В данной статье актуализируется проблема использования игровых технологий на уроках русского языка в качестве средства активизации познавательной деятельности младших школьников. Автор анализирует роль дидактических игр в образовательном процессе, их влияние на усвоение лексического материала, развитие коммуникативных навыков и повышение мотивации учеников начальных классов к освоению лингвистических знаний. В статье доказывается, что применение лингвистических игр на уроках русского языка не только повышает эффективность обучения, но и развивает творческое мышление учащихся, формирует положительное отношение детей к учебным занятиям. Обращено внимание на важность интеграции игровых технологий в образовательную практику начальной школы, поскольку данный процесс способствует достижению оптимальных результатов при формировании лексической грамотности учащихся.
Идентификаторы и классификаторы
Одной из важнейших проблем педагогики является проблема активизации познавательной деятельности школьников, о чем свидетельствуют публикации таких авторов как А. М. Анищенко, С. Ю. Диденко, В. А. Черкасов [3], Л. А. Сорокина [13], Л. В. Кулумбегова [7] и др. Познавательный интерес и познавательная деятельность могут быть выражены у младших школьников в разной мере. Поэтому задача педагога начальной школы состоит в том, чтобы повысить степень познавательного интереса к освоению языка, создать условия для активизации познавательной деятельности, сформировать позитивный настрой к обучению, воспитать у учащихся самостоятельность, работоспособность, правильную мотивацию.
Список литературы
- Алешугина Е. А. Проектирование индивидуальных траекторий обучения с использованием онлайн-курсов / Е. А. Алешугина, О.И. Ваганова, М.М. Кутепов // Балтийский гуманитарный журнал, 2019. — Т. 8. — № 1 (26). — С. 185–187.
- Алферов А. Д. Психология развития школьника / А.Д. Алфёров. — CHM Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 384 с.
- Анищенко А. М. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка / А.М. Анищенко, С.Ю. Диденко, В.А. Черкасов // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство «Молодой ученый», 2017. — С. 82–83.
- Аристова Л. П. Активность учения школьника / Л. П. Аристова . — М.: Просвещение, 2013. — 139 с.
- Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О. А. Козлова. — М.: Начальная школа, 2015. — № 11. — С. 37–38.
- Колесова Д. Игра слов. Во что и как играть на уроке русского языка / Д. Колесова, А. Харитонов. — М.: Златоуст, 2022. — 152 c.
- Кулумбегова Л. В. Игровые приемы как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка / Л. В. Кулумбегова // Инновационная наука. — 2018. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-priemy-kak-sredstvo-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 10.02.2024).
- Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия / И. А. Лыкова. — Москва: Карапуз: Сфера, 2017. — 288 с.
- Михайленко Т. М. Игровые технологи как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации. — Челябинск : Два комсомольца, 2019. — С. 145-168.
- Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Загвязинского. — М.: Издательский дом «Академия», 2008. — 352 с. 11. Плахтий Т. П. Использование методов интерактивного обучения в профессиональной подготовке будущих педагогов / Т. П. Плахтий // Русский язык в поликультурном мире. Сборник научных статей VI Международного симпозиума (8 — 12 июня 2022 г.). В 2-х томах. — Т. 2. Редколлегия: И. П. Зайцева, Е. М. Маркова, Т. С. Чабаненко, Е. М. Шахова [и др.]. Симферополь, 2022 — 300 с; С. 109–114.
- Проценко Н. Л. Дидактические игры на уроках русского языка» из опыта работы учителя / Н. Д. Проценко — 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/russkii-yazyk/2013/11/29/didakticheskie-igry-na-urokakh-russkogoyazyka-iz-opyta (дата обращения 10.02.2024).
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2019. — С. 40–50.
- Сорокина Л. А. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Л. А. Сорокина // Образование и наука. — 2018. — № 2. — С. 25–26.
- Степанова О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: методическое пособие / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.
- Чухарева В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности /В. В. Чухарева // Начальная школа. — 2013. — №9. — С. 67–71.
- Яковлева Е. Н. Обобщение опыта по теме «Формирование познавательного интереса у школьников на уроках русского языка с опорой на педагогические условия организации и проведения дидактических игр как средства обучения» / Е. Н. Яковлева. — 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/12/03/obobshchenie-opyta-poteme (дата обращения 10.02.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется эмотивное окружение репрезентантов одного из ключевого для русской культуры концепта ‘Сад’ в поэтических произведениях Б. А. Ахмадулиной. Исследование доказывает, что текст художественного произведения насыщен эмотивной лексикой, создающей его эмотивное пространство и отражающей внутренний мир лирической героини. Анализ эмотивов позволяет понять авторский замысел и выявить значимость слов с эмотивной семантикой в создании ключевых образов.
В данной исследовательской работе рассматриваются гастрономические образы, встречающиеся в произведениях Н.В. Гоголя. Решаемые в ходе данного исследования вопросы позволяют по-новому взглянуть на содержание текстов художественной литературы, расширить понимание роли «еды/напитков» и процессов ее приготовления и потребления, так как кулинария занимала важное место в жизни Гоголя.
В статье рассмотрены ретеллинги «Руслана и Людмилы» — поэмы Александра Сергеевича Пушкина, которая по праву считается одним из основополагающих произведений русской литературы. Целью данного исследования является анализ интерпретаций пушкинской поэмы как способа популяризации классики. Для достижения цели были поставлены задачи: проанализировать различные подходы к переосмыслению пушкинского сюжета, а также оценить их эффективность в деле популяризации классики. В ходе исследования было выявлено, что реттеллинг — новая форма подачи литературного наследия, способная привлечь внимание современного читателя.
В статье рассматривается вопрос об обучении русским фразеологизмам с названиями животных в аудитории китайских студентов-филологов. Проведен анализ учебной программы по специальности «Русский язык» и учебных пособий для китайских филологов. Рассмотрено преподавание фразеологизмов как рыба в воде, козел отпущения и денег куры не клюют. Отмечено, что на разных этапах обучения обращается внимание на различные формы получения знания и приемы развития коммуникативных навыков, а также используются различные методики преподавания.
В статье рассматриваются образы джиннов, используемых в рекламных роликах, посвящённым препаратам «Отривин», «Гастал», газированному напитку «Mirinda». Актуальность выбранной темы обусловлена не только ростом интереса к восточной мифологии и культуре, но и в умении применять её в рекламах для стимулирования спроса на товары и услуги. Образ джинна, обладающий богатой историей и важным местом в культуре различных народов, представляет собой ценный ресурс для рекламных стратегий, способных создать эмоциональную связь с потребителями.
В статье проводится функционально-семантический анализ глаголов бастовать, бойкотировать, манифестировать со значением общественно-политической деятельности в текстах 2010–2020 гг. из Национального корпуса русского языка. Рассматривается семантика глаголов, их употребление в контексте. Выявлены особенности их функционирования при выражении конфликтного взаимодействия между субъектами с учетом сферы описываемых отношений, характера участников, степени интенсивности конфликта.
Когнитивное моделирование в современном лингвистическом исследовании играет ключевую роль в изучении восприятия, обработки и использования языковой информации. В данной статье автор обсуждает основные понятия терминов «модель» и «моделирования» и основные процедуры метода когнитивного моделирования. Приводятся примеры исследований, где когнитивное моделирование применялось для анализа языковых изменений и принятия решений в использовании языка. Когнитивное моделирование остается актуальным и значимым направлением исследований в лингвистике, обогащая наше понимание языка, его эволюции и взаимосвязи с когнитивными процессами.
Объектом исследования в данной работе является лексико-семантическое поле акциональных глаголов в донецкой речи. Предметом исследования является семантика и употребление акциональных глаголов в донецкой речи. Цель данного исследования — выявление семантических особенностей акциональных глаголов в донецкой речи и описание особенностей их употребления. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: проанализировать лексико-семантическое поле акциональных глаголов в донецкой речи, выявить семантические особенности акциональных глаголов в донецкой речи. Описать употребление акциональных глаголов в различных контекстах в донецкой речи.
В данной статье исследуется использование неологизмов в современном публицистическом дискурсе, их функциональное значение и языковые особенности. Целью исследования является анализ специфики употребления неологизмов, их семантики, словообразования. Автор выделяет основные способы образования неологизмов в публицистическом дискурсе. Авторам удалось провести анализ функционирования неологизмов в СМИ на примере публицистических текстов при сопоставлении двух языков — английского и русского — и выявить специфику их функционирования.
Издательство
- Издательство
- ДОНГУ
- Регион
- Россия, Донецк
- Почтовый адрес
- 283001, Донецкая Народная Респ, г Донецк, ул Университетская, д 24
- Юр. адрес
- 283001, Донецкая Народная Респ, г Донецк, ул Университетская, д 24
- ФИО
- Беспалова Светлана Владимировна (РЕКТОР)
- Сайт
- https://donnu.ru/