Публикации автора

КОНЦЕПТ «МЯГКАЯ СИЛА»: СПЕЦИФИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ И ЗАДАЧИ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (2025)

В статье анализируются задачи «мягкой силы» в условиях растущей агрессии международных контактов и кризиса дипломатических служб. Обосновано значительное влияние организованной формы «мягкой силы» для достижения внешнеполитических целей без использования военной составляющей. Задачи рассматриваются с позиций силового, инфлюентного, технологического, коммуникативного, конструктивистского, инструментального и ресурсного подходов. На основе анализа текущей политической картины мира предложены примеры форм «мягкой силы». Подчеркнута важность развития межгосударственного мирного конструктивного диалога на основе ресурсов «мягкой силы».

Издание: ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Истомина Ольга Борисовна, ЧИГЛИНЦЕВ ЯН ДЕНИСОВИЧ
Сохранить в закладках
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СЕТЬ В СИСТЕМЕ РЕШЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ (2025)

В статье представлен анализ социальных задач современной модельной библиотечной сети. В основе рассуждений авторские оценки трансформации общественных стратегий, определивших динамику социальных институтов. В фокусе внимания авторов примеры моделей выгод включенности модельной библиотечной системы в социальные практики: формирование повестки развития культуры как основы национальной безопасности, повышение управляемости работы с различными категориями граждан, дополнительные ресурсы для решения текущих административных задач в регионе, развитие сельских территорий через развитие человеческого потенциала во взаимодействии с учреждениями культуры, повышение туристической привлекательности регионов, разработка концепции развития музеев в широком партнерском взаимодействии, интегрированная модель формального и неформального образования в сетевом взаимодействии с учреждениями культуры. Обоснованы значительные потенции модельной библиотечной сети в создании и развитии условий для повышения индекса приверженности населения к территории проживания.

Издание: ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Истомина Ольга Борисовна, СУЛЕЙМАНОВА ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА
Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПТА «МЯГКАЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ (2025)

В статье представлен анализ дефиниций концепта «мягкая сила» с позиций силового, инфлюентного, технологического, конструктивистского, инструментального, ресурсного, романтического подходов. Обоснована потребность развития социально-философского анализа феномена в силу его перспективности как в теоретическом осмыслении, так и в ревитализации дипломатических принципов применения ненасильственных методов и технологий влияния. С позиций социально-философского анализа внесены коррективы в семантическое поле понятия. «Мягкая сила» понимается как стратегический ресурс государства, организации или группы, который выражен комплексом ненасильственных методов и технологий влияния, реализуемых с целью обеспечить расположение объекта воздействия в свою пользу и требующих определенных материальных и нематериальных затрат. Авторами акцентировано внимание на значительной перспективности диалоговой формы «мягкой силы» в современном политическом дискурсе.

Издание: ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Истомина Ольга Борисовна, ЧИГЛИНЦЕВ ЯН ДЕНИСОВИЧ
Сохранить в закладках
Искусственный интеллект в современном образовательном пространстве: за и против (2025)

Введение. Рассуждения автора направлены на оценку объема присутствия искусственного интеллекта в российском образовательном пространстве, его задач на современном этапе развития и роли в дальнейших социальных стратегиях института образования.

Постановка задачи. Обращение к теме обусловлено целью исследования амбивалентности процессов использования и внедрения продуктов искусственного интеллекта в образовательный процесс. Среди задач автора – определение векторов оценки ресурсов искусственного интеллекта, объемов их использования в различных условиях, а также степени влияния на учебную успеваемость обучающихся.

Методика и методология исследования. В основе исследования – диалектический и системный методы-подходы. Применен метод вторичного анализа данных ВЦИОМ, информационных справок и докладов Министерства образования Иркутской области. Представлены результаты авторских социологических исследований (экспресс-опрос студенческой молодежи Иркутской области «Цифровой опыт в образовательной практике», экспертный опрос «Перспективы и риски искусственного интеллекта в системе образования»).

Результаты. Рискогенность цифровизации подтверждена оценками экспертов и мнением студенческой молодежи. Технологическая ресурсность искусственного интеллекта сопровождается полярными процессами: социальной апатичностью, гипертрофикацией симулякров, снижением творческого начала, уменьшением доли креативных навыков в решении учебных задач, фрагментированием памяти в силу перманентной доступности информации, снижением локуса контроля и навыков аналитического чтения.

Выводы. Расширение цифрового опыта требует социально-философского анализа дегуманизирующих последствий феномена для внедрения коррегирующих мероприятий, актуализирующих воспитательный потенциал образования.

Издание: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск: Т. 15, № 1 (2025)
Автор(ы): Истомина Ольга Борисовна
Сохранить в закладках