Введение. В статье рассматривается специфика когнитивной деятельности обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) в ходе освоения естественно-научных дисциплин, в том числе в процессе выполнения математических заданий. Обосновывается необходимость дифференцированного подхода в обучении, учитывающего особенности когнитивной сферы данной категории детей для повышения возможностей каждого ученика в освоении программного материала. Выявляются категории ошибок и трудностей, отражающие специальные проблемы, возникающие в учебной деятельности у детей с РАС и требующие системной педагогической работы. Материалы и методы. Теоретическая часть исследования основана на анализе научных публикаций, посвященных особенностям освоения учащимися с РАС естественных наук. Приводятся данные собственного эмпирического исследования, основанного на анализе результатов годовых контрольных работ по математике, выполненных учащимися с РАС, обучающимися в четвертых, шестых и восьмых классах общеобразовательной школы. Рассмотрены работы 55 учащихся с РАС в возрасте от 11 до 16 лет, обучающихся по варианту адаптированной образовательной программы 8.2, предназначенной для детей с РАС, не имеющих интеллектуальных нарушений. Материалами исследования были также данные анкет для педагогов, проводивших контрольные работы. Таким образом, исследование основано на обобщении данных научной литературы, а также на количественном и качественном анализе результатов, полученных эмпирическим путем. Результаты исследования. Обобщение данных современных исследований позволило выделить две основные категории когнитивных проблем, характерных для детей с РАС, которые необходимо учитывать при их обучении естественно-научным дисциплинам: трудности, связанные с несформированностью исполнительных функций, и трудности, обусловленные дефицитами вербального понимания и социального восприятия. Проблемами этих двух категорий обусловлена почти половина ошибок, допущенных учащимися с РАС в контрольных работах по математике. В статье приводятся основные виды ошибок каждой категории. Кроме того, результаты эмпирического исследования показали, что доля ошибок, связанных с дефицитами исполнительных функций, снижается на протяжении обучения, так же как и доля «неспецифических» для детей с РАС ошибок, связанных с недостаточностью знаний и вычислительных навыков. При этом доля ошибок, обусловленных дефицитами вербального понимания и социального восприятия, год от года увеличивается. Обсуждение и заключения. Данные эмпирического исследования, основанного на оценке ошибок и трудностей при выполнении учащимися с РАС контрольных работ по математике, позволили проанализировать их специфику и отнести к разным категориям. При этом трудности одной из выявленных категорий, связанные с дефицитами вербального понимания и социального восприятия, оказались наиболее устойчивыми и, соответственно, требующими особого внимания педагогов на всех этапах обучения детей с РАС. С помощью обобщения и анализа данных, полученных при анкетировании учителей, проводивших контрольные работы, удалось наметить комплекс способов и приемов, направленных на системную проработку проблем, связанных с особенностями когнитивной деятельности детей с РАС в процессе освоения естественно-научных дисциплин. Результаты исследования свидетельствуют о наибольшей актуальности методов и приемов, направленных на улучшение вербального понимания и социального восприятия, так как именно эти специфические для учащихся с РАС проблемы выступают в нашем исследовании как наиболее устойчивые к педагогическим воздействиям.
Введение. В статье приводятся обоснования необходимости создания специальных образовательных условий для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) в процессе освоения предметов естественно-научного цикла, в частности – физики, в основной школе. На основании анализа научных публикаций рассматриваются психосоциальные особенности и особые образовательные потребности данной категории учащихся на уровне основного общего образования. Определяются специальные условия проведения учебных занятий и практических работ по физике, а также условия проведения оценочных процедур при реализации федеральной рабочей программы основного общего образования «Физика» для обучающихся с РАС.
Материалы и методы. Основой исследования является системно-деятельностный подход, на котором базируется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности – школьников с РАС. Материалами исследования стали научные публикации, в которых отражены особенности психосоциального развития и особые образовательные потребности детей с РАС, обучающихся в основной школе. Исследовательским методом послужил анализ научных публикаций и нормативных документов, в частности – адаптированной образовательной программы основного общего образования для данной категории учащихся. Результаты анализа научных публикаций были обобщены и структурированы по нескольким направлениям, что позволило формализовать и последовательно представить специальные образовательные условия изучения естественно-научных предметов для школьников с РАС на уровне основного общего образования.
Результаты исследования. На основании анализа особенностей психосоциального развития и особых образовательных потребностей обучающихся с РАС на уровне основного общего образования определены и обоснованы специальные условия проведения учебных занятий и практических работ с данной категорией учащихся в основной школе на уроках физики. Описание специальных образовательных условий структурировано по следующим разделам: пространственно-временные условия, материально-технические, учебно-дидактические, психолого-педагогические и кадровые. В такой же систематике описаны специальные условия проведения оценочных процедур при реализации федеральной рабочей программы основного общего образования «Физика» для обучающихся с РАС.
Обсуждение и заключения. В статье обоснована необходимость создания специальных образовательных условий при изучении предметов естественно-научного цикла, в частности – физики, в основной школе для учащихся с РАС даже в том случае, если они обладают парциальной одаренностью в области естественных наук. Специальные образовательные условия описаны и систематизированы по нескольким разделам, что будет содействовать их реализации в практической деятельности педагогов – преподавателей физики. Обсуждается перспектива исследования, связанная с апробацией выявленного комплекса специальных образовательных условий и экспертной оценкой практиков – учителей физики, работающих в условиях инклюзии в основной школе.