Публикации автора

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (2025)

В настоящее время существуют противоречивые данные о роли тех или иных психофизиологических механизмов в формировании внутренней картины здоровья (ВКЗ) детей старшего дошкольного возраста. Более того, нет единого представления о возможностях скриниговой диагностике уровня ВКЗ детей. Именно поэтому целью нашего исследования стало выявление с одной стороны связи между особенностями внутренней картины здоровья с параметрами вариабельности кардиоритма, а также с особенностями исполнительных функций детей, а с другой, изучение возможностей использования методики «Экспресс-диагностика ребенка», как метода скрининг-диагностики особенностей ВКЗ старших дошкольников. В исследовании приняли участие 100 детей старшего дошкольного возраста. Особенности ВКЗ выявлялись при помощи методик: «Экспресс-диагностика ребенка», модифицированный опросник «Отношение к здоровью, модифицированный опросник «Самочувствие, активность настроение», методика «Здоровье и болезнь». Изучение психофизиологических предикторов ВКЗ включало исследование особенностей рабочей памяти при помощи методики «Интерференция», и особенностей вариабельности кардиоритма при помощи программно-аппаратного комплекса «ОМЕГА-М». По результатам исследования установлено, что данные по методике экспресс-диагностики связаны с уровнем ВКЗ детей. Выявлено, что у дошкольников преобладает высокий уровень эмоционального компонента, средний и высокий уровень когнитивного компонента, высокий уровень ценностно-мотивационного и поведенческого компонентов ВКЗ. В структуре внутренней картины здоровья можно выделить два фактора, каждый из которых по-своему раскрывает особенности ВКЗ дошкольников. Обнаружено, что дети с низким уровнем внутренней картины здоровья демонстрируют наибольшие показатели интерференции памяти. Показана взаимосвязь внутренней картины здоровья, интерференции рабочей памяти и особенностей вариабельности кардиоритма детей. В ситуации беседы о здоровье выявлено, что чем лучше ребенок представляет, что такое здоровье, тем ниже централизация управления кардиоритмом, и тем выше влияние парасимпатического отдела автономной нервной системы на кардиоритм.

Издание: ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Выпуск: № 2 (70) (2025)
Автор(ы): Добрина Екатерина Владимировна, Филатова Ирина Юрьевна, Добрин Александр Викторович
Сохранить в закладках