Статья посвящена способам использования церковного художественного творчества в процессе совершенствования общественных отношений. Авторы исходили из того, что и в российской, и в западной культуре проблема взаимодействия и взаимоотталкивания традиций постоянно актуализируется, наблюдаются тенденции, нарушающие допустимость определенных художественных действий в нравственном смысле и вносящие деструктивные элементы в культурные традиции общества (примером могут служить кощунственные пародии на «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи на открытии Олимпийских игр в Париже). Исследование представляет собой историко-культурологический анализ с выявлением опасности таких деструктивных тенденций для общества и указанием на примеры более гармоничной интеграции религиозных мотивов в художественное творчество современных авторов. Показано, что даже в эпоху господства официальной атеистической идеологии российская художественная культура тяготела к органичной для российской истории православной традиции. Тем самым раскрывается позитивная роль религиозной духовной культуры в развитии искусства. Авторы считают, что научно обоснованный подход к трансляции в культуру результатов церковного художественного творчества открывает новые возможности для просвещения общества и показывает смену мировоззренческой парадигмы в истории культуры. Результаты исследования могут быть использованы современной культурологией для разрешения общественных социокультурных кризисов, порожденных постмодернистской установкой на потребление, и призваны указать выход из состояния девальвации духовных ценностей общества.
В статье проводится историко-культурологический анализ вклада выдающегося деятеля эпохи Возрождения Эразма Роттердамского в науку, культуру и образование эпохи Возрождения и последующих веков. Авторы определяют Эразма Роттердамского как гуманиста, открывшего людям новые способы борьбы с недостатками общественного строя, существующими в его время, и опасности доминирования религиозного уклада во всех сферах жизни общества. Знакомство с гуманистическими идеалами Эразма Роттердамского необходимо историкам и культурологам для того, чтобы, во-первых, понять, на каких мировоззренческих и методологических основах он формирует свои гуманистические идеи, во-вторых, уточнить, какие метанарративы античной культуры он заимствует у своих предшественников, а какие внедряет сам. В основу содержания статьи положены гуманистические нарративы немецкого гуманиста Иоганна Рейхлина, француза Жака Лефевра д’Этапля, английских гуманистов Джона Колета и Томаса Мора, а также западных и российских историков, философов и культурологов. Эразм Роттердамский указал новые пути общественного развития в эпоху Возрождения посредством человеческой активности, триумфа науки и образования, показал различие между Средневековьем и Новым временем. Это был уникальный духовный опыт, который в центр Вселенной поставил человека. Гуманистические идеи Эразма Роттердамского не потеряли своей актуальности и в наше время и предоставляют исследователям его творчества уникальный материал для анализа и внедрения его в научную, культурную и образовательную сферу деятельности современного человека и общества.