Публикации автора

СУЖЕНИЕ ПОЛЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ВУЗЕ МАТЕРИАЛОВ ЗАПАДНЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (2024)

Автор полагает, что, несмотря на многочисленные заявления западных методистов о направленности разрабатываемых ими учебных курсов по иностранному языку на формирование навыков критического мышления, нередко последнее скрытым образом подавляется. В случае использования таких материалов в вузе студент приучается не творчески формировать и обосновывать собственную позицию, а лишь осуществлять несложный синтез подготовленных и аксиологически подобранных аргументов и средств связи в целостное высказывание по готовому шаблону. Подобное положение дел не в последнюю очередь связано с тем, что под влиянием принципов толерантности незаметно подменяется само содержание понятия «критическое мышление»: последнее трактуется не как свобода непредвзятого логического осмысления и критики взглядов и позиций, а лишь как умение адаптироваться к различным точкам зрения и сотрудничать с любым индивидуумом, избегая неудобных замечаний и мнений. Искажение на теоретическом уровне смысла концепта «критическое мышление» приводит к тому, что различные виды деятельности на занятии, такие как чтение, аудирование, говорение, которые по изначальной задумке должны быть направлены на формирование навыков логического рассуждения, влияют на данный процесс контрпродуктивным образом. В рамках многих тематик, популярных в западных учебниках, фактически посредством намеренного подбора лексических единиц и фактологических сведений освещается как единственно возможная только одна точка зрения, создается аксиологическое поле, ценности которого со временем должны быть усвоены и приняты без достаточного осмысления. Таким образом в отсутствие формальных ограничений на свободу слова и самовыражения путем скрытых манипуляций сознанием происходит подавление самостоятельного мышления и табуирование инакомыслия.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (22) (2024)
Автор(ы): ЧЕРНОШТАН ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
Сохранить в закладках