В статье рассматриваются отдельные аспекты деятельности руководства и профессорско-преподавательского состава Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта (НИВИТа) в первый послевоенный учебный год. Актуальность темы в первую очередь связана с тем, что этот период до сих пор остается совершенно неисследованным, по этой проблеме до сих пор нет ни одной публикации. Основными источниками для подготовки и написания данной статьи стали документальные материалы институтского архива. Автор показывает, что в первый послевоенный учебный год для НИВИТа довольно остро встала проблема наличия профессорско-преподавательских кадров высшей категории (докторов наук, профессоров), что было связано с возвращением эвакуированных кадров на прежние места дислокации вузов, переводом ряда квалифицированных преподавателей в другие транспортные вузы. В сложившихся условиях НИВИТ был вынужден приглашать сторонних профессоров на условиях внешних совместителей, почасовой оплаты труда. Так в вузе появились новые педагоги-ученые, которые впоследствии прославили НИВИТ на поприще науки. В первые послевоенные годы широкое распространение получила практика приглашения на преподавательскую работу офицеров-фронтовиков, выпускников вуза. В работе представлены новые сведения о начальниках факультетов и кафедр, их профессиональной и научной деятельности в этот период, раскрыты причины смены ряда руководителей. В статье нашло отражение разукрупнение кафедр НИВИТа в 1945 г., следствием чего стало появление трех новых кафедр: «Теория механизмов и детали машин», «Геология», «Гидравлика, водоснабжение и канализация». Развернутые списки профессорско-преподавательского состава за 1945/46 учебный год позволили автору проанализировать кадровый состав института, подробнее раскрыть отдельные персоналии, отразить участие преподавателей в общественно-политической жизни вуза и г. Новосибирска.