В статье рассмотрены экологические аспекты природной среды территории прохождения трассы Тихоокеанской железной дороги в пределах бассейна р. Мулам. Проект имеет особую актуальность для транспортно-логистического обеспечения добычи минерально-сырьевых ресурсов и увеличения экспорта высококачественного угля с Эльгинского угольного месторождения в Южной Якутии в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Трасса дороги в пределах Республики Саха (Якутия) расположена в труднодоступной необжитой территории с недостаточно изученными мерзлотными ландшафтами. Освоение этой территории включает в себя экологические риски, обусловленные низкой устойчивостью мерзлотных природных геосистем к техногенным нарушениям. По комплексу литогенных мерзлотных факторов проведена дифференциация исследуемой территории по степени их устойчивости. Установлено, что исследуемые геосистемы в зависимости от их природной структуры обладают различными степенями устойчивости. Оценена антропогенная нарушенность геосистем, обусловленная различным характером и интенсивностью хозяйственного использования с выделением районов с различной степенью антропогенного нарушения. Составлена карта-схема макрогеохор, находящихся вблизи зоны воздействия Тихоокеанской железной дороги, дифференцированных по различным уровням природоохранных мероприятий.
В бассейне р. Пеледуй расположен комплекс по добыче и переработке нефти и газа на базе крупного Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения. Территория характеризуется особыми условиями рискованного природопользования, среди которых основным является наличие криолитозоны, обусловившее слабую устойчивость ландшафтов к техногенным воздействиям. Целью исследования явилась экологическая оценка ландшафтов, в частности оценка степени устойчивости ландшафтов и их антропогенной преобразованности. Для этого были использованы методика покомпонентного влияния ведущих мерзлотных характеристик на снижение устойчивости ландшафта, а также метод средневзвешенного балла. В качестве показателей оценки устойчивости были приняты мерзлотно-литогенные и биоклиматические характеристики ландшафтов. В результате определено, что основные ландшафтообразующие факторы обусловили схожие условия теплообеспеченности и увлажнения растительности ландшафтов, обеспечившие среднюю степень их устойчивости. Разброс ландшафтов с различной устойчивостью обусловлен преимущественно локальными мерзлотными условиями. Для оценивания антропогенной нарушенности был определен показатель преобразованности ландшафтов, возрастающий по мере увеличения степени хозяйственного воздействия на них. Выявлено, что воздействие нефтегазового комплекса на природную среду носит очаговый характер и антропогенная преобразованность ландшафтов бассейна р. Пеледуй является невысокой. Работа выполнена в рамках проекта государственного задания FWRS-2024-0031 «Комплексные исследования приоритетов развития энергетики Республики Саха (Якутия) с учетом влияния на окружающую среду и разработка способов, методов повышения энергетической эффективности и надежности локальных энергетических систем в труднодоступных изолированных территориях Севера и Арктики».