Публикации автора

СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ КАК ЦЕННОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗА «Я» В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ (2025)

Актуальность. Исследование связи карьерной ориентации «служение» с комплексом социально-психологических особенностей личности студентов медицинского вуза позволяет выявить ценностные составляющие образа «Я» в структуре профессиональной Я-концепции у будущих врачей.

Цель: изучение связи социально-психологических особенностей и выраженности карьерной ориентации «служение» у студентов медицинского вуза. Предположительно, наличие связи карьерной ориентации «служение» с комплексом социально-психологических характеристик, отражающих особенности реализации межличностного взаимодействия, стилей саморегуляции, ценностных составляющих профессиональной деятельности, актуализации эго-позиций в условиях межличностного взаимодействия. Участники: студенты 1–4-го курсов Ставропольского государственного медицинского университета (N = 1540, из них 1200 девушек и 340 юношей; средний возраст M = 20,36 лет, SD = 6,72). Методы (инструменты): методика изучения мотивации профессиональной карьеры (Э. Шейн в адаптации В. А. Чикер) применялась для обнаружения ценностных составляющих профессиональной деятельности и выявления выраженности карьерной мотивации «служение»; опросник «Контроль за действием» (Ю. Куль в адаптации С. А. Шапкина), позволяющий обнаружить особенности проявления волевой регуляции при планировании действий, при их реализации и при неудаче; опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова, Н. Г. Кондратюк) для выявления стилей саморегуляции и выраженности ее общего уровня; опросник межличностных отношений (В. Шутц в адаптации А. А. Рукавишникова) для диагностики коммуникативных особенностей личности; тест «Определение ролевых позиций в межличностных отношениях» (Э. Берн) с целью выявления доминирующих эго-позиций, актуализируемых в условиях межличностного взаимодействия.

Результаты: карьерная ориентация «служение» у студентов-медиков связана с особенностями осуществления межличностного профессионального взаимодействия, саморегуляции, карьерной мотивации. Основные выводы: у студентов-медиков карьерная ориентация «служение» может актуализироваться в единстве с такими ценностными составляющими образа «Я», как значимость проявления участия к людям, сопереживание их проблемам, желание быть причастными к группе, способность к использованию много вариативных стратегий межличностного взаимодействия и стилей саморегуляции. Практическая значимость. Профессиональная социализация личности при освоении профессии врач может быть ориентирована на формирование ценностных составляющих образа «Я-профессионал», проявляющихся в системе ценностных ориентиров и определяющих цели и средства карьерной самореализации.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Выпуск: Т. 14 № 1 (53) (2025)
Автор(ы): ЕНИН ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ
Сохранить в закладках
КАРЬЕРНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ" КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ РОЛИ ВРАЧА СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (2024)

Введение. В статье отражены результаты исследования, позволившего выявить связь субъектных свойств личности и выраженность карьерной ориентации, проявляющейся в желании улучшать свои знания и умения в выбранной сфере у студентов медицинского вуза. Сформированность изучаемой карьерной мотивации может быть важным фактором, определяющим успешность освоения ролевого профессионального поведения будущими врачами.

Теоретический анализ. В современных исследованиях делается акцент на значимости сформированности карьерной ориентации «профессиональная компетентность» для успешного освоения навыков студентами-медиками, но не раскрываются особенности ее взаимосвязи со структурными компонентами субъектной организации личности в условиях межличностного взаимодействия.

Эмпирический анализ. Обнаружены связи между мотивацией к самосовершенствованию в выбранной профессиональной деятельности, способностью к осуществлению самоконтроля в условиях коммуникации, а также проявляемыми эго-позициями в общении и стилями саморегуляции.

Заключение. Сформированность карьерной ориентации «профессиональная компетентность» может быть важным фактором успешного освоения профессионального ролевого поведения студентами-медиками при условии актуализации субъектных свойств в условиях межличностного взаимодействия: волевой регуляции поведения, оптимального сочетания требуемого и проявляемого поведения в общении, использования оптимальных стилей саморегуляции и стратегий взаимодействия.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Выпуск: Т. 24 № 3 (2024)
Автор(ы): ЕНИН ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ
Сохранить в закладках