Работа посвящена выявлению закономерностей, лежащих в основе стилистического облика городской купеческой архитектуры Ельца рубежа XIX-XX веков. Определены три основных фактора, напрямую оказавших воздействие на купеческую архитектуру: технический прогресс, влиятельное положение купеческого сословия и несформированность еще самостоятельного стиля, побуждающие архитекторов черпать вдохновение в объектах более ранних эпох. Однако пристальное внимание современной публики к сохранившимся историческим памятникам в древних городах, также государственная поддержка, растущий туристический поток в Ельце сегодня, явно присутствующий «фирменный стиль» (образ) города - все это говорит не только об исторической ценности сохранившегося памятника архитектуры и градостроительства, но и о самостоятельности, самоценности планировки и стиля, в котором он выполнен. Проведенный в социальных сетях опрос жителей и гостей города показал высокую оценку не только исторической, но и эстетической ценности елецкой архитектуры. Однако резкой критике подверглось состояние фасадов зданий, обветшалость и заброшенность экстерьеров и интерьеров. Так большое количество заброшенных зданий в исторической части города не позволяет воссоздать полноту мысли градоустроителей XIX-XX веков. Разнообразие стилистических решений, вплоть по настоящее время, не способствовало сохранению стилевой гармонии, но вместе с тем не привело к размыванию образа исторического купеческого города центральной России.
В работах отечественных искусствоведов отмечается, что многие современные дизайнеры обращаются в своем творчестве к конкретным этническим мотивам практически, перенося их в свои коллекции одежды. Результатом такого прямого цитирования может стать несоответствие кроя и декора, нарушение пластики силуэта, смешение разнородных стилей и концепций. В то же время отражение традиционного русского костюма в современном дизайне не только способствует увеличению числа коллекций модной одежды в этно-стиле, но и позволяет транслировать русские национальные духовные ценности в многополярном мире. Это является значимым на фоне утраты многими этническим культурами большинства характерных черт. Разработка модной коллекции на материале традиционного русского костюма является задачей, требующей изобретательского, инновационного решения. Уже на этапе проектирования коллекции в этно-стиле необходимы знания о традиционном русском костюме, способности трансформировать его в новые современные формы одежды, навыки декорирования костюма с помощью различных видов народного искусства. На конструкторско-технологическом этапе использование информационных технологий позволяет провести моделирование и построение лекал с использованием в качестве базы элементов формы и конструкции традиционного русского костюма. Авторами рассмотрены работы молодых дизайнеров, художников костюма, модельеров, которые демонстрируют высокую эффективность использования материала традиционного русского костюма в современном дизайне.
Работа посвящена рекламным изображениям (баннерам), внедряемым в историческую городскую среду. Описано понятие “баннерная слепота”, произведен анализ научной литературы, раскрывающий современные подходы к устранению данной проблемы, а также возможности повысить покупательскую способность горожан, напрямую зависящую от привлекательности среды. Затронуты вопросы влияния среды на ментальное здоровье современного человека, особенно в связи с всё большим погружением его в виртуальное пространство. В статье рассмотрены созданные в 2022 году в рамках принятого дизайн-кода баннеры для фасадов исторической архитектуры города Ельца (Липецкая область) на пешеходной улице Мира. Обоснован выбор единого стилистического решения для всего исследуемого отрезка исторической пешеходной улицы с сохранным ансамблем купеческой архитектуры. Метод системного анализа источников позволил определить недостаточную разработанность данной темы в научной среде. При помощи натурного обследования участка улицы Мира, а также сравнительного анализа фасадов зданий до и после применения дизайн-кода установлено, что баннеры обладают гармонизирующим потенциалом, способны повысить привлекательность даже неотремонтированных зданий. Автор статьи является разработчиком описываемых баннеров, его практический опыт может способствовать дальнейшему изучению выносных графических элементов в архитектурной среде. В современных документах, посвященных созданию дизайн-кода городской среды, четких правил по созданию баннеров нет, возможно, опыт данного исследования поможет восполнить некоторые пробелы в регламентации. Научная новизна данного исследования состоит в первую очередь в опоре на конкретный материал в среде реального города, позволяющей наглядно проследить успешность реализации проекта. Выводы: сохранный комплекс купеческой и дворянской архитектуры XIX века в городе Елец требует комплексного подхода к оформлению всех выносных элементов; площадь поверхности рекламных баннеров влияет на облик фасада здания; современные средства позволяют создавать адекватные историческому зданию изображения, не вступая в противоречие со стилистикой исторической архитектуры.