Целью статьи является экспериментальная апробация модели воспитания гражданственности подростков в общеобразовательных учреждениях на основе социально-педагогического наследия К. И. Подымы (1946-2013), чья активная гражданская, социально-педагогическая деятельность пришлась на вторую половину 60-х годов прошлого столетия - нулевые годы нашего века. Педагогическая апробация данной модели осуществлялась с помощью программы внеурочной деятельности «Клуб «Шхуна добрых дел» в МБОУ гимназии № 4 г. Новороссийска. Базовой основой программы явилась концепция гражданско-патриотического воспитания подростков и юношества К. И. Подымы, включающая в себя элементы коммунарской методики И. П. Иванова и педагогики сотрудничества С. Л. Соловейчика. Экспериментальная проверка модели гражданско-патриотического воспитания подростков на основе социально-педагогического наследия К. И. Подымы подтвердила ее эффективность. Полученные данные позволяют прогнозировать возможность внедрения педагогической модели воспитания гражданственности подростков на основе духовно-нравственного, социально-педагогического наследия К. И. Подымы в систему школьного образования с целью эффективного формирования и укрепления духовно-нравственных, гражданско-патриотических ориентиров подрастающего поколения.
Статья посвящена анализу состояния гражданско-патриотического воспитания молодежи в контексте современных социально-педагогических вызовов. Актуальность статьи определяется наличием серьезных противоречий в гражданско-патриотическом воспитании молодежи, обусловленных доминированием в настоящее время инструментально-технологической основы российского образования над его идеальной, духовно-нравственной сферой. В качестве предмета исследования анализируется продолжение идей педагогики общей заботы И. П. Иванова, педагогики сотрудничества С. Л. Соловейчика в социально-педагогическом наследии К. И. Подымы и разработка на этой основе собственной авторской (К. И. Подымы) концепции гражданско-патриотического воспитания подростков и юношества. Данная концепция с успехом применялась К. И. Подымой в 60-90-е годы прошлого столетия в деятельности созданного им в Новороссийске литературно-патриотического клуба для подростков и юношей «Шхуна ровесников». Авторы рассматривают педагогическое наследие К. И. Подымы в аспекте преемственности для современной социально-педагогической практики воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающих поколений, актуальное в контексте идей суверенизации страны и опоры на ценностные основания российской культуры.
Проведено исследование номинативных процессов в современных терминосистемах. В ходе обзора работ выявлено противоречие между когнитивной природой транстерминологизации и ограниченным потенциалом структурного подхода к ее исследованию. В качестве материала исследования выступают транстерминологизированные единицы терминологии вспомогательных репродуктивных технологий, извлеченные из современных научных статей и монографий. Утверждается, что предметная область вспомогательных репродуктивных технологий попадает под «зонтик» глобальной области знания — биоэтики, регулирующей отношение всех форм живого и любых технологий. Подчеркивается, что в область вспомогательных репродуктивных технологий вовлекаются дополнительные концептуальные структуры — финансовые, правовые, морально-этические, которые, как и в биоэтике, предназначены для регуляции влияния науки и технологий. Для изучения транстерминологизации используются методы когнитивной семантики, такие как фреймовый анализ и моделирование концептуальной интеграции. Доказано, что транстерминологизация — это лингвокогнитивный феномен, имеющий место во вторичных терминосистемах комплексных отраслей знания и проявляющийся активными лексико-семантическими процессами как в привлеченных терминах, так и в единицах адаптирующей терминосистемы.