Цель статьи - описать результаты исследования проблемы формирования профессионально-личностных характеристик современного учителя иностранного языка; выявить причины деформации его образа и предложить рекомендации по воспитанию студентов педагогического направления в языковом вузе, обеспечивающие повышение эффективности профессионально-личностного формирования современного учителя как субъекта своей жизнедеятельности.
Методология и методы исследования. Методологическую базу исследования составляет образовательная концепция гуманизации обучения и воспитания (Малинин, 2024; Прибылова, 2023; Сороковых, 2024), основанная на следующих научных подходах: аксиологическом (Гальскова, 2023; Сластёнин, 2024; Старицына, 2019; Языкова, 2023), личностно-ориентированном, специфика которого заключается в «пристальном интересе к развитию личности и индивидуальности обучаемого» (Прибылова, 2023). Вышеперечисленные концепции, подходы и идеи позволяют в комплексе рассмотреть проблему формирования ценностных доминант в многоликом образе современного учителя как симбиозе лингвокультурологических, методических, социальных компетенций, направленных на развитие способностей обучать, воспитывать, развивать и социализировать школьников всех категорий. В статье используются теоретические методы: анализ лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы, связанной с профессионально-личностным формированием образа современного педагога, а также эмпирические методы (опросы, анкетирование, беседа).
Результаты. Состоялся Международный Форум (декабрь 2024 г.), в рамках которого был представлен многоликий образ современного учителя, выявлены проблемы искажения его канонического образа; раскрыты ценностные смыслы, которые доминируют у будущего педагога; на основе проведённого анкетирования студентов педагогических вузов в разных регионах страны (Москва, Курск, Челябинск и др.), установлены проблемы, связанные с его негативной трансформацией; проанализирован опыт зарубежных коллег в подготовке учителя иностранного языка, который может быть полезен и учтён в отечественном профессиональном образовании; на основе теоретического анализа причин деформации ценностных доминант будущего педагога, предложены рекомендации по воспитанию студентов педагогического направления в языковом вузе, направленные на формирование у них аксиологических ценностей.
Теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна представленной работы заключается в комплексном подходе к проблеме формирования ценностных доминант у будущего учителя, в подготовке и проведении научного форума, в рамках которого обсуждены вопросы, посвящённые проблеме многоликости современного педагога, определены социализирующие и акмеологические стратегии формирования личности будущего педагога и даны рекомендации по дальнейшему разрешению накопившихся вопросов по данной теме.
Выводы. Проблема формирования аксиологических основ профессионально-методической подготовки будущего учителя на сегодняшней день остаётся важной и необходимой, требующей комплексного подхода к её разрешению. Вопросы создания ценностных доминант в образе современного педагога включают важные аспекты: профессиональные ценности, морально-этические, использование инновационных технологий как основы ценностного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.
В статье рассматривается имидж педагога, который играет ключевую роль в восприятии учителя как профессионала. Цель данной статьи заключается в анализе основных компонентов имиджа педагога, включая внешний вид, речевую и методическую культуру, а также использование тайм-менеджмента и тайм-хакинга в образовательной деятельности. Актуальность темы связана с необходимостью формирования у будущих учителей общечеловеческих ценностей и компетенций, которые в значительной мере определяют их профессиональный образ. Исследование подчеркивает, что хороший внешний вид и грамотное общение способствуют созданию доверия у учеников, тогда как методическая культура и эффективное планирование рабочего времени повышают уровень профессионализма педагога. Экологическая лингвообразовательная среда также рассматривается как важный компонент имиджа, способствующий формированию экологической грамотности у обучающихся. В статье также подчеркивается важность имиджа педагога для повышения качества образования и создания благоприятной образовательной среды. Результаты могут быть использованы для подготовки будущих педагогов и совершенствования профессионального развития действующих учителей.