ЭКОЛОГО-ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВРАЧА (2023)
В статье с опорой на современные концепции экологической этики проведен анализ двух эколого-этических дилемм, возникающих в медицинской практике. Химический и токсикологический материал включается в виде отдельных сведений для раскрытия объективных оснований возникновения описываемых экологических проблем. Автором предложен вариант рефлексивного анализа для решения эколого-этических дилемм в профессиональной деятельности врача.
Идентификаторы и классификаторы
Науки о человеке в аспектах его биологической и социальной сущностей развиваются
разнонаправленно. Активно формируется, например, новое направление в экономике, биоэкономика или экономика здоровья, изучающая экономические эффекты и повышение
качества жизни от использования био-, нано- и иных здоровьесберегающих технологий. Однако интегративные процессы не являются определяющими в этом процессе, т.к. исследования возможных негативных (побочных) эффектов для организмов и окружающей среды от применения указанных технологий остаются объектом других наук, не говоря уже
об определении этической проблематики.
Список литературы
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. С. 124. EDN: TPDZTN
- Всеобщая декларация по биоэтике и правам человека. [Электронный ресурс] https://ru.unesco.org/themes/etika-nauki-i-tehniki/deklaratsiya-bioetika-prava-cheloveka (дата обращения: 09.12.2022).
- ГОСТ 32424-2013 Классификация опасности химической продукции по воздействию на окружающую среду. Основные положения.
- Груздев Г.С. Химическая защита растений. Под редакцией Г.С. Груздева - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Агропромиздат, 1987. 415 с.
- Инъекционные шприцы: история и виды. Портал Главмед, товары медицинского назначения. [Электронный ресурс] https://www.glavm.ru/stati/inekczionnye-shpriczy-istoriya-i-vidy/ (дата обращения: 09.12.2022).
- Кузьмин С.В., Добрева Н. И., Федорова Н.Е. Безопасность пищевой продукции, предназначенной для детей: остаточные количества пестицидов (обзор литературы) // Гигиена и санитария. 2021. №9. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bezopasnost-pischevoy-produktsii-prednaznachennoy-dlya-detey-ostatochnye-kolichestva-pestitsidov-obzor-literatury (дата обращения: 09.12.2022). EDN: XTHYWO
- Справочник лекарственных средств. [Электронный ресурс] https://www.vidal.ru/drugs/molecule/1387?ysclid=ldc6gavu7t459181022 (дата обращения: 09.12.2022).
- Ладнич Н.А. О формировании профессионально-экологической культуры врача на примере преподавания медицинской физики // Вестник БГУ. 2008. №1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-formirovanii-professionalno-ekologicheskoy-kultury-vracha-na-primere-prepodavaniya-meditsinskoy-fiziki (дата обращения: 09.12.2022). EDN: KASYBB
- Леопольд О. Календарь песчаного графства. - Мир., 1983. 125 с.
-
Мишель Гризуолд. 14 мифов о грудном вскармливании. [Электронный ресурс] URL: https://www.unicef.org/eca/ru.
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 мая 2018 г. N 33 "Об утверждении гигиенических нормативов ГН 1. 2.3539-18 "Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды".
-
Раиса Сырку, Татьяна Стратулат. Поступление стойких органических загрязнителей в организм человека и меры профилактики по предупреждению контаминации данными соединениями // Общественное здоровье, экономика и менеджмент в медицине. 2012. №1 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postuplenie-stoykih-organicheskih-zagryazniteley-v-organizm-cheloveka-i-mery-profilaktiki-po-preduprezhdeniyu-kontaminatsii-dannymi (дата обращения: 9.12.2022).
-
Спринчан С. Экологическая этика как форма интеграции естественно-научного и гуманитарного знания / С. Спринчан, А. А. Сычев // Интеграция образования. - 2015. Т. 19, № 3. С. 100-107. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.100 EDN: UNFNFN
-
Тойчуев Р. М., Тойчуева А. У. Мониторинг хлорорганических пестицидов в грудном молоке женщин Кыргызстана. Химическая безопасность, 2019. 3(2), С. 94 - 109. [Электронный ресурс] 10.25514/CHS.2019.2.16004 (дата обращения: 09.12.2022). DOI: 10.25514/CHS.2019.2.16004( EDN: KXFAXP
-
Цыганков Василий Юрьевич. Хлорорганические загрязняющие вещества в организмах рыб, морских млекопитающих и птиц северо-западной Пацифики и экологический риск для человека: диссертация... доктора биологических наук: 03.02.08 / 1.5.15. Экология (биологические науки). Владивосток, 2016. - 138 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье рассматриваются уникальные случаи самоотверженности врачей, которые оставили свой след в истории медицины благодаря собственному бесстрашию и готовности пожертвовать собой во имя науки и людей.
В статье дан анализ существующих этических и правовых норм регулирования генной модификации человека. Обсуждается возможность защиты человеческой природы или стремление к ее улучшению, продиктованное субъективными причинами, стать ограничением или катализатором развития новых научных направлений, вступающих в противоречие с традиционными нравственно-этическими представлениями о пределах научных экспериментов.
Были изучены теоретические источники по выбранной теме. Далее - проведен опрос среди студентов 1-5 курсов с целью узнать отношение молодого поколения к применению вспомогательных репродуктивных технологий (внутриматочная инсеминация, ЭКО и ПЭ, суррогатное материнство). Полученные данные были проанализированы, и на их основе была составлена диаграмма.
В статье рассматривается искусственное прерывание беременности, является ли аборт убийством. С этой целью проводится анализ религиозного отношения к абортам, естественно-научного взгляда на возникновение жизни, анализ философских подходов к определению личности.
В исследовании рассмотрена история развития медицинской этики с первых упоминаний о ней. Было проведено анкетирование различных социальных групп на тему взаимодействия с медицинским персоналом. В результате была доказана необходимость работы этических комитетов на различных уровнях.
Цель работы исследовать проблему этических основ самосохранительного поведения. Фундаментом данных поведенческих практик зачастую является не этика, а вовлеченность человека в современные цивилизационные процессы. В данной статье рассмотрены практики, связанные с информатизацией общества и популяризацией медицинских услуг, направленных на продолжение рода, сохранение здоровья. Самосохранительное поведение связано как с социализацией и системой воспитания, так и с биологическими, психологическими и физическими особенностями человека, индивидуализированной траекторией личности, ориентированной на «самопроект» (создание и улучшение себя). Использованы методы анализа, синтеза, аналогии.
В настоящей статье рассмотрены предпосылки появления свода профессиональных этических норм врачей - этических кодексов. Показана связь между возникновением идеи этических кодексов и формированием современной медицинской профессии. Основные положения для сводов этических норм были сформулированы и опубликованы врачами-практиками. Отмечены общие и особенные черты этого процесса в России и европейских странах.
В статье рассматривается важнейшие аспекты дебатов о моральном статусе животных и биоэтические проблемы проведения экспериментов на них. Поворотный момент в решении данной проблемы представлен утилитаризмом Джереми Бентама, который рассматривает в качестве критерия морального статуса способность к страданию. Дан философский анализ ключевых позиций современных мыслителей: Питера Сингера, Тома Ригана и Гэри Франчионе и др., выступающих за включение животных в сферу морали и аргументы Питера Каррутерса, обосновывающие исключение животных из сферы морали. Показано влияние данных дискуссий на формирование новых этических принципов исследований на животных.
Профессия врача требует не только профессионального мастерства, но и большой эмоциональной отдачи. Основной акцент в статье сделан на становлении личностных качеств будущего врача, позволяющих реализовать этико-психологический компонент врачебного профессионализма. Подробно рассмотрен тематический диспут как форма воспитательного обучения, дающая эмоциональный заряд и побуждающая будущих врачей к самостоятельным ответственным творческим решениям и учебным действиям.
В статье автор обращается к двум величайшим эпохам в развитии философского знания и формировании этики как науки - древнегреческой и классической немецкой философии, а также отечественной традиции «русского космизма» как основным предпосылкам становления современной «этики жизни».
В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия преподавателя со студентами с учетом особенностей применения в медицинском вузе современных методик обучения на основе студент-центрированного подхода. Авторы выделили преимущества студент-центрированного подхода, уделив внимание и некоторым трудностям, с которыми могут столкнуться преподаватели и студенты при переходе на данную модель организации обучения. Затрагивается также тема академической этики, выделяются основные её элементы и подчеркивается важность соблюдения этических норм и правил преподавателями и студентами.
Целью данной работы выступает исследование аксиологических оснований и нравственного содержания современной биоэтики как интегральной науки и области междисциплинарных исследований, а также анализ современных биомедицинских технологий в контексте их гуманистического и трансгуманистического содержания. При проведении исследования были использованы методы логико-философского анализа, методы эмпирического уровня, принципы объективности и гуманизма. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что современная биоэтика является сложным и многоаспектным феноменом, имеющим в своём основании безусловную гуманистическую идею, но в своём развитии претендует на трансгуманистический поворот и нравственную деградацию.
Цель исследования рассмотреть влияние волонтерства на формирование этического мировоззрения будущего врача. Волонтёрская деятельность в России в настоящее время стала популярна и востребована. Мотивацией для начала волонтерской деятельности у молодежи становится желание общаться и самореализовываться, находить новые знакомства, узнавать мир, жажда полезной, благородной и благодарной деятельности. В данной статье рассмотрены проблемы этики в теоретическом измерении и практики волонтерства, связанные с образовательной средой и с организацией добровольческой деятельности в медицинском ВУЗе. Использованы методы описания, сравнения, анализа, синтеза.
В данной работе приведен обзор исследований, направленных на изучение взаимосвязи между пренебрежением этическими принципами медицинским персоналом во время родовспоможения и развитием посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у матерей. Приводятся данные, что распространенность ПТСР, связанного с родами, наблюдается по всему миру, и обусловлено множеством факторов, в том числе неуважительным отношением к роженице. Подчеркивается значимость этики и психологической поддержки с целью профилактики развития стрессового расстройства, а также рассматриваются возможности для обучения медицинского персонала.
Врач - это одна из трёх государствообразующих профессий. Врачи - здоровье нации, юристы - правосознание нации, общественный порядок и покой, учителя - будущее нации. Врачебная деятельность носит максимальный характер в силу того, что только врачи допускаются непосредственно к контролю жизненных функций организма человека. К тому же, на враче лежит ответственность не только за здоровье каждого пациента в отдельности, но и за здоровье всех представителей государства. И эта ответственность каждого отдельного врача складывается в общую профессиональную ответственность. Потому в ВУЗах медицинского профиля студентам всегда преподают такие специальности как основы общественного здравоохранения или его организации.
В статье анализируются «мы»-высказывания в разных ситуациях речевой коммуникации врачей: общении врача с пациентом, родственниками пациента или его представителями, публичных выступлениях врача, выполняющего различные социальные и профессиональные роли. Раскрывается коммуникативная функция «мы»-высказываний как повышающих комплаенс, усиливающих позитивную траекторию взаимодействия.
Издательство
- Издательство
- МНШУР
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141980, Московская обл., г. Дубна, ул. Университетская, д. 19, к. 1, оф. 428
- Юр. адрес
- 141980, Московская обл., г. Дубна, ул. Университетская, д. 19, к. 1, оф. 428
- ФИО
- Кузнецов Олег Леонидович (Руководитель)
- E-mail адрес
- school@yrazvitie.ru
- Контактный телефон
- +7 (496) 2166109