В статье раскрыты основные этапы модернизации высшего железнодорожного образования на Урале в период коренной технической реконструкции железнодорожного транспорта на базе электрификации. Особенностью развития высшего железнодорожного образования на Урале стало совмещение процесса его становления с модернизационными процессами, происходившими на транспорте в 19501960-е гг. Вместе с тем в этот период произошло смещение центров подготовки инженерных кадров для транспорта из вузов Москвы и Ленинграда в регионы. Стали создаваться региональные учебные кластеры для подготовки инженерных кадров из местного населения, что явилось важным условием модернизации железнодорожного транспорта страны. На первом этапе на Урале был создан узкоспециализированный институт по подготовке инженеров в области электрификации железных дорог, автоматики, телемеханики и обслуживания электроподвижного состава. Основной преподавательский состав формировался из опытных инженеров-производственников и управленцев Свердловской железной дороги. На втором этапе, с появлением строительных специальностей, институт приобрел политехнический характер. Преподавательский состав стал формироваться в большей степени за счет собственных выпускников и преподавателей других вузов города Свердловска. Количество молодых специалистов, направляемых в институт из Москвы и Ленинграда, оставалось незначительным. На третьем этапе, с появлением экономических специальностей, вуз приобрел статус университета. В Уральском электромеханическом институте создана собственная аспирантура для подготовки научных, преподавательских кадров. В 1956-1970 гг. усилиями уральских инженеров железнодорожного транспорта и лучших преподавательских кадров вузов Свердловска был создан мощный образовательный, научный комплекс железнодорожного транспорта Урала и Сибири.