В статье рассматриваются создание и механизмы апробации Центра по историческому просвещению в системе основного образования на площадке образовательной организации. В качестве стратегических задач создания Центра стоит формирование ресурсного пространства для сохранения исторической памяти и развитие просветительской деятельности обучающихся. Особенностями формирования Центра выделены: организация внеурочной деятельности и разработка дополнительных общеобразовательных программ, подготовка образовательных событий заданной тематики, апробация системы культурно-массовых мероприятий. Отличительной чертой Центра является его позиционирование как части экосистемы образовательной организации. Представлена концептуальная схема структуры Центра и его функциональных частей. Представленная модель может быть использована в качестве теоретико-методологической основы для проектирования образовательных событий, а также для разработки моделей центров исторического просвещения. Материалы позволяют в дальнейшем оценивать выбор путей духовно-нравственного развития обучающихся через реализацию функциональных результатов обучения, а также посредством продуктивных и практико-ориентированных форм обучения. Отдельным направлением Центра можно считать вовлечение в экосистему образовательной организации социальных партнеров и медиасреды для расширения просветительских задач.