Цель статьи – на примере отдельной кампании войны за испанское наследство (1701–1714) выявить особенности западноевропейского военного искусства начала XVIII в. Исследован до сих пор не отраженный в отечественной историографии эпизод западноевропейской истории эпохи династических войн и соперничества правящих монархических домов. В центре исследования – боевые действия в Савойе в 1704 г. и их отражение в военной переписке Людовика XIV, военного министра Шамийяра с французским командованием в Пьемонте и Савойе. В статье представлены такие черты западноевропейского военного искусства, как «кабинетный» механизм управления войсками, ограниченность оперативных целей, позиционный характер стратегии, отказ от решительных форм в пользу пассивного методизма, приверженность к осадной войне, возрастание роли инженерного обеспечения и логистики.
Объектом исследования является военное искусство периода войны за испанское наследство (1701-1714 гг.). Предметом научного поиска выступают отдельные аспекты военного дела эпохи: разработка замысла и определение плана кампании, стратегия и тактика ведения боевых действий, формы и методы достижения оперативных целей. Автор уделяет особое внимание роли маневра и полевого боя, а также обеспечению надежной логистики и линий сообщения между войсками и тылом. Целью статьи является выявление особенностей европейского военного искусства начала XVIII века. В центре статьи - боевые действия между франко-испанской армией герцога Ж. Вандома и имперскими войсками Евгения Савойского в Северной Италии летом - осенью 1705 года. Методологической базой исследования выступает историко - системный подход, который предполагает анализ объекта исследования, как целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Методологической базой исследования выступает историко - системный подход, который предполагает анализ объекта исследования, как целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Научная новизна заключается в том, что в статье с привлечением мемуарно-эпистолярных и военно-исторических источников представлена отдельная военная кампания, до сих пор не нашедшая отражения в отечественной историографии. В результате исследования автор пришел к выводу, что в военных действиях в Ломбардии в 1705 г. проявились как типичные, так и специфические черты военного искусства эпохи. Особенность проявилась в активном решительном характере военных действий, в настойчивости и целеустремленности таких военачальников, как герцог Л.-Ж. Вандом, принц Евгений Савойский. Типичными чертами стали склонность к сковывающему методизму и шаблону в управлении, доминирование логистики над оперативными задачами, преобладание маневрирования на коммуникации противника над полевым сражением, позиционный характер войны.