В статье исследуются этнополитические нарративы и технологии символической политики, использовавшиеся кандидатами в ходе президентских выборов 2024 года в Республике Северная Македония (РСМ). Основное внимание уделяется анализу предвыборных программ, публичных выступлений и символической визуализации политических стратегий, отражающих позиции кандидатов по вопросам национальной идентичности, евроинтеграции и межэтнических отношений. Предметом исследования выступают этнополитические (в том числе, идентичностные) нарративы, а также их воплощение в избирательной кампании посредством технологий символической политики. Акцент делается на политико-управленческих потенциалах института президентства в условиях развития этнополитических противоречий между македонским большинством и албанским меньшинством. Исследование показало, что ключевым нарративом кампании стала тема евроинтеграции, однако кандидаты по-разному интерпретировали ее последствия для македонской идентичности. Методологическая база включает системный и институциональный подходы для анализа политических механизмов РСМ; сравнительный этнополитический анализ, позволяющий сопоставить стратегии кандидатов в условиях этнической неоднородности страны; дискурс-анализ предвыборных программ и публичных выступлений; анализ приемов символической визуализации политических концептов (включая дизайн графического оформления материалов политической рекламы кандидатов); анализ вторичных статистических данных. Выводы статьи подчеркивают, что, несмотря на очевидную этнополитическую поляризацию, кандидаты от крупнейших политических партий, претендующие на победу, избегали радикальных заявлений, стремясь сохранить символико-политическую роль президента как гаранта единства гражданской нации. Кандидаты-македонцы стремились сохранить национальную идентичность, критикуя уступки в пользу Греции и Болгарии, в то время как кандидаты-албанцы делали акцент на консоциональной демократии и приоритете европейских ценностей. Действующий президент занимал компромиссную позицию, сочетая поддержку евроинтеграции с риторикой всемакедонского гражданского единства. Однако, при этом, избирательные программы претендентов отражали глубокие различия, существующие у этнических македонцев и албанцев, в понимании будущего страны, что свидетельствует о сохранении существенной этнополитической напряженности в македонском обществе.
Авторы рассматривают применение идей консоциональной демократии, предложенных Арендтом Лейпхартом, как инструмента для урегулирования межэтнических конфликтов на примере республики Северная Македония. Процесс национально-государственного строительства в республике до настоящего времени не завершен. Затянувшийся процесс вступления в Евросоюз осложняется этническим противостоянием двух крупнейших общин республики - македонских албанцев и этнических македонцев. Построение системы регулирования этнополитических проблем в республике началось с подписания в 2001 году Охридского рамочного соглашения между представителями государства и албанского меньшинства. Соглашение было основано на идеях консоциональной демократии, предусматривающей строгое пропорциональное распределение участие представителей противоборствующих общин в государственном управлении. В статье анализируется опыт конструирования пропорционального представительства в органах публичного управления всех общественных групп в республике Северная Македония. Авторами при проведении исследования, помимо общенаучных методов, и метода сравнительного анализа, использовались методы анализа документов и наблюдения. Несмотря на попытки внедрения пропорционального представительства этнических групп в государственных структурах, такие меры не привели к снижению напряженности, а, напротив, усилили этнические разногласия. В статье также анализируются механизмы реализации Охридского рамочного соглашения, включая введение программного продукта «Балансир» для планирования этнического представительства в органах государственной власти и публичном секторе в целом. Критически оценивая результаты применения консоциональных практик, авторы отмечают, что такие подходы, хотя и способствуют временному урегулированию конфликтов, часто усиливают этническую идентичность и не решают глубинных проблем. В заключение подчеркивается, что этнополитические меры в республике Северная Македония, включая пропорциональное представительство, не только не снизили этническую напряженность, но напротив, обострили противостояние этнических общин внутри страны.