Представлены результаты анализа степени обоснованности теории физической рекреации с позиции изучения состава принципов этого направления физической культуры. Отмечено, что состав и содержание принципов не отражают специфическую направленность физической рекреации, а произвольность определения принципов не позволяет достигать основной цели рекреативной деятельности - повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных средовых факторов. Предложен и обоснован комплекс принципов физической рекреации в соответствии с её родовой дефиницией.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность. Физическая культура, согласно определению Л. П. Матвеева, представляет собой сложное образование, основу которого составляет двигательная деятельность, направленная на совершенствование природы человека [8]. Анализируя содержание предлагаемого понятия, С.-А. М. Аслаханов уточняет, что «…термин «физическая культура» обозначает лишь название социального явления, в реальной жизни она функционирует посредством своих разделов» [1, с. 20].
Список литературы
1. Аслаханов, А.-С. М. О соотношении физической рекреации, физической культуры и общей рекреации / А.-С. М. Аслаханов, М. А. Эльмурзаев // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 19-23. EDN: ZITSIL
2. Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с. EDN: TDNNZV
3. Боярская, Л. А. Теоретические основы двигательной рекреации: учебно-методическое пособие / Л. А. Боярская. - Екатеринбург, 2021. - 152 с. EDN: JWLYXG
4. Виноградов, Г. П. Физическая рекреация / Г. П. Виноградов, Е. А. Ивченко. - М., 2015. - 240 с. EDN: XAFEPH
5. Горовой, В. А. Подходы и принципы организации физической рекреации студентов / В. А. Горовой // Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И. П. Шамякина. - 2013. - № 1 (38). - С. 72-76. EDN: WAOYIV
6. Енокаева, С. С. Педагогический потенциал рекреативных технологий в формировании основ здорового образа жизни школьников / С. С. Енокае- Поступила в редакцию 06 марта 2023 г. ва, Ю. А. Джаубаев, Т. А. Хатуаев, Ф. М. Узденова, В. А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2019. - № 4 (248). - С. 38-44. EDN: TLSWKN
7. Макеева, В. С. Теория и методика физической рекреации / В. С. Макеева, В. В. Бойко. - М.: Советский спорт, 2014. - 152 с. EDN: VRTCKP
8. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (введение в теорию физической культуры; общая теория и методика физического воспитания). - М.: Спорт, 2021. - 520 с.
9. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. - М.: Высшее образование, 2006. - 540 с.
10. Пружинин, К. Н. Физическая рекреация как междисциплинарная область физкультурного образования / К. Н. Пружинин, М. В. Пружинина. - Иркутск, 2011. - 120 с.
11. Седоченко, С. В. Физическая рекреация / С. В. Седоченко. - Воронеж, 2019. - 70 с.
12. Столяров, B. И. Понятийный кризис в науках о физической культуре и спорте: показатели, причины и пути преодоления / В. И. Столяров // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 12. - С. 59-63. EDN: MZIQIF
13. Титова, Г. С. Рекреативно-оздоровительная деятельность в системе формирования здорового образа жизни молодёжи / Г. С. Титова // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - М.,2016. - С. 99-102. EDN: VQQYDT
14. Шептикина, Т. С. Физическая рекреация: дефиниция и проблемы содержания физкультурно-спортивной деятельности / Т. С. Шептикина, Н. Н. Сентябрев, С. А. Шептикин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2021. - Т. 6, № 1. - С. 13-20. EDN: MTLIKJ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматриваются проблемы обеспечения сферы физической культуры и спорта квалифицированными кадрами. Проведённые исследования в форме анкетирования слушателей Института дополнительного образования НГУ им. П. Ф. Лесгафта ( Санкт-Петербург) позволили обосновать роль профессиональной переподготовки как важного источника удовлетворения потребности отрасли в профессиональных кадрах.
Представлены результаты изучения двигательной активности современных студентов в семестровом цикле. Статистическая обработка полученных результатов выявила достоверность различий (р < 0,05 по w -критерию Уилкоксона) в показателях двигательной активности как у юношей, так и у девушек. Полученные результаты и их сравнение с данными предыдущих исследований свидетельствуют о том, что среднесуточный объём двигательной активности студентов за последние 10 лет значительно снизился. Для студентов характерен недостаток двигательной активности из-за современного гиподинамического режима учебной деятельности в ситуации, связанной с длительным периодом дистанционного обучения, снижением мотивации к самостоятельной двигательной активности.
Представлен анализ организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья Кубанского государственного университета. Приводится определение аутофизкультурной компетентности. Выявлены показатели и педагогические условия формирования аутофизкультурной компетентности студентов с ограниченными возможностями здоровья с учётом академической среды. Актуальность исследования обусловливается увеличением числа студентов с ограниченными возможностями здоровья и востребованностью поиска форм и методов физической культуры, которые являются наиболее доступными и приемлемыми для формирования аутофизкультурной компетентности этого контингента студентов.
Рассматриваются статистические показатели полученных травм среди атлетов, занимающихся силовыми видами спорта. Выделены основные анатомические сегменты, подверженные большому количеству повреждений. Показаны наиболее травмируемые анатомические сегменты среди занимающихся силовыми видами спорта.
Распространение и популяризация боевых искусств как вида спорта и постоянный рост публикаций, связанных с влиянием данного вида спорта на социальные аспекты жизни спортсменов, ставят перед исследователями актуальную задачу рассмотрения влияния боевых видов спорта на гнев и агрессию. В данном обзоре были использованы публикации по данной тематике из международных баз данных (Scopus и Web of Science), а также Российской системы научного цитирования. Автор показывает, что существуют как достоверно установленное положительное, так и отрицательное влияние данных видов спорта на гнев и агрессию спортсменов.
Представлены результаты исследования физической активности студентов Псковского государственного университета в периоды летних каникул на различных годах обучения. Установлено, что физическая активность студентов в период первых летних каникул достоверно ниже, чем у студентов в аналогичный период, предшествующий началу обучения в университете. Остальные парные сравнения не показали достоверных различий переменных физической активности и неактивности на установленном уровне статистической значимости. Полученные результаты позволили объективизировать данные о физической активности студентов ПсковГУ в периоды летних каникул и предположить наличие критического периода, обусловливающего снижение физической активности у в период первых летних каникул, причины которого остаются неясными.
Представлены результаты констатирующего исследования общего физического развития воспитанников первого года обучения исполнительского факультета Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой ( n = 59). Полученные данные позволяют утверждать о наличии определённых проблем в области развития дыхательной и мышечной систем, а также адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы воспитанников академии. С учётом повышенных нагрузок в хореографическом искусстве и отсутствия комплексного врачебно-педагогического контроля на этапе профессиональной подготовки результаты исследования свидетельствуют об актуальности создания педагогических условий для повышения уровня физического развития будущих артистов балета.
Раскрывается взаимосвязь вестибулометрических показателей с функциональным состоянием юных спортсменов-водников (степень утомления), что определяется релевантными требованиями к юным спортсменам, занимающимся водными видами спорта. Снижение эффективности функционирования систем при общей положительной оценке спортивной деятельности связано с отсутствием адекватного темпа восстановления резервов спортсмена, контроля со стороны тренеров-наставников, спортивных врачей и самоконтроля спортсмена. Показатели статокинетической устойчивости могут стать косвенным маркером адаптационного срыва, перетренированности.
Рассматривается авторский способ индивидуализации физической нагрузки в процессе подготовки сотрудников полиции. Приводятся эмпирические данные, свидетельствующие о возможности индивидуализации нагрузки в неоднородных группах. Способ позволяет индивидуализировать физическую нагрузку за счёт разной длительности времени работы и отдыха в отделениях, установки, утомления и физической работоспособности конкретного сотрудника полиции. Реализация принципа доступности и индивидуализации физической нагрузки позволит повысить качество подготовки сотрудников полиции.
Проанализировано становление, развитие и популяризация борьбы кураш - как одного из почитаемых видов спорта в Узбекистане. Кураш стал одним из самых интересных и массовых видов спорта не только в Узбекистане, но и активно развивается на разных континентах. Этот вид борьбы привлекает тысячи спортсменов тем, что воплощает такие благородные качества, как честность, мужество, скромность. Международной ассоциацией кураша проводится целенаправленная деятельность по популяризации и массовости этого вида и дальнейшему повышению его мирового авторитета.
Актуализируется аспект профессионально-прикладной физической культуры студентов аграрного вуза, в частности координационная подготовка. Выделены значимые координационные способности специалиста по профилю «Ландшафтная архитектура». Определён уровень координационной подготовленности у студенток, обучающихся на первом курсе. Выявлена тесная взаимосвязь некоторых видов координации с параметрами психической сферы студенток. Предложен новый подход к совершенствованию координационных способностей будущих ландшафтных дизайнеров.
Рассматривается модернизированный подход и организация физкультурно-спортивных мероприятий в высших образовательных и средних профессиональных образовательных учебных заведениях (ВО, СПО) Республики Саха (Якутия); эффективное применение физической культуры и спорта, национальных видов спорта Республики Саха (Якутия), направленных на физическое воспитание и формирование здоровья студенческой молодёжи; применение информационных коммуникационных технологий, дистанционного обучения на занятиях физической культурой в высших и средних специальных учебных заведениях. Представлены материалы занимающихся физической культурой и спортом с использованием национальных видов спорта Республики Саха (Якутия) в период с 2020 по 2022 г.
Авторы приводят результаты анализа подготовки элитных спортсменов в разных странах. Рассмотрены различные системы подготовки и их особенности для разных стран. В современном мире для многих стран в «глобальной спортивной гонке» главным является завоевание медалей на мировых подиумах. Претендующие государства постоянно ищут возможности улучшения подходов спортивной подготовки своих атлетов для выступления на Олимпийских играх. Раскрыты механизмы организации олимпийской подготовки, которые позволяют странам быть на передовых позициях в течение многих олимпийских циклов.
The author considers the development of sports in the United States and its impact on the lives of citizens. The history of the development of sports in the United States is presented. A comparative characteristic of the attitude to health promotion in the USA and Russia is given. The paper deals with topical issues of the formation of useful practices for doing sports business in the United States.
The author examines the features of the history and development of physical culture and sports in the UK. The legal aspects of sports competitions are considered. The culture of England has a number of features that distinguish it from other countries and states. Relevance. Sport plays an important role in the life of every Briton. They take a very responsible approach to the popularization and integration of sports in people’s lives. To do this, various programs are created, each of which has its own peculiarity. In the development of the sports sphere, the British are in no hurry to stop, the legal aspect of sports life is constantly regulated, and informal sports are also invented. Awareness of the sports life of the UK allows you to get to know their culture better. Goal, tasks. The purpose of the work is to review scientific publications on this topic. Get acquainted with the history of sports in the UK. To study the system of popularization of sports events. Get acquainted with the legal aspects of sports life. Get acquainted with informal sports. Materials and methods of research. The research materials were scientific sources published in the scientific electronic library elibrary (website https://elibrary. ru). Research methods: study of scientific literary sources, review of scientific publications. Results and their discussion. Sport in the UK has come a long way from the beginning of its formation to the present day. Over time, it has undergone a large number of changes, most of which are directed for the better. As a result, this has led to the fact that sport is very responsibly regulated by law and is an integral part of people’s lives, who, in turn, having the desire to play sports, come up with new informal types of it. Conclusion. Sport in the UK, as in many other countries, has generally accepted norms. However, it also has its own peculiarities, starting from the history of the formation of sports, ending with legal aspects. The physical culture of the state is quite well developed, but this does not prevent it from growing and developing, new informal sports will constantly be invented, legal regulation will be clarified and the range of programs aimed at popularizing the sports lifestyle will expand, but most importantly, it will always be exclusively beneficial for the physical and cultural development of a person.
The article has basis of the importance and relevance of the problem of developing the student’s social initiative, taking into account the development priorities of Russian society. The students are characterized by the highest activity, and the educational organization has sufficient potential for the development of social initiative through a variety of activities (innovative, research, social, sports, volunteer, creative, etc.). The semantic and content characteristics of a person’s social activity based on initiative, responsibility, diligence are considered. The results of a survey of 2130 respondents, conducted in a number of medical universities in our country, showed the attitude of medical students to social activity as a productive activity that transforms the person and the environment. The survey helped to identify the types of social practices and extracurricular activities demanded by medical students: event volunteering, sports, tourism, research activities, etc. The article reveals social projects and programs on physical culture and sports, volunteering in the sports-related community, which are in demand by modern student youth and, by developing the initiative of the individual, allow self-realization in professional, personal and social life.
Представлено использование инновационных методов обучения (педагогические хакатоны, создание собственного проекта развития), позволившее сформировать новую методику проведения академического занятия по физическому воспитанию. Цель методики - обучение студентов самостоятельной работе. В её содержание вошли: общеразвивающие упражнения с элементами ЛФК и оздоровительных гимнастик: йога, цигун, пилатес, методики Дикуля, Бубновского, Ситтеля, китайская гимнастика; формирование и апробация собственных проектов (самостоятельные задания с учётом собственной целевой направленности).
Издательство
- Издательство
- ЧЕЛГУ
- Регион
- Россия, Челябинск
- Почтовый адрес
- 454001, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д.129
- Юр. адрес
- 454001, Челябинская обл, г Челябинск, Калининский р-н, ул Братьев Кашириных, д 129
- ФИО
- Таскаев Сергей Валерьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@csu.ru
- Контактный телефон
- +7 (351) 7419767
- Сайт
- https://www.csu.ru/