Архив статей журнала
Введение. В статье на примере деятельности Советов министров Марийской, Мордовской и Чувашской АССР рассматривается обратная связь, существовавшая между советскими людьми и исполнительными органами власти автономных республик с середины 1950-х по 1980-е гг. Основное внимание уделено реакции Советов министров и подведомственных им органов на поступавшие письма и жалобы граждан.
Материалы и методы. Основой источниковой базы исследования послужили материалы Государственного архива Республики Марий Эл (ГА РМЭ), Государственного исторического архива Чувашской Республики (ГИА ЧР) и Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ). Для их анализа использовались метод контент-анализа, конкретно-исторический, историко-системный, историко-сравнительный методы, основанные на ведущих принципах исторического исследования - историзма, объективности, системности.
Результаты исследования. Самой распространенной формой повседневной коммуникации между Советами министров АССР и населением являлась подача гражданами заявлений, обращений и ходатайств, в которых затрагивались различные вопросы. Проведенный анализ деятельности Советов министров автономных республик позволил выявить проблемы, связанные с рассмотрением обращений граждан. Обращено внимание на реакцию Советов министров на критику недостатков в организации учета поступавших писем, осуществлении контроля над деятельностью нижестоящих органов власти по их рассмотрению, а также в проведении личного приема граждан. Выявлены наиболее острые вопросы, с которыми советские люди обращались в региональные правительства.
Обсуждение и заключение. Несмотря на существенные недостатки в системе рассмотрения жалоб и обращений граждан, Советы министров как центральные органы государственного управления республик в целом выполняли ряд важных коммуникативных функций между властью и обществом. Можно выделить следующие наиболее общие моменты: 1) граждане имели возможность решать различные бытовые, социальные, хозяйственные вопросы путем обращения в органы власти;
2) региональные власти получали представление о проблемах, волнующих советских людей, и могли своевременно принимать меры; 3) Советы министров АССР и подведомственные им государственные структуры выступали в качестве связующего звена между населением «на местах» и вышестоящими органами власти.