ренессанса. Обращено внимание на противоречивость отношений Леонардо да Винчи с христианством.
Обсуждение и заключение. Показаны значение философских воззрений Леонардо, его место в мировой философии как предшественника философов-эмпириков Нового времени. Отмечено, что всесторонняя деятельность мыслителя, по сути, воплощала идеал человека, великие созидательные возможности, которые питают, во-первых, стремление всесторонне познать мир и, во-вторых, осознание полезности своей деятельности для окружающих. Отмечено, что культивирование этих побудительных мотивов имеет огромный воспитательный потенциал и в наше время.
Введение. Феноменология связана с систематическим размышлением и изучением структур сознания и явлений, проявляющихся в актах сознания. Она не рассматривает мир как объекты, взаимодействующие между собой. Поэтому многие философы считают, что феноменология - не философская школа и не доктрина, а скорее стиль мышления, своеобразный философский метод. Феноменология смерти не дает конкретных результатов исследований, она понимает ее и как созидательную силу, и как абсурдное явление. Ключевой сущностью смерти Ж.-П. Сартр называет абсурдность, бессмысленность ее, противоречащей здравому смыслу.
Материалы и методы. В процессе исследования использовались методы преимущественно теоретико-методологического характера: интегративный, причинно-генетический, реализация которых во взаимосвязи с синергетическим приемом дает определенные результаты. Эмпирической основой исследования послужили результаты опытов врача-онколога Дж. Лонга, изложенные в книге «Доказательство жизни после смерти», Р. Моуди «Жизнь после жизни».
Обсуждение и заключение. Особо значимы в европейском экзистенциализме и гуманизме анализы социальных функций смерти: уравнителя социальных статусов, функции не окончания жизни, а завершения. Созидающая функция смерти заключается в осознании человеком сути подлинного существования, смерть, по А. Шопенгауэру, вдохновитель, или музагет философии. Смерть - объективная реальность, она разрушительна, кладет конец всем замыслам, перспективам. Но есть еще субъективная сторона смерти - мысли и размышления о ней. Они иногда опасны, вредны. С другой стороны, они помогают увидеть важное, событийное, избавиться от мелочного, случайного, преодолеть зависть, т. е. вносят определенные коррективы в поведение, определенным образом регулируют его.
Введение. В статье рассматривается военно-философское наследие русского мыслителя И. А. Ильина (1883-1954) в контексте современного научного дискурса.
Материалы и методы. Теоретическую основу настоящего исследования составляют военно-философские труды И. А. Ильина, написанные в рамках органической методологии, которая исходит из следующих положений: все стороны жизни общества органически взаимосвязаны; необходимо проникновение во внутренний смысл фактов, «в духовное значение исторических явлений»; общество и политика развиваются как живые организмы по своим внутренним законам на базе специфической культуры народа; культура находится в неразрывной связи с религией. В соответствии с данными положениями для достижения поставленной цели статьи были применены религиозно-философский и нормативно-ценностный подходы. Также использованы материалы научных публикаций по заявленной проблематике, изучение которых выполнено на общенаучных методах анализа и систематизации.
Результаты исследования. Осуществлена реконструкция взглядов выдающегося русского мыслителя И. А. Ильина на проблему войны с точки зрения органической методологии. Основной акцент сделан на выявлении духовного смысла и нравственного противоречия войны. Показано, что, по логике философа, духовный смысл войны состоит в том, чтобы при жизни человек любил «нечто высшее более, чем себя», и лишь тогда он может преодолеть духовное испытание войны и всякое бремя жизни. Рассмотрено различие между духовным значением и духовной оправданностью войны. Выделены основания, при которых допускается применение насилия через категории «духовное достояние», «свободная самобытная жизнь». В связи с проблемой допустимости насилия, человекоубийства, которые нельзя оправдать с нравственной точки зрения, показано главное нравственное противоречие войны. По итогам проведенного изучения современного научного дискурса сделан вывод об актуальном методологическом значении военно-философского наследия И. А. Ильина для анализа и оценки проблем современной (гибридной) войны.
Обсуждение и заключение. Философское осмысление войны обусловлено многоплановым характером современной (гибридной) войны, важнейшей составляющей которой, наряду с вооруженной борьбой, является борьба смыслов существования цивилизаций. Ее цель - разрушение национально-культурных ценностей народа, внедрение ложных духовно-нравственных представлений о войне. Гибридную войну против России ведет сегодня так называемый коллективный Запад во главе с США. Для противостояния его угрозам важно сформировать новое знание о войне на основе духовно-нравственных положений религиозной философии войны И. А. Ильина. В современном научном дискурсе трактовки войны философом как духовного и нравственно противоречивого явления применяются как актуальная методология. Основополагающее методологическое значение имеет положение об оправданности войны как «нравственно виновного делания», если она является ответом народа на нападение, угрожающее его самобытности, культуре, духовному достоянию, вне зависимости от того, «кто именно объявил войну, занял ли кто-нибудь чужую территорию и т. д.». Ненасилие при такой угрозе есть «духовное самоубийство» и «лживое лицемерие».
Введение. В статье на примере деятельности Советов министров Марийской, Мордовской и Чувашской АССР рассматривается обратная связь, существовавшая между советскими людьми и исполнительными органами власти автономных республик с середины 1950-х по 1980-е гг. Основное внимание уделено реакции Советов министров и подведомственных им органов на поступавшие письма и жалобы граждан.
Материалы и методы. Основой источниковой базы исследования послужили материалы Государственного архива Республики Марий Эл (ГА РМЭ), Государственного исторического архива Чувашской Республики (ГИА ЧР) и Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ). Для их анализа использовались метод контент-анализа, конкретно-исторический, историко-системный, историко-сравнительный методы, основанные на ведущих принципах исторического исследования - историзма, объективности, системности.
Результаты исследования. Самой распространенной формой повседневной коммуникации между Советами министров АССР и населением являлась подача гражданами заявлений, обращений и ходатайств, в которых затрагивались различные вопросы. Проведенный анализ деятельности Советов министров автономных республик позволил выявить проблемы, связанные с рассмотрением обращений граждан. Обращено внимание на реакцию Советов министров на критику недостатков в организации учета поступавших писем, осуществлении контроля над деятельностью нижестоящих органов власти по их рассмотрению, а также в проведении личного приема граждан. Выявлены наиболее острые вопросы, с которыми советские люди обращались в региональные правительства.
Обсуждение и заключение. Несмотря на существенные недостатки в системе рассмотрения жалоб и обращений граждан, Советы министров как центральные органы государственного управления республик в целом выполняли ряд важных коммуникативных функций между властью и обществом. Можно выделить следующие наиболее общие моменты: 1) граждане имели возможность решать различные бытовые, социальные, хозяйственные вопросы путем обращения в органы власти;
2) региональные власти получали представление о проблемах, волнующих советских людей, и могли своевременно принимать меры; 3) Советы министров АССР и подведомственные им государственные структуры выступали в качестве связующего звена между населением «на местах» и вышестоящими органами власти.
Введение. Подготовка молодежи к получению высшего образования является одним из важнейших направлений современной образовательной политики в России. Однако ее исторический аспект в отечественной гуманитаристике рассмотрен крайне неравномерно. Основное внимание за последние полвека исследователи сосредоточили на освещении деятельности рабочих факультетов 1920-1930-х гг. - одного из главных источников пополнения рядов советского студенчества. В то же время из поля зрения ученых фактически выпали вопросы, связанные с системой развития довузовской подготовки школьников и других категорий молодежи на последующих этапах ее развития. В данной статье предпринята попытка заполнить этот пробел в новейшей региональной историографии истории высшей школы на основе освещения деятельности подготовительных курсов (ПК) и подготовительного отделения (ПО) Мордовского государственного университета во второй половине XX в.
Материалы и методы. Основную источниковую базу проведенного исследования составили материалы фондов Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ) и архива Департамента управления делами МГУ им. Н. П. Огарёва. При анализе собранного фактического материала использовались как универсальные методы научного познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, систематизация и др.), так и специальные методы проведения исторического исследования (идеографический, историко-генетический, проблемно-хронологический, историко-системный).
Результаты исследования. Выявлены причины актуализации довузовской подготовки молодежи в нашей стране во второй половине XX в., показаны динамика количественного и социального состава слушателей, достижения и проблемы учебно-воспитательного процесса на ПК и ПО Мордовского государственного университета.
Заключение. В 1957-1991 гг. в Мордовской АССР, как и в целом в СССР, оформились две основные организационно-педагогические формы подготовки юношей и девушек к поступлению в вузы. Наиболее массовой и демократической оказалась образовательная деятельность самоокупаемых подготовительных курсов при Мордовском государственном университете. Создание госбюджетного подготовительного отделения в головном вузе Мордовии не только являлось ответом на идейно-политический курс партийно-советского руководства страны по формированию социальной однородности советского общества, но и имело практическое значение для более осознанного и успешного выбора молодежью будущей профессии.
Издательство
- Издательство
- МГУ им. Н. П. Огарёва
- Регион
- Россия, Саранск
- Почтовый адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- Юр. адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- ФИО
- Глушко Дмитрий Евгеньевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@adm.mrsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (834) 2222961
- Сайт
- https://mrsu.ru