Мотив саморазрушения идолов в арабо-мусульманской традиции и восточно-христианской агиографии* (2024)

В настоящей статье рассмотрено возможное заимствование арабо-исламской традицией мотива саморазрушения идолов, встречающегося в восточно-христианской апокрифической и агиографической литературе. В сохраненных мусульманской историографией сообщениях о судьбе доисламских аравийских идолов подобный мотив практически отсутствует. Лишь в двух легендах о распространении ислама в Хадрамауте, автономной области на востоке Йемена, описывается чудесное низвержение антропоморфной скалы по имени ал-Джалсад и домашнего идола из сердолика, принадлежавшего представителю местной знати Ва̄’илу б. Х̣уджру. В этом сюжете нашло отражение соперничество, в том числе и в духовной сфере, между поселив-
шимися в Египте выходцами из Хадрамаута, представителями племенного союза ас-сакӯн, из которого происходили хранители ал-Джалсада, и коренным земледельческим населением этой южноаравийской области. С мотивом саморазрушения идолов они, вероятно, познакомились у коптов. Так, в Хронике Иоанна Никиуского (гл. LXXIX), составленной в конце VII в., сохранилось предание об эпизоде из детских лет св. Феофила, будущего патриарха Александрийского, в присутствии которого в капище в области Мемфиса пали кумиры Артемиды и Аполлона.

Тип: Статья
Автор (ы): Французов Сергей Алексеевич
Ключевые фразы: идол, саморазрушение идолов, арабо-мусульманская тради- ция, восточно-христианская словесность, апокрифы, агиография, Хадрамаут, племенной союз ас-сакӯн, идол ал-Джалсад, к̣айл Ва̄’ил ибн Х̣уджр, Хроника Иоанна Никиуского

Идентификаторы и классификаторы

УДК
215. Религия и наука. Богословие и философия. Знание и вера. Разум и откровение. Противостояние церкови и науки
Текстовый фрагмент статьи