В работе представлен экспериментальный метод определения мощности СВЧ/ВЧ-потерь в полости тороидального резонатора прототипа ускорительного ионного двигателя. Метод основан на анализе основных частот, присутствующих в резонаторе при его возбуждении твёрдотельным автогенератором. Достоинством метода является его инвариантность оптическому излучению высокочастотного разряда и тепловым эффектам в плазме. Метод частотного анализа показал, что основная частота автогенератора в полости тороидального резонатора создаёт переменное ускоряющее напряжение величиной 276.7 В. При этом, мощность основной частоты при возникновении разряда увеличивается в 145 раз при увеличении энергопотребления прототипа в 1.8 раз. Частота, близкая к резонансной частоте резонатора создаёт ускоряющее напряжение 50 В.
Идентификаторы и классификаторы
Перед тем как непосредственно перейти к теме самой статьи, следует представить некоторые общие понятия и определения. Результаты работы авторов публикации применимы в сфере двигателестроения беспилотных космических аппаратов. В частности речь идёт о квазинейтральных ионных двигателях с резонаторным ускорением ионизированного газа.
Список литературы
-
Taunay P. Y. C. R., Bilén S. G., Micci M. M. Numerical simulations of a miniature microwave ion thruster // 33rd International Electric Propulsion Conference / The George Washington University. 2013. P. 1-18. URL: https://electricrocket.org/IEPC/p4vj38iw.pdf (date accessed: 12.10.2023). ▼
-
Koizumi H., Kuninaka H. Switching Operation of Ion Beam Extraction and Electron Emission Using the Miniature Ion Thruster μ1 // Transactions of the Japan Society for Aeronautical and Space Sciences, Aerospace Technology Japan. 2010. Vol. 8, no. 27. P. 85-90. DOI: 10.2322/tastj.8.Pb_85 ▼
-
Koizumi H., Kuninaka H. Performance evaluation of a miniature ion thruster μ1 with a unipolar and bipolar operation // 32nd International Electric Propulsion Conference. Wiesbaden, Germany. 2011 URL: https://electricrocket.org/IEPC/IEPC-2011-297.pdf (date accessed: 12.10.2023). ▼
-
Collingwood C. M., Gabriel S. B., Corbett M. H. [et al.]. The MiDGIT thruster: Development of a multimode thruster // 31st International Electric Propulsion Conference / University of Michigan. 2009. P. 1-13. URL: https://electricrocket.org/IEPC/IEPC-2009-171.pdf (date accessed: 12.10.2023). ▼
-
Trudel T. A., Bilén S. G., Micci M. M. Design and performance testing of a 1-cm miniature radio-frequency ion thruster // 31st Internationational Electric Propulsion Conference / University of Michigan. 2009. P. 20-24. URL: https://electricrocket.org/IEPC/IEPC-2009-167.pdf (date accessed: 12.10.2023). ▼
-
Горшков О. А., Муралев В. А., Шагайда А. А. Холловские и ионные плазменные двигатели для космических аппаратов. М.: Машиностроение, 2008. 278 с. ISBN: 978-5-217-03440-6 EDN: QNVHXT ▼
-
Samples S., Li G. Z., Wirz R. E. Performance Testing and Development of the MiXI Thruster with the ARCH Discharge // 2018 Joint Propulsion Conference. 2018. P. 1 - 11. Динамика систем, механизмов и машин. 2023. Том 11, № 2. DOI: 10.2514/6.2018-4648 ▼
-
Capacci M., Matticari G., Noci G. E. [et al.]. Radiofrequency with Magnetic field ion Thruster (RMT): review of the Engineering Phase accomplished under ASI Contract // IEPC Paper. 2003. P. 1-10. URL: https://electricrocket.org/IEPC/0289-0303iepc-full.pdf (date accessed: 12.10.2023). ▼
-
Groh K., Blum O., Rado H. [et al.]. Inert gas radio-frequency thruster RIT 10 // 14th International Electric Propulsion Conference. 1979. P. 1-9. URL: https://arc.aiaa.org/doi/abs/ (date accessed: 12.10.2023). DOI: 10.2514/6.1979-2100 ▼
-
Takao Y., Miyamoto T., Yamawaki K. [et al.] Development of ECR microwave discharge ion thruster // Vacuum. 2002. Vol. 65, no. 3-4. P. 361-366. DOI: 10.1016/S0042-207X(01)00443-2 EDN: KHVGQT ▼
-
Jarrige J., Elias P.-Q., Packan D. [et al.] Characterization of a coaxial ECR plasma thruster // 44th AIAA Plasmadynamics and Lasers Conference. 2013. P. 1-9. URL: https://arc.aiaa.org/doi/abs/ (date accessed: 12.10.2023). DOI: 10.2514/6.2013-2628 ▼
-
Vialis T., Jarrige Ju., Aanesland A. [et al.]. Direct thrust measurement of an electron cyclotron resonance plasma thruster // Journal of Propulsion and Power. 2018. Vol. 34, no. 5. P. 1323-1333. DOI: 10.2514/1.B37036 ▼
-
Determination of the ion beam velocity of an accelerator two-gap ion thruster / V. V. Fedyanin, I. S. Vavilov, P. S. Yachmenev, K. I. Zharikov, A. I. Lukyanchik, P. V. Stepen' // Journal of Physics: Conference Series. IOP Publishing. 2022. Vol. 2182, no. 1. P. 012051. DOI: 10.1088/1742-6596/2182/1/012051 EDN: XKDCSI ▼
-
Хеммингер В., Хене Г. Калориметрия: Теория и практика. М.: Химия, 1989. 175 с. 5-7245- 0359-X. ISBN: 5-7245-0359-X ▼
-
Исследование тороидального резонатора ускорительного СВЧ-ионного двигателя / И. С. Вавилов, П. С. Ячменев, В. В. Федянин, К. И. Жариков, П. В. Степень, А. И. Лукьянчик // Журнал Сибирского федерального университета. Сер.: Техника и технологии. 2023. Т. 16, № 7. С. 857-870. EDN: REFLBH ▼
-
Орлов С. И. Расчёт и конструирование коаксиальных резонаторов. М.: Советское радио, 1970. 256 с. ▼
-
Гроднев И. И., Фролов П. А. Коаксиальные кабели связи. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Радио и связь, 1983. 209 с. ▼
Выпуск
Другие статьи выпуска
Инсейфинг позволяет формировать, обсуждать задачи из сферы науки, образования, проектирования. Под инсейфингом понимается интеллектуальноемкая интерактивная коммуникативная технология, которая начинает формироваться на базе теории динамических информационных систем. Таким образом, инсейфинг, как приложение ТДИС, обладает большим потенциалом для визуализации мыследеятельности, обобщающего традиционные схемотехники благодаря наличию специальных правил, структур и собственного языка для реинжиниринга и оптимизации бизнес-процессов. В статье рассмотрено применение инсейфинга для анализа бизнес-процессов, выделения процессов, которые должен контролировать и оптимизировать непосредственно собственник. В результате применения инсейфинга для анализа и оптимизации бизнес-процессов организации были получены триады, которые позволяют определить факторы успеха хозяйствующего субъекта в современной экономике. Это квалифицированный персонал, достойное вознаграждение, деление управления на тактический и стратегический уровни, развитые каналы обмена информацией и нематериальная мотивация.
Появление когнитивных наук вызвано стремлением преодолеть кризис познания. Когнитивные подходы предусматривают новые онтологические и гносеологические представления о реальности, разработку и освоение инновационных методологий. Реальность описывается составленной физическим, психическим, знаниевым компонентами, причем знание выражает, в первую очередь, антропный аспект реальности. Кардинальные успехи в развитии искусственного интеллекта возможны на основе перехода естественного интеллекта на качественно новый уровень. Это предусматривает решение задач: совершенствования технологий автоматизации рассуждений, сочетание в исследованиях смыслосодержателных и формально-математических когнитивных конструкций.
В работе приведена карта науки в области машиностроения для омского государственного технического университета. Приводятся фронтиры в науке и инновациях как в России, так и за рубежом. На основе формального анализа делаются выводы для реализации устойчивого развития в этом направлении. Предлагается используемый подход применять не только для направлений науки, но и для анализа университета в целом, отдельных групп и проектов.
В статье рассматриваются проблемы в конференционной деятельности ОмГТУ в 2016-2020 гг. в рамках участия в программе «Опорных университетов». Также освещаются новые принципы научной политики, которые были предложены в рамках участия университета в программе «Приоритет-2030». В рамках новой политики была разработана система проведения конференций conferences.omgtu.ru, инсталлируется выбранный научный протокол университета, ориентированный на обязательное рецензирование работ, управление данными и знаниями, ориентацию на мировую науку и свободный научный поиск. Приводятся результаты внедрения системы за первый год использования (2022-2023 учебный год), а также планы дальнейшей доработки системы.
Изменение голосовых характеристик человека под воздействием алкогольного опьянения отрицательно влияет на эффективность процедуры распознавания личности по голосу. Поэтому определение уровня алкоголя в крови дистанционно позволяет не только выявить факт нахождения субъекта в измененном психофизиологическом состоянии, но и дает возможность скорректировать настройки алгоритма принятия решений для повышения надежности голосовой аутентификации. Целью работы является анализ существующих научных работ и результатов в области оценки уровня алкогольной интоксикации по голосу, анализ наборов данных, позволяющих обучить модели искусственного интеллекта выявлять факт опьянения, а также анализ факторов влияния психофизиологического состояния диктора на параметры его речи. Исследование включает сравнительный анализ научных работ из таких баз как Scopus, Web of Science, ВАК и учитывает такие факторы, как пол, возраст, стадии алкогольного опьянения, качество записи и уровень окружающего шума. По итогу анализа научных публикаций, исследование определяет метод случайного леса как один из наиболее эффективных методов машинного обучения, демонстрируя точность 95.3% по проприетарным наборам речевых данных и 80% для широко используемого алкогольного языкового корпуса.
Разработан стенд измерения тяги на основе аэродинамического метода. Для тестирования стенда прототип электроракетного двигателя был применен как двигатель на холодном газе. Рабочим телом являлся газообразный азот. При расходе 1.2 мг/с величина тяги составила от 0.674 до 0.736 мН, при расходе 1.7 мг/с величина тяги составила 0.934-1 мН и при расходе 2.6 мг/с величина тяги составила от 1.59 до 1.634 мН. Экспериментальный удельный импульс тяги составил при расходе 1.2 мг/с от 574 до 613 м/с, при расходе 1.7 мг/с от 549 до 588 м/с и при расходе 2.6 мг/с от 612 до 623 м/с. По замеренным значениям давления в камере прототипа электроракетного двигателя были получены величины идеальной скорости истечения рабочего тела из сопла, которые составили при расходе 1.2 мг/с-661 м/с, при расходе 1.7 мг/с-667 м/с и при расходе 2.6 мг/с-674 м/с. Полученные значения удельного импульса тяги не противоречат ранее полученным экспериментальным данным по реактивным двигателям на холодном газе с использованием в качестве рабочего тела азота, а также не превышают идеальную расчетную скорость истечения.
В работе моделируется динамика космического аппарата (КА) переменной массы. Применяется обобщённый метод анализа кривизны фазовой траектории, уточнённый для случая, при котором моменты сил, приложенных к аппарату, зависят от угловой скорости. Рассматриваются частные случаи и осуществляется анализ КА с динамической асимметрией. С помощью метода показывается наличие сложных эволюций углового движения, при которых реактивная струя двигателя создает кориолисовы эффекты (эффект Магнуса), дестабилизирующие конус прецессии, и приводящие к росту угла нутации.
В данном исследовании рассматривается применение генетического алгоритма для решения линеаризованных уравнений Хилла-Клохесси-Уилтшира, описывающих двухимпульсный перелёт манёвренного космического аппарата для встречи с пассивным космическим аппаратом на орбитах с большей и меньшей высотами относительно пассивного космического аппарата. Предполагается, что пассивный космический аппарат находится на круговой орбите Марса на высоте 300 км с известными орбитальными параметрами. Используя генетический алгоритм, мы стремимся оптимизировать параметры точки встречи. В частности речь идёт об оптимизации продолжительности перелёта для встречи, а также об оптимизации начального вектора скорости манёвренного космического аппарата в ареоцентрической экваториальной системе. При этом производится минимизация необходимой величины приращения скорости для встречи. Начальное расстояние 20 км между космическими аппаратами рассматривается в обоих рассматриваемых случаях. В то время как изменение вектора положения манёвренного космического аппарата наблюдается в каждом случае. Результаты показывают, что глобальный минимум приращения скорости достигается на траекториях с приближенной продолжительностью 75 минут. Более короткие траектории требуют немного большей величины приращения скорости, что представляет собой компромисс между продолжительностью и затратами энергии, требуемой на перелёт. Увеличение продолжительности перелёта для встречи необязательно приводит к уменьшению требуемого приращения скорости. Кроме того, численный анализ показывает, что результаты оптимизации в обоих случаях поразительно схожи, а ключевое различие состоит в направлении траектории встречи. Это исследование предоставляет ценные численные сведения о процессе оптимизации двухимпульсного перелёта для встречи двух космических аппаратов, демонстрируя практическую ценность генетических алгоритмов в данном контексте.
В статье представлены результаты экспериментальных исследований резонаторного ионного двигателя времяпролетным методом с целью определения ускоряющих элементов конструкции. Исследовано четыре варианта сборки: истечение ионов из магнитной ячейки; истечение ионов из магнитной ячейки с установленным сердечником; истечение ионов из магнитной ячейки с установленным сердечником и боковой стенки резонатора истечение; истечение ионов из магнитной ячейки с установленным сердечником и боковой стенки резонатора с сетчатой крышкой. Энергопотребление магнитной ячейки составляло 5.6 Вт, а скорость пучка ионов при 11 Па составила не более 7 м/с. В сборке по второму варианту энергопотребление составило 6.6 Вт при давлении 11 Па и скорости не более 30 м/с. Энергопотребление по третьему и четвертому вариантам сборки составляло 6 Вт, а скорость пучка ионов при 11 Па составила не более 48 м/с.
Численный анализ и результаты экспериментальных исследований используются для прогнозирования длительной прочности металлокомпозитного бака высокого давления, используемого для хранения топлива в системах электрореактивных двигателей космических аппаратов. Результаты исследований свидетельствуют, что рассматриваемая конструкция МКБВД имеет высокие ресурсные показатели. Это позволяет обеспечивать требуемые характеристики ресурса бака в течение заданного срока эксплуатации в условиях ползучести материала силовой оболочки. Делается вывод о возможности дальнейшей оптимизации конструкции МКБВД и повышения его весовой эффективности.
В статье решается задача определения сил, действующих на штоках гидроцилиндров при выполнении операции копания грунта ковшом экскаватора с различной глубиной и ориентацией выходного звена при его движении по горизонтальной траектории. По известной силе сопротивления копанию вычисляются силы, действующие по направлению штоков гидроцилиндров. С использованием полученных данных выполнено изображение гиперповерхности на чертеже Радищева, отражающей влияние значения силы на штоке гидроцилиндра ковша от значений обобщенных координат при заданном угле ориентации ковша и заданной силе сопротивления. Определены аналитические зависимости, которые используются для проверки возможности обеспечения движения ковша с заданными условиями.
В статье рассматривается задача геометрического моделирования пор эллипсоидной формы с возможностью применения этой модели в условиях произвольной деформации. Используется способ построения трехпараметрического тела граничными поверхностями на базе интерполяционных функций Эрмита с помощью применения технологии параметрического твердотельного моделирования. Решение этой задачи даст возможность получить геометрическую модель деформируемых пористых объектов для изучения существующих и для создания новых материалов, обладающих требуемыми свойствами для разработки новых продуктов и процессов.
Издательство
- Издательство
- ОмГТУ
- Регион
- Россия, Омск
- Почтовый адрес
- 644050, Российская Федерация, г. Омск, пр-т Мира, д. 11
- Юр. адрес
- 644050, Российская Федерация, г. Омск, пр-т Мира, д. 11
- ФИО
- Корчагин Павел Александрович (Ректор )
- E-mail адрес
- info@omgtu.ru
- Контактный телефон
- +7 (381) 2653407
- Сайт
- https://omgtu.ru/