С появлением и развитием технически сложной и разветвленной транспортной инфраструктуры невозможно обойтись без законодательных норм, обеспечивающих транспортную безопасность. Именно поэтому имеются основания считать, что законодательство о транспортной безопасности зародилось в России во второй половине XIX века, когда стал активно развиваться железнодорожный транспорт и сеть железных дорог по всей Российской империи. Хотя такой нормативной категории как «транспортная безопасность» еще не существовало, разработанные нормы и правила были разнообразными и вполне отвечали вызовам времени. При этом на других видах транспорта (например, водном) процессы развития нормативной базы в сфере транспортной безопасности также шли. О развитии правоотношений в сфере транспортной безопасности красноречиво свидетельствует и уголовное право: уголовные уложения того времени содержали множество составов, направленных на обеспечение транспортной безопасности не только на объектах железнодорожной инфраструктуры, но и на других видах транспорта.
Идентификаторы и классификаторы
В соответствии с Федеральным законом от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность – это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В наше время категория транспортной безопасности является обстоятельно разработанной в отечественном законодательстве. Любые объекты транспортной инфраструктуры страны используются по своему назначению только при соблюдении норм по обеспечению транспортной безопасности.
Список литературы
- Тархов С.А. Эволюция транспортных сообщений между Москвой и Санкт-Петербургом // Экономический журнал. 2015. С. 177-188. EDN: TMCGNR
- Рыжова Ю.В. Некоторые аспекты обеспечения транспортной безопасности Российской империи // Труды академии управления МВД России. 2015. № 1 (33). С. 94-97. EDN: UCFQBP 3. Выскочков Л.В. Николай I. 2-е изд., доп. М.: Молодая гвардия, 2006. - 694 с.
- Зайкова С.Н. Административно-правовое обеспечение транспортной безопасности в истории отечественного законодательства // Труды Института государства и права РАН. 2021. Том 16. № 4. С. 84-109. EDN: LEVRRO
- Гурлев И.В. Обеспечение безопасности на транспорте в Российской империи (1797-1917) // Власть. 2020. № 03. С. 224-231. EDN: RMVNQG
Выпуск
Другие статьи выпуска
В теории государства первым его признаком традиционно признается население, процесс воспроизводства которого образует один из важнейших факторов обеспечения жизнеспособности государства. Проблема демографических характеристик российского общества неразрывно связана с состоянием института семьи, включающего отношения материнства, отцовства и детства, юридизация которых обусловлена особым значением права и ролью государственных органов в укреплении этих социальных связей. Научному осмыслению данной актуальной проблемы в контексте вековых традиций семейственности был посвящен организованный Ассоциацией историков права и Университетом Правительства Москвы при поддержке журнала «Российская юстиция» III Всероссийский Форум историков права «Традиционные ценности, семья и общество в фокусе историко-правовой науки», приуроченный к Году семьи в России. Предлагаемый обзор включает основные тезисы ряда докладов участников состоявшегося обсуждения, а также знакомит с некоторыми научными изданиями и итоговой Резолюцией.
В статье проводится историко-правовой анализ становления правовых механизмов предотвращения сецессии в Бельгии. Исследуются исторические предпосылки для отказа от унитарной формы государственного устройства и одного официального языка в полиэтническом государстве. В то же время, автор обосновывает на основе исторического опыта Бельгии, что федерализация не является универсальным «рецептом» предотвращения сецессии, также как и признание равенства языков народов, проживающих на территории государства. Формулируется вывод о выборе бельгийским законодателем такой формы территориального построения государства как сегрегация - обособленное функционирование национальных языков на территориях проживания соответствующих национальностей. Сегрегация может быть действенной лишь в том случае, если существует государственная политика по формированию и поддержанию общегосударственной идентичности. Обосновывается, что в Бельгии с этой целью создана сложная система взаимодействия между автономными субъектами, включающая различные соглашения о сотрудничестве и согласительные процедуры, а также необходимость учета мнения представителей этно-лингвистических сообществ при принятии решений в сфере государственного строительства.
В статье рассматривается влияние римской правовой традиции на сервитутное право Англии, а именно становление негативных сервитутов. Для выявления степени и глубины этого влияния автор предпринимает попытку комплексно проанализировать совокупность исторических сведений, законодательных актов, работ известных ученых английского права. Автор конкретизирует признаки влияния на примере правовых конструкций (легальных негативных сервитутов и рестриктивных обязательств), существовавших в Англии, которые были практически аналогичны негативным сервитутам в правовых системах континентальной правовой семьи. Отмечается, что сервитутное право Англии отражает принципы, понятия и признаки сервитута, которые сформировались в римском праве. По результатам исследования автор приходит к выводу, что негативные сервитуты сочетают в себе черты как английского права, так и римского частного права, что свидетельствует об уникальности данной правовой конструкции.
В статье проводится анализ кодекса поведения сикхов Прем Сумараг относящегося к первой половине XVIII в. Отмечается, что это произведение, написанное в жанре рахит-нама, является единственным сочинением такого рода, где содержится раздел (глава), посвященный идеальному устройству сикхского государства. Устанавливается, что учение о судебных прерогативах сикхского правителя органично вписывается в общую канву концепции идеального государства. Обосновывается, что конечная цель правителя при осуществлении правосудия - справедливость. Находясь выше закона, но вне его действия, правитель не должен отходить от принципа справедливости, поскольку, не неся ответственности перед подданными, он несет ответственность перед Единым Богом. Делается вывод, что правитель лично возглавляет, организует и контролирует всю судебную систему идеального сикхского государства, обеспечивая то, что в современных условиях мы сейчас называем принципом законности. Отмечается, что отдельные элементы учения о прерогативах правителя были реализованы на практике при построении единого сикхского государства махараджей Ранджитом Сингхом в первой половине XIX в.
В статье впервые исследуются и типологизируются выдвинутые в начале ХХ в. проекты реформы земской избирательной системы, затрагивающие избирательные права женщин. В качестве источниковой базы выступают материалы делопроизводства земских собраний, направленные в Хозяйственный департамент министерства внутренних дел в ответ на циркулярный запрос министерства о возможных изменениях цензовых норм для участия в земских выборах. Показаны ключевые факторы, побудившие к рассмотрению данного вопроса земствами: изменение социальной роли женщин, увеличение числа женщин в структуре земских избирателей, трудности с избранием необходимого количества земских гласных. Выделяются ключевые положения предложенных проектов: изменение круга лиц, которым женщины могли бы выдавать доверенности для участия в выборах; предоставление женщинам права участвовать в избирательных съездах мелких землевладельцев; предоставление женщинам активного и пассивного избирательного права на земских выборах.
В научной статье на основании историко-правового анализа российского дореволюционного законодательства и комментариев современников делается попытка выполнить анализ источников и проблем правового регулирования традиций русского кулачного боя. Подчеркивается, что на протяжении многих веков эволюции института кулачного боя на всей территории российского государства происходило его изменение от важнейшего способа военной подготовки до чисто развлекательного мероприятия. Автор приходит к выводу о том, что вместе с изменением статуса кулачного боя менялось и отношение к нему государства, а также правовое регулирование, причем в сторону неуклонного запрета данного мероприятия. Обосновывается тот факт, что несмотря на все запрещения, а также достаточно суровые наказания, кулачные бои в дореволюционной России продолжали организовываться и проводиться вплоть до начала XX в. Особое внимание автор уделяет анализу первоисточников правого регулирования кулачного боя - указов и уставов времен как Московского государства, так и Российской империи.
Внешние санкции широко применяются в современном мире, играя негативную роль в отношении экономического развития и политического диалога. При этом продолжаются дискуссии об их правовой природе и противоправном значении. Понимание юридических аспектов внешних санкций должно опираться на результаты исследования историко-правового опыта, связанного с их применением в исторической ретроспективе. В статье проанализированы случаи применения таких санкций, начиная от Древней Грецией и заканчивая ХХ веком. Особое внимание обращается на такой известный в истории случай, как континентальная блокада, установленная Наполеоном против Великобритании. Выявлены общие закономерности применения внешних санкций, проявляющиеся в негативных последствиях для всех сторон соответствующих отношений. Отмечается, что санкции, как правило, вводились накануне или во время войны, либо влекли за собой начало военных действий. Сделан вывод, что санкции воздействуют разрушительно на всю систему международного правопорядка, основанного на нормах международного права.
В статье рассматривается деятельность судебных органов Западной Сибири в годы массовых репрессий. Дается характеристика сложившейся в это время общественно-политической ситуации, в которой суды не могли действовать в строгом соответствии с общепринятыми основными нормами права. Отмечается влияние сложившейся в обществе моральной атмосферы подозрительности и преследования так называемых «врагов народа» на мировоззрение и деятельность судебных работников. Освещается участие судебных учреждений Сибири в общесоюзном процессе развертывания массовых репрессий. Показаны место и роль судов во взаимодействии с внесудебными органами - «тройками» НКВД, взявшими на себя функцию вынесения приговоров по политическим делам. Сделан вывод о том, что суды в исследуемый период выполняли задачу мобилизации общественного мнения и придания видимости законности кампании массовых репрессий.
В статье на основе историко-правового анализа предпринимается попытка проанализировать эволюцию взаимодействия институтов гражданского общества с уголовно-исполнительной системой России до начала XX века. Подчеркивается, что организационно-правовые основы такого взаимодействия были заложены в 1819 г. в связи с учреждением Попечительского общества о тюрьмах. Особое внимание авторы обращают на патронатные организации, созданные в начале XX века. Обосновывается тот факт, что скоординированная работа государства, пенитенциарной службы и общественных организаций в сфере трудоустройства и поддержки семей бывших заключенных способствовала уменьшению уровня преступности, особенно рецидивной. В этом контексте авторы статьи приходят к выводу, что накопленный позитивный дореволюционный опыт взаимодействия российской уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества, безусловно, может быть полезным и как показывает практика, уже адаптирован и используется в современной России.
В статье анализируется место Н.М. Карамзина в литературной традиции осмысления присоединение Новгорода к Москве в 1471-1478 гг., которое является важнейшим процессом, связанным с формированием единого Русского государства. Прослеживается возникновение и развитие этой темы в древнерусских летописных текстах, историографии и художественной литературе XVIII в., устанавливается степень их влияния на историософскую позицию Н.М. Карамзина и художественную интерпретацию событий 1471-1478 гг. Выявляется специфика его взглядов на становление российской государственности, оптимальную форму правления и исторические закономерности ее выбора. В соответствии с убеждениями Н.М. Карамзина, у России особый путь, отличный от европейских тенденций конца XVIII - начала XIX в. (революционные потрясения и т.д.), русский народ нуждается в сильной единоличной власти и может достичь благоденствия только в абсолютной монархии. В связи с этим включение Новгорода в состав Московского государства оценивается им положительно, представлено как историческая необходимость. Отмечается, что произведения Н.М. Карамзина значительно повлияли на последующие тексты XIX в., посвященные присоединению Новгорода к Москве. Консервативная тенденция, заложенная Н.М. Карамзиным, развивается в трагедиях П.И. Сумарокова, М.П. Погодина, Е.П. Ковалевского, Р.Д. Ступишина, в драмах В.И. Аскоченского, Н.П. Жандра, идеализация Новгорода как демократической республики проводилась в произведениях Ф.Ф. Иванова, К.Ф. Рылеева, А.И. Одоевского и других поэтов, на которых оказало влияние мировоззрение декабристов.
В Российской империи XIX века для того, чтобы произвести отчуждение недвижимого имущества, отчуждатель должен был сначала произвести укрепление права на него за собой. При этом такая процедура отсутствовала в случае приобретения права собственности по давности владения. Дело Анны Керст, рассмотренное Гражданским кассационным департаментом Правительствующего Сената трижды в 1868, 1870, 1872 годах, стало отличной иллюстрацией данной проблемы и стало отправной точкой для её решения. Окончательно проблема была решена в деле Александры Молошниковой, где Сенатом для устранения пробела в законе была придумана процедура, которая подразумевала, что давностный владелец мог получить для укрепления своего права собственности крепостное свидетельство при помощи обращения в окружной суд в порядке охранительного (особого) судопроизводства.
Издательство
- Издательство
- Курский государственный университет
- Регион
- Россия, Курск
- Почтовый адрес
- 305000, Курская область, город Курск, ул. Радищева, д.33
- Юр. адрес
- 305000, Курская область, город Курск, ул. Радищева, д.33
- ФИО
- Худин Александр Николаевич (ректор)
- E-mail адрес
- info@kursksu.ru
- Контактный телефон
- +7 (471) 2702247
- Сайт
- https://kursksu.ru