Публикации автора

ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО И КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ АВТОХТОННОГО НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В СЕРЕДИНЕ XIX В. (2025)

В статье раскрывается проблема, связанная с переходом традиционного хозяйства горцев Северного Кавказа к капиталистическому способу производства. Показаны перспективы внедрения рыночной экономики в местный уклад, ориентированный на удовлетворение потребностей замкнутого общества, жившего в условиях натурального хозяйства. Анализируются тенденции экономического развития народов региона, позволяющие видеть зарождение таких изменений, отражавшихся не только на деятельности местных сообществ, но и на трансформации менталитета жителей края. Постепенно преодолевались предубеждения, связанные с торговой деятельностью, считавшейся «постыдной» с точки зрения воинской культуры. Власти всячески приветствовали и поощряли такие изменения. Демонстрируется наличие специализации в выполнении определенного вида работ. Выясняются причины, ограничивающие возможности традиционных горских видов хозяйственной деятельности адаптироваться к новым историческим вызовам.

Издание: ВЕСТНИК АРМАВИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Середина Ирина Вадимовна
Сохранить в закладках
«Все стали смотреть на вещи совершенно иначе»: сопротивление новому мировоззрению и мироустройству части горского населения Северного Кавказа во второй половине XIX века в контексте «революции повседневности» (2025)

Введение. В работе анализируется реакция горцев Северного Кавказа на происходящие процессы изменения их повседневности, которые можно считать революционными. Для части населения они были неприемлемы и вызвали разные формы отторжения. Были выбраны различные способы отрицания нового мировоззрения и мироустройства– от пассивного отрицания до вооруженного сопротивления.

Материалы и методы. В статье на основании общенаучных методов анализа и синтеза, системно-структурного метода реконструируется целостная картина явления, обозначаемого как «революция повседневности». Акцент делается на сопротивлении данному процессу со стороны части северокавказского общества.

Анализ. Автор, положив в основу применяемые способы сопротивления имперскому миропорядку, выделил несколько условных социальных групп, которые отличаются друг от друга своим неприятием «революции повседневности», последовавшей за капиталистической модернизацией. Наименее склонная к компромиссу часть населения выберет для себя исход с земли предков. Другие предпочтут с оружием в руках продолжить сопротивление и будут противопоставлять «европейскому» образу жизни свою мусульманскую альтернативу. Ещё одну группу составят одиночки-маргиналы, известные как абреки, которые стремились отстаивать собственный образ жизни в борьбе с государством. Уместным видится добавить к этим протестным сообществам ещё и революционеров-народников из числа образованной горской молодёжи. Они также критиковали происходящие изменения с позиции сторонников социалистических идеалов.

Результаты. Реакция на происходящие изменения привела к расколу горского общества. Для одних наступившая эпоха капиталистической модернизации стала шансом к улучшению имущественного и социального статуса, а другие, напротив, утратили былые привилегии и уверенность в завтрашнем дне. Вызовы «революции повседневности» спровоцировали устойчивые протестные настроения, которые разделялись немалой частью местных жителей. Одни однозначно противились покушениям на «старину», другие были возмущены не самими новациями, а тем, что не могли в должной мере воспользоваться ими. Были и те, кто отстаивал идеалы социальной справедливости, а потому капиталистическая «революция повседневности» трактовалась ими в негативном ключе.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Том 12, № 2 (2025)
Автор(ы): Середина Ирина Вадимовна
Сохранить в закладках