В данной работе приведен обзор исследований, направленных на изучение взаимосвязи между пренебрежением этическими принципами медицинским персоналом во время родовспоможения и развитием посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у матерей. Приводятся данные, что распространенность ПТСР, связанного с родами, наблюдается по всему миру, и обусловлено множеством факторов, в том числе неуважительным отношением к роженице. Подчеркивается значимость этики и психологической поддержки с целью профилактики развития стрессового расстройства, а также рассматриваются возможности для обучения медицинского персонала.
Идентификаторы и классификаторы
Этика и психологическое сопровождение являются важными аспектами в медицинской деятельности, в особенности в гинекологической практике, в ходе которой возникает ряд
проблем нравственного и социального характера [4].
Ф. А. Червенак и Л. Б. МакКуллоу в работе на тему этики в акушерской практике описывают этику как дисциплину, изучающую мораль в медицине и определяющую обязательства врачей перед пациентами. Кроме того, приводят фундаментальные принципы милосердия и уважения личности, для которых характерно личностный подход к пациенту, непричинение вреда, избегание патернализма, уважение к автономии беременной женщины [15].
Список литературы
- Гарданова Ж. Р., Особенности эмоционально-личностной сферы при развитии синдрома эмоционального выгорания у врачей акушеров-гинекологов / Гарданова Ж. Р., Есаулов В.И., Кектеева Ю.И. // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. EDN: XIBDIB
- Ожиганова А. А. Официальное (биомедицинское) и альтернативное (домашнее) акушерство. Практики формализованного и неформального взаимодействия // Экономическая социология. - 2019. - №5. EDN: WQLAIU
- Ожиганова А. А. Труд доулы, публичный и интимный: профессиональная забота, самоорганизация и активизм // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2021. - Vol. 3. - c. 200-225. -. DOI: 10.14515/monitoring.2021.3.1903 EDN: PKYDCK
- Силуянова, И. В. Биомедицинская этика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Силуянова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 358 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-13392-9.
- Темкина А. А. Медикализация репродукции и родов: борьба за контроль // ЖИСП. - 2014. - №3. EDN: TMZWPB
- Шалыгина Н. В. Современное родовспоможение в России как социо-культурный феномен (методологические подходы к изучению) // Медицинская антропология и биоэтика. - 2019. - 1(17).
- ФГБУ “ЦНИИОИЗ” Минздрава России: офиц. сайт. - Москва. - URL:http://rospsy.ruhttps://mednet.ru/novosti/s-nachala-veka-v-rossii-snizilsya-koefficzient-materinskoj-smertnosti-bolee-chem-v-chetyire-raza (дата обращения: 4.11.2022).
- Abuya T. Exploring the prevalence of disrespect and abuse during childbirth in Kenya / Abuya T, Warren CE, Miller N, Njuki R, Ndwiga C, Maranga A. // PLoS ONE. - 2015. - 10(4):e0123606.
- American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSM-5®). American Psychiatric Pub; 2013 May 22.
-
Bastos M.H. Debriefing interventions for the prevention of psychological trauma in women following childbirth / Bastos MH, Furuta M, Small R, McKenzie-McHarg K, Bick D. // Cochrane Database Syst Rev. - 2015. - 4:CD007194.
-
Beck C. T. Further development of the Postpartum Depression Predictors Inventory-Revised / Beck CT, Records K, Rice M. // J Obstet Gynecol Neonatal Nurs. - 2006. - Nov-Dec;35(6):735-45. -. DOI: 10.1111/j.1552-6909.2006.00094.x
-
Beck CT. Birth trauma: in the eye of the beholder. Nurs Res. 2004 Jan-Feb;53(1):28-35. PMID: 14726774. DOI: 10.1097/00006199-200401000-00005
-
Bohren M.A. The Mistreatment of Women during Childbirth in Health Facilities Globally: A Mixed-Methods Systematic Review / Bohren MA, Vogel JP, Hunter EC, Lutsiv O, Makh SK, Souza JP, Aguiar C, Saraiva Coneglian F, Diniz AL, Tunçalp Ö, Javadi D, Oladapo OT, Khosla R, Hindin MJ, Gülmezoglu AM. // PLoS Med. - 2015. - Jun 30;12(6):e1001847; discussion e1001847. -. DOI: 10.1371/journal.pmed.1001847
-
Borozdina E. Patient-centered care in Russian maternity hospitals: Introducing a new approach through professionals' agency / Borozdina E, Novkunskaya A. // Health. - 2022. - 26(2):200-220. -. DOI: 10.1177/1363459320925871 EDN: LXHLPW
-
Chervenak F. A. Ethics in obstetric practice / Chervenak F. A., Mccullough L. B. // Акушерство, гинекология и репродукция. - 2014. - №3. EDN: SYAUIJ
-
Chiorino V. The EMDR Recent Birth Trauma Protocol: a pilot randomised clinical trial after traumatic childbirth / Chiorino V, Cattaneo MC, Macchi EA, Salerno R, Roveraro S, Bertolucci GG, Mosca F, Fumagalli M, Cortinovis I, Carletto S, Fernandez I. // Psychol Health. - 2020. - Jul;35(7):795-810. -. DOI: 10.1080/08870446.2019.1699088
-
Elmir R. Women's perceptions and experiences of a traumatic birth: a meta-ethnography / Elmir R, Schmied V, Wilkes L, Jackson D. // J Adv Nurs. - 2010. - Oct;66(10):2142-53 -. DOI: 10.1111/j.1365-2648.2010.05391.x
-
ICD-11 18 June 2018. Accessed 29th May 2020: офиц. сайт. - URL: https://www.who.int/classifications/icd/en/ (дата обращения 4.11.2022).
-
International organization of Gynecology and Obstetrics: офиц. сайт. - URL: www.figo.org/resources/figo-statements/ethical-framework-respectful-maternity-care-during-pregnancy-and-childbirth (дата обращения 4.11.2022).
-
Harris R. What makes labour and birth traumatic? A survey of intrapartum ‘hotspots' / Harris R, Ayers S. // Psychol Health. - 2012. - 27(10):1166-77. -. DOI: 10.1080/08870446.2011.649755
-
Marit van der Pijl Disrespect and abuse during labour and birth amongst 12,239 women in the Netherlands: a national survey / Marit van der Pijl, Verhoeven CJM, Verweij R, van der Linden T, Kingma E, Hollander MH, de Jonge A. // Reprod Health. - 2022. - Jul 8;19(1):160. -. DOI: 10.1186/s12978-022-01460-4
-
Moyzakitis W. Exploring women's descriptions of distress and/or trauma in childbirth from a feminist perspective // Evidence Based Midwifery. - 2009. Vol.2 - pp. 8-14.
-
NICE. Antenatal and postnatal mental health: clinical management and service guidance. Pub 17 December 2014. Last updated 11/02 2020. Accessed 14/09/2020: офиц. сайт. - URL: https://www.nice.org.uk/guidance/cg192/chapter/1-Recommendations (дата обращения 4.11.2022).
-
Okafor II. Disrespect and abuse during facility- based childbirth in a low-income country / Okafor II, Ugwu EO, Obi SN. // Int J GynaecolObstet. - 2015. - 128(2):110-3.
-
Reed R. Women's descriptions of childbirth trauma relating to care provider actions and interactions / Reed R, Sharman R, Inglis C. // BMC Pregnancy Childbirth. - 2017 Jan 10. - 17(1):21. -. DOI: 10.1186/s12884-016-1197-0 EDN: MGTKMN
-
Ross-Davie M. Measuring the quantity and quality of midwifery support of women during labour and childbirth: the development and testing of the "Supportive Midwifery in Labour Instrument". // Stirling: University of Stirling. - 2012.
-
Sando D. The prevalence of disrespect and abuse during facility-based childbirth in urban Tanzania / Sando D, Ratcliffe H, McDonald K. // BMC Pregnancy Childbirth. - 2016. - 16(1):236. EDN: ZEZMVT
-
Taylor Miller PG. Early psychological interventions for prevention and treatment of post-traumatic stress disorder (PTSD) and post-traumatic stress symptoms in post-partum women: A systematic review and meta-analysis / Sinclair M, Gillen P, McCullough JEM, Miller PW. // PLOS ONE. - 2021. - 16(11): e0258170. -. DOI: 10.1371/journal.pone.0258170 EDN: NKWBEB
-
Thomson G.Widening the trauma discourse: the link between childbirth and experiences of abuse / Thomson G, Downe S. // J Psychosom Obstet Gynecol. - 2008. - 29(4):268-73. -. DOI: 10.1080/01674820802545453
-
World Health Organization. WHO recommendations: intrapartum care for a positive childbirth experience. Geneva: World Health Organization; 2018. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
-
Yakupova V. Postpartum PTSD and birth experience in Russian-speaking women / Yakupova V., Suarez A. // Midwifery. - 2022. - Vol. 112. -. DOI: 10.1016/j.midw.2022.103385 EDN: CCIGPY
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье рассматриваются уникальные случаи самоотверженности врачей, которые оставили свой след в истории медицины благодаря собственному бесстрашию и готовности пожертвовать собой во имя науки и людей.
В статье дан анализ существующих этических и правовых норм регулирования генной модификации человека. Обсуждается возможность защиты человеческой природы или стремление к ее улучшению, продиктованное субъективными причинами, стать ограничением или катализатором развития новых научных направлений, вступающих в противоречие с традиционными нравственно-этическими представлениями о пределах научных экспериментов.
Были изучены теоретические источники по выбранной теме. Далее - проведен опрос среди студентов 1-5 курсов с целью узнать отношение молодого поколения к применению вспомогательных репродуктивных технологий (внутриматочная инсеминация, ЭКО и ПЭ, суррогатное материнство). Полученные данные были проанализированы, и на их основе была составлена диаграмма.
В статье рассматривается искусственное прерывание беременности, является ли аборт убийством. С этой целью проводится анализ религиозного отношения к абортам, естественно-научного взгляда на возникновение жизни, анализ философских подходов к определению личности.
В исследовании рассмотрена история развития медицинской этики с первых упоминаний о ней. Было проведено анкетирование различных социальных групп на тему взаимодействия с медицинским персоналом. В результате была доказана необходимость работы этических комитетов на различных уровнях.
Цель работы исследовать проблему этических основ самосохранительного поведения. Фундаментом данных поведенческих практик зачастую является не этика, а вовлеченность человека в современные цивилизационные процессы. В данной статье рассмотрены практики, связанные с информатизацией общества и популяризацией медицинских услуг, направленных на продолжение рода, сохранение здоровья. Самосохранительное поведение связано как с социализацией и системой воспитания, так и с биологическими, психологическими и физическими особенностями человека, индивидуализированной траекторией личности, ориентированной на «самопроект» (создание и улучшение себя). Использованы методы анализа, синтеза, аналогии.
В настоящей статье рассмотрены предпосылки появления свода профессиональных этических норм врачей - этических кодексов. Показана связь между возникновением идеи этических кодексов и формированием современной медицинской профессии. Основные положения для сводов этических норм были сформулированы и опубликованы врачами-практиками. Отмечены общие и особенные черты этого процесса в России и европейских странах.
В статье рассматривается важнейшие аспекты дебатов о моральном статусе животных и биоэтические проблемы проведения экспериментов на них. Поворотный момент в решении данной проблемы представлен утилитаризмом Джереми Бентама, который рассматривает в качестве критерия морального статуса способность к страданию. Дан философский анализ ключевых позиций современных мыслителей: Питера Сингера, Тома Ригана и Гэри Франчионе и др., выступающих за включение животных в сферу морали и аргументы Питера Каррутерса, обосновывающие исключение животных из сферы морали. Показано влияние данных дискуссий на формирование новых этических принципов исследований на животных.
В статье с опорой на современные концепции экологической этики проведен анализ двух эколого-этических дилемм, возникающих в медицинской практике. Химический и токсикологический материал включается в виде отдельных сведений для раскрытия объективных оснований возникновения описываемых экологических проблем. Автором предложен вариант рефлексивного анализа для решения эколого-этических дилемм в профессиональной деятельности врача.
Профессия врача требует не только профессионального мастерства, но и большой эмоциональной отдачи. Основной акцент в статье сделан на становлении личностных качеств будущего врача, позволяющих реализовать этико-психологический компонент врачебного профессионализма. Подробно рассмотрен тематический диспут как форма воспитательного обучения, дающая эмоциональный заряд и побуждающая будущих врачей к самостоятельным ответственным творческим решениям и учебным действиям.
В статье автор обращается к двум величайшим эпохам в развитии философского знания и формировании этики как науки - древнегреческой и классической немецкой философии, а также отечественной традиции «русского космизма» как основным предпосылкам становления современной «этики жизни».
В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия преподавателя со студентами с учетом особенностей применения в медицинском вузе современных методик обучения на основе студент-центрированного подхода. Авторы выделили преимущества студент-центрированного подхода, уделив внимание и некоторым трудностям, с которыми могут столкнуться преподаватели и студенты при переходе на данную модель организации обучения. Затрагивается также тема академической этики, выделяются основные её элементы и подчеркивается важность соблюдения этических норм и правил преподавателями и студентами.
Целью данной работы выступает исследование аксиологических оснований и нравственного содержания современной биоэтики как интегральной науки и области междисциплинарных исследований, а также анализ современных биомедицинских технологий в контексте их гуманистического и трансгуманистического содержания. При проведении исследования были использованы методы логико-философского анализа, методы эмпирического уровня, принципы объективности и гуманизма. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что современная биоэтика является сложным и многоаспектным феноменом, имеющим в своём основании безусловную гуманистическую идею, но в своём развитии претендует на трансгуманистический поворот и нравственную деградацию.
Цель исследования рассмотреть влияние волонтерства на формирование этического мировоззрения будущего врача. Волонтёрская деятельность в России в настоящее время стала популярна и востребована. Мотивацией для начала волонтерской деятельности у молодежи становится желание общаться и самореализовываться, находить новые знакомства, узнавать мир, жажда полезной, благородной и благодарной деятельности. В данной статье рассмотрены проблемы этики в теоретическом измерении и практики волонтерства, связанные с образовательной средой и с организацией добровольческой деятельности в медицинском ВУЗе. Использованы методы описания, сравнения, анализа, синтеза.
Врач - это одна из трёх государствообразующих профессий. Врачи - здоровье нации, юристы - правосознание нации, общественный порядок и покой, учителя - будущее нации. Врачебная деятельность носит максимальный характер в силу того, что только врачи допускаются непосредственно к контролю жизненных функций организма человека. К тому же, на враче лежит ответственность не только за здоровье каждого пациента в отдельности, но и за здоровье всех представителей государства. И эта ответственность каждого отдельного врача складывается в общую профессиональную ответственность. Потому в ВУЗах медицинского профиля студентам всегда преподают такие специальности как основы общественного здравоохранения или его организации.
В статье анализируются «мы»-высказывания в разных ситуациях речевой коммуникации врачей: общении врача с пациентом, родственниками пациента или его представителями, публичных выступлениях врача, выполняющего различные социальные и профессиональные роли. Раскрывается коммуникативная функция «мы»-высказываний как повышающих комплаенс, усиливающих позитивную траекторию взаимодействия.
Издательство
- Издательство
- МНШУР
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141980, Московская обл., г. Дубна, ул. Университетская, д. 19, к. 1, оф. 428
- Юр. адрес
- 141980, Московская обл., г. Дубна, ул. Университетская, д. 19, к. 1, оф. 428
- ФИО
- Кузнецов Олег Леонидович (Руководитель)
- E-mail адрес
- school@yrazvitie.ru
- Контактный телефон
- +7 (496) 2166109