Публикации автора

ЛИЧНОСТНО ОБУСЛОВЛЕННЫЙ КОНТЕНТ ДОБРОТЫ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ИНТЕРАКЦИЙ (2024)

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном техногенном мире доброта требует особого внимания, поскольку выступает тем даром, который способствует сохранению человеческого в человеке, противостоит обесцениванию и обезличиванию человеческой индивидуальности, объединяет людей на основе глубоких духовных ценностей, помогает им развиваться и самосовершенствоваться через расширение социальных связей и активизацию цепочек просоциальности.

Цель: выявить личностную специфичность проявления доброты в межличностных отношениях в зависимости от ее доминирующего режима. Гипотеза: субъективный опыт переживания и проявления доброты в интерперсональном взаимодействии определяет ее контент и специфику вербальных референтов. Участники: студенты (N = 75) СГУ им. Н. Г. Чернышевского (Саратов) в возрасте от 20 до 22 лет (M = 21,48; SD = 1,12), 83% – девушки. Методы (инструменты): прототипическая методика для описания структуры социального представления о доброте (П. Вержес); семантический дифференциал для характеристики семантического пространства конструкта «добрый человек» (Ч. Осгуд); методика для определения доминирующего режима доброты (D. E. Youngs, M. A. Yaneva, D. V. Canter); тест для диагностики индекса самоактуализации (Э. Шостром, адаптация A. Jones, R. Crandall); опросник поведенческой активности для определения ее типа (Л. И. Вассерман и Н. В. Гуменюк).

Результаты: выявлена структура социального представления о доброте, сконструировано семантическое пространство конструкта «добрый человек», выделены три группы, различающиеся по отношению к себе и Другому, режимам доброты, представлениям о доброте, поведенческому рисунку и специфике вербальных референтов.

Выводы. Реконструирован инвариантный смысл понятий «добро» и «доброта» в разных языковых картинах; акцентировано внимание на интерсубъектной (забота о Другом) и интрасубъектной (забота о себе) психологической ориентации доброты, связанной с ответственностью личности за настоящее и будущее свое и Другого; обнаружена тенденция к одностороннему пониманию доброты, сведение ее к помогающему поведению и отождествлению с должной заботой о Другом; установлено, что субъективный опыт переживания и проявления доброты в межличностном взаимодействии определяет тип режима доброты и специфику вербальных референтов. Практическая значимость. Результаты исследования могут использоваться в консультативной и тренинговой психологической практике.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Выпуск: Т. 13 № 1 (49) (2024)
Автор(ы): РЯГУЗОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках
ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ОДАРЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ: РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СУБЪЕКТНОСТИ (2025)

Актуальность исследования обусловлена запросом общества на выявление и поддержку одаренных людей, представляющих собой неотчуждаемый капитал и ресурс его инновационного развития, а также важностью определения детерминант и механизмов одаренности в онтогенетическом, социокультурном и социально-психологическом контекстах. Представлен анализ трансформационной одаренности личности, которая предполагает устойчивую амплификацию природного дара, уровня мастерства и самосовершенствования, артикуляцию нового профессионального видения, создание новаторского языка, продуктивное воздействие на профессиональное преобразование Других и конструктивное влияние на культуру в целом.

Цель: выявление многомерных доминантных динамических личностных образований, выступающих необходимой основой для трансформации таланта личности в преобразующую одаренность в рамках определенного социокультурного хронотопа. В качестве исследовательского кейса трансформационной одаренности предлагается «архитектура жизни» Константина Степановича Мельникова – выдающегося русского архитектора мирового уровня, новатора, значительно опередившего время, предложившего новый взгляд на смысловое наполнение архитектуры и ее философию, пережившего «золотой сезон» своего триумфа и десятилетия забвения. Феноменологический анализ проводится на основе нарративов самого Мельникова, через реконструкцию его субъективных репрезентаций и понимания себя и мира.

Результаты: выявлены два важнейших интрапсихических регулятора трансформационной одаренности, которые выступают необходимой основой превращения ресурса дарования в трансформационную одаренность – устойчивая профессиональная идентичность, связанная с глубокой вовлеченностью и субъективной удовлетворенностью выбранной ролью и сформированным духовно-ценностным отношением к профессии; субъектность, определяющая уровень самоуправления и жизнетворчества личности в социальной среде.

Выводы: для достижения синергетического эффекта от интеграции профессиональной идентичности и субъектности личности как необходимых предпосылок трансформационной одаренности важен социокультурный контекст, в рамках которого создаются условия для ее проявления и амплификации, а сама одаренная личность выступает субъектом культуры. Практическая значимость: результаты теоретической рефлексии могут служить основой для разработки технологий психологического сопровождения одаренной личности, фасилитации ее субъектности и формирования устойчивой профессиональной идентичности.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Выпуск: Т. 14 № 1 (53) (2025)
Автор(ы): РЯГУЗОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках
ДОБРОТА И СОСТРАДАНИЕ В ОПТИКЕ НОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НОРМАЛЬНОСТИ (2024)

Во Введении обосновывается актуальность изучения режимов просоциального поведения в условиях новой психологической нормальности, обусловленных информатизацией и цифровизацией общества, сломом привычных поведенческих алгоритмов в период пандемии, корректированием правил и норм взаимодействия.

Теоретический анализ и проведенные ранее исследования позволяют дифференцировать сострадание и доброту с точки зрения мотивов, целей и результатов просоциального поведения: если сострадание связывается с эмпатическим подключением, сочувствием, резонансной со-настройкой с Другим, предоставлением ему собственных ресурсов, то доброта трактуется как добровольное принятие ответственности за настоящее и будущее Другого через мобилизацию его ресурсов.

Эмпирический анализ. Цель – изучение сострадания и доброты как разных режимов просоциального поведения с точки зрения их типичности и значимости в поведенческом репертуаре современных студентов, возможности адекватного распознавания в зависимости от локализации Другого на шкале «Знакомый – незнакомый». Участники: студенты-психологи (N = 76; M = 24,4; SD = 9,5). Методы: опрос и психологическое тестирование с помощью шкалы сценариев доброты и сострадания (Gilbert P. et al.).

Заключение. Выявлено, что значимость и типичность реализации поведенческих сценариев, построенных с учетом норм просоцального поведения, указывают на их недостаточную приоритетность и востребованность. Установлено, что при более точном распознавании режима доброты сострадание одинаково хорошо идентифицируется в отношении как знакомого, так и незнакомого человека, тогда как доброта лучше распознается относительно знакомого и корреспондирует с альтруистическим инвестированием.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Выпуск: Т. 24 № 3 (2024)
Автор(ы): РЯГУЗОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках
СОСТРАДАНИЕ И ДОБРОТА КАК РАЗНЫЕ СЦЕНАРИИ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ (2024)

Во введении обосновывается актуальность проблемы дифференциации режимов просоциального поведения и определяется основная цель: выявить различия в распознавании и переживании модусов просоциального поведения у студентов-психологов и роли в них субъективного благополучия личности.

Теоретический анализ сострадания и доброты позволил сформулировать гипотезу: эмпирическими референтами различения просоциального сценария доброты, связанного с заботой о будущем Другого и активизацией его психологических ресурсов, и сценария сострадания, направленного на уменьшение негативных переживаний Другого за счет предоставления собственных ресурсов, выступают актуализированные эмоции, а фасилитатором – наличный уровень субъективного благополучия личности.

Эмпирический анализ. Участники: студенты-психологи (N = 76; M = 24,4; SD = 9,5). Методики: шкала сценариев доброты и сострадания (P. Gilbert et al.); методика режимов доброты (D. E. Youngs et al.); методика диагностики субъективного благополучия личности (Р. М. Шамионов, Т. В. Бескова). Выводы. Выявлены различия в распознавании просоциальных сценариев доброты и сострадания; определены эмоциональные маркеры, позволяющие их дифференцировать; обнаружены различия в показателях субъективного благополучия участников с разной способностью к распознаванию доброты и сострадания, установлена значимая связь между сострадательной добротой и компонентами субъективного благополучия.

Результаты могут использоваться в образовательном процессе при формировании профессиональных компетенций студентов-психологов через обучение практикам осознанности, сострадания, самозаботы.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Выпуск: Т. 24 № 1 (2024)
Автор(ы): РЯГУЗОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках
ЗАБОТА ЛИЧНОСТИ О СЕБЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ (2025)

Во введении обосновывается актуальность изучения заботы как доминанты человеческого существования, задающей ему подлинный смысл, и заботы о себе, предполагающей не только осознанное и ответственное отношение к собственному физическому, эмоциональному и психологическому благополучию, актуализацию чувства собственного достоинства, обретение внутренней силы и свободы, духовное развитие, но и заботу о Другом. Теоретический анализ позволяет определить субъекта заботы о себе в контексте триединства: Я-Мир, Я-Другой, Я-Сам и выделить основную структуру заботы о себе, репрезентированную самопознанием, самосовершенствованием, саморегуляцией и самопреобразованием. Эмпирический анализ. Цель эмпирического исследования – построение психологической типологии заботы личности о себе как практики воспроизводства субъективности. Гипотеза: предполагается существование различных типов заботы о себе, заданных конфигурацией доминирующих личностных свойств в контексте триединства: Я-Мир, Я-Другой, Я-Сам. В исследовании принимали участие 94 человека, 24 мужчины и 70 женщин (N = 94; средний возраст = 32,5 ± 12 лет, медиана = 32).

Методы: психологическое тестирование с применением методик диагностики выраженности заботы о себе, теста на стрессоустойчивость, краткого опросника Большой пятерки, а также методы математико-статистической обработки данных (пакет JASP 0.19.2).

Заключение. Забота о себе рассматривается как повседневная духовная работа личности над собственным жизненным проектом, связанная с превращением имеющихся возможностей в активные ресурсы, сопряженная с трудностями, рисками и осознанными усилиями, обусловленная личностными и социально-психологическими характеристиками, включающая в качестве обязательного компонента заботу личности о Другом. Выделено три типа заботы о себе, обладающие высоким объяснительным потенциалом, два из которых предполагают среднюю степень заботы о себе, а один – высокую степень заботы о себе. Установлено, что каждый из сконструированных типов имеет свои преимущества и ограничения. Прикладной аспект исследования заключается в том, что его результаты могут служить основой для разработки диагностического инструментария оценки степени заботы личности о себе, а также технологий фасилитации ее субъектности.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Выпуск: Т. 25 № 1 (2025)
Автор(ы): РЯГУЗОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках