Исследуется содержание продовольственной политики большевиков на Кубани и Черноморье в переходный период от военного коммунизма к новой экономической политике в начале 1920-х годов. При написании статьи применялись историко-генетический, ретроспективный методы и коммуникативный подход. Привлечены различные виды письменных источников, материалы партийных и советских органов власти. Отмечается, что переход к новым средствам сбора продовольствия и формирования новых земельных отношений в казачьем регионе приобретал затяжной характер. Показано, что активное использование в практике большевиков военно-коммунистических методов руководства способствовало росту сопротивления со стороны сельского населения. Авторы утверждают, что вооружённое противостояние сельского населения налоговой политике усиливало репрессивные меры со стороны РКП(б). Подчёркивается, что отсутствие политического согласия в регионе с преобладающим товарным хозяйством требовало поиска компромисса. Выявлено, что он был достигнут за счёт военного доминирования советской власти. Установлено, что земельный вопрос на этом этапе взаимодействия большевиков и сельского населения не имел приоритетного значения и уступал продовольственному вопросу. Авторы приходят к заключению, что к 1924 году, когда окончательно разрешился военный конфликт, была предпринята очередная попытка установить диалог между властью и сельским населением с учётом экономических интересов последнего.
Введение. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что опыт подготовки, обучения, формирования кадрового потенциала власти в условиях реформ 1920-х гг. востребован современной Россией. Он позволяет, обратившись к историческому опыту, определить основные приоритетные направления в подготовке управленцев способных работать и принимать решения в условиях ограниченных ресурсов. Целью статья является анализ состоянии партийных организаций регионов Северного Кавказа, которые в 1920-х гг. были единственными источниками формирования кадрового потенциала Советской власти. От их качественно состава, а именно от уровня грамотности, управленческого опыта зависел успех реформ.
Материалы и методы. Исследование основано на принципах объективности, детерминизма, историзма и системного подхода. Использованы историко-системный и сравнительно-исторический методы.
Анализ. После победы большевиков в гражданской войне в высшем политическом руководстве Советской России сложилось устойчивое понятие о возможности построения социализма с активным использованием военно-коммунистических методов. Практическое их применение привело к очередному ветку противостояния в обществе, которое закончилось временным компромиссом с крестьянством и началом реализации экономических и политических реформ, вошедшая в историю как новая экономическая политика, а затем и социалистическая модернизация. В ходе начатых реформ правительство страны и РКП(б)–ВКП(б) столкнулось с серьёзной проблемой дефицита подготовленных управленческих кадров как для экономики, так и для политической системы. Основным источником кадрового пополнения стали первичные, региональные организации РКП(б)–ВКП(б) на местах. Однако их потенциал на региональном уровне был ограничен, члены партии коммунистов не всегда были подготовлены для профессионального исполнения своих обязанностей, что постоянно формировало конфликт в обществе.
Результаты. В ходе исследования мы пришли к выводу, что кадровая политика большевиков, основанная на принципах однопартийности и приоритета представительства коммунистов во всех органах и уровнях власти, препятствовало успешному проведению реформ, способствуя развитию коррупции, росту должностных преступлений и привилегий.
Введение. Настоящая статья посвящена актуальной теме формирования модели взаимоотношения большевиков с российским крестьянством в условиях экономического и военно-политического кризиса начала 1920-х гг. Рассматриваемый вопрос приобретает не только теоретическую, но и выраженную практическую значимость. В условиях современных перманентных реформ важной задачей становится разработка оптимальной стратегии взаимодействия государства и общества. Возможность обратиться к историческому опыту позволяет избежать повторения конфронтационных сценариев, а с другой стороны, использовать апробированный опыт преодоления кризиса взаимоотношений. Историография вопроса весьма обширна и в своём развитии прошла четыре основных этапа: первый – 1920-е – 1930-е гг., второй – 1930-е – первая половина 1950-х гг.; третий – середина 1950-х – 1980-е гг. и четвёртый – вторая половина 1980-х гг. – по настоящее время, для которых характерна зависимость исследователей от политической конъюнктуры, складывающейся в стране.
Материалы и методы. Исследование основано на новых документальных источниках, содержащихся в федеральных и региональных архивах, которые позволяют изучить процесс формирования внутренней политики большевиков в аграрном регионе. В ходе исследования использованы ретроспективный, проблемно-хронологический методы, а также сравнительно-исторический и системноструктурный подходы.
Анализ. Советская Россия в начале 1920-х гг. пережила военно-политический кризис. Логика и содержание внутренней политики РКП(б) была сведена к удержанию власти и подавлению сопротивления части сельского населения, активно выражавшее своё несогласие.
Результаты. В ходе исследования мы пришли к следующим выводам, что в период нэпа, эволюция внутренней политики большевиков в отношении сельского населения зависела от результатов продовольственной, земельной политики и выборов в советы, но при этом элементы военного коммунизма присутствовали во всех сферах общественной и экономической жизни.