Цель исследования заключается в разработке комплексной динамической системы оценки и управления цифровой конкурентоспособностью автомобильной промышленности, способной адаптироваться к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Объектом исследования является мировой автомобильный рынок, исследование охватывает период значительных отраслевых преобразований, характеризующийся технологической модернизацией, адаптацией к санкционным ограничениям и переходом к новым моделям производственной организации. Предмет исследования российская автомобильная промышленность в условиях цифровой трансформации и глобальных экономических изменений, выраженная через систему факторов и показателей, определяющих цифровую конкурентоспособность автопрома, а также динамические взаимосвязи между технологическими, экономическими и организационными параметрами развития отрасли. На основе эвристического анализа данных за 2020–2024 гг. выявлены ключевые закономерности влияния экзогенных и эндогенных шоков на развитие отрасли. Разработаны методики оценки торможения технологического маневра и преодоления социально-экономической инерции. Теоретическая значимость работы заключается в развитии методологии оценки конкурентоспособности промышленных систем через применение динамических моделей и системного анализа, исследование вносит вклад в теорию цифровой трансформации отраслевых комплексов, расширяя представления о механизмах адаптации к множественным шоковым воздействиям. Практическая значимость определяется возможностью применения разработанной системы для формирования стратегий развития автомобильной промышленности на различных уровнях управления. Результаты исследования включают разработанную многоуровневую модель оценки цифровой конкурентоспособности, интегрирующую производственные, технологические и экономические показатели. Результаты исследования могут быть использованы государственными органами при разработке отраслевых программ поддержки, промышленными предприятиями для оптимизации производственных процессов и инвестиционных планов, а также научными и образовательными учреждениями для дальнейших исследований в области цифровизации промышленности.
Предметом исследования являются механизмы влияния геополитических вызовов на автомобильный рынок в условиях Индустрии 4.0. Объектом исследования выступают трансформационные процессы в глобальной и российской автомобильной промышленности под воздействием санкций, разрывов цепочек поставок и тенденций цифровизации. Особый акцент делается на процессах регионализации мировой экономики, являющейся результатом переосмысления глобализации со стороны мировых держав и осознания того факта, что современная глобальная политическая конъюнктура является чересчур нестабильной, что в свою очередь толкает страны к усилению собственных экономик и экономических связей с новыми международными партнерами. Целью исследования является выявление ключевых факторов влияния политической нестабильности и новых технологических решений на развитие автомобильной отрасли в условиях перехода от глобализации к регионализации. Особое внимание уделено российскому автомобильному рынку, его текущему состоянию и перспективам. Также отмечается, каким образом повышение технологической устойчивости предприятия сделает его менее восприимчивым к рискам политического характера. В работе использованы аналитические методы, включая сравнительный анализ, экономическое моделирование и обзор актуальных научных источников и статистических данных. Научная новизна заключается в интегральном анализе воздействия геополитических вызовов на автомобильный рынок через призму технологий Индустрии 4.0. Основные результаты включают выводы о необходимости развития технологий Индустрии 4.0 для укрепления национальной автомобильной отрасли и достижения технологического суверенитета, рекомендации по созданию устойчивых региональных экономических платформ для технологического обмена с дружественными странами, выводы о важности программ государственной поддержки, которые включают налоговые льготы и субсидии, для стимулирования отечественного автопрома и конкретно высокотехнологичных решений в нем, а также стратегию сотрудничества с китайскими автоконцернами с фокусом на локализацию и обмен технологиями для повышения конкурентоспособности российского автопрома. Представленные результаты помогают сформировать более устойчивую модель развития автомобильной отрасли, способную противостоять внешним вызовам.