Публикации автора

Международно-правовой режим окололунных орбит: хватит ли места всем? (2024)

ВВЕДЕНИЕ. Вопросы исследования и использования Луны, включая ее природные ресурсы, входят в приоритетные направления научно-исследовательской космической деятельности многих ее участников. Подтверждением этого являются принятие лунных космических программ на национальном уровне, подготовка и запуск космических аппаратов к Луне и ее поверхности, а также обсуждение вопросов будущего международноправового регулирования в международных межправительственных и неправительственных организациях. Осуществляя такую деятельность, важно обеспечивать связь с космическим аппаратом за счет использования окололунных орбит. Для понимания данного процесса необходимо изучить находящиеся во взаимосвязи научно-технические и нормативно-правовые аспекты, в том числе рассмотреть международно-правовой режим такого вида орбит.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Используемые материалы охватывают фундаментальные труды отечественных ученых в области международного космического права, а также научно-исследовательские работы и аналитические материалы, посвященные окололунному пространству и орбитам вокруг Луны. Оценка существующего международно-правового режима окололунных орбит требует применения не только присущих юридическим наукам формально-юридических и сравнительно-правовых методов исследования, но и общенаучных методов, таких как анализ и синтез, для понимания особенностей научно-технического характера рассматриваемого вопроса. Важное место в исследовании заняло изучение понятийного аппарата, а именно таких терминов, как «орбита Луны», «окололунная орбита», «окололунное пространство», «замороженная орбита», «галоорбита», «экранированная зона Луны» и т. д.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Под окололунной орбитой понимаются различные траектории движения естественных или искусственных объектов вокруг Луны. Орбиты вокруг Луны отличаются высотами переселения, апоселения и наклоном. Выделяют «замороженные» орбиты и гало-орбиты, отличающиеся особыми свойствами с точки зрения размещаемых на них космических объектов. Космические аппараты на всех видах окололунных орбит используют различные радиочастотные спектры. Большинство орбит вокруг Луны неустойчивые. Международно-правовой статус и режим окололунных орбит регулируется документами Международного союза электросвязи (далее – МСЭ), среди которых есть ряд актов, посвященных вопросу радиоастрономии в экранированной зоне Луны. К деятельности по использованию и исследованию окололунного пространства и лунных орбит применяются фундаментальные положения международного космического права.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. По итогам проведенного исследования были получены следующие выводы. К 2027 г. международному сообществу в рамках МСЭ предстоит решить ряд вопросов, связанных с использованием окололунного пространства и орбит вокруг Луны, в том числе вопросы радиоастрономии, использования спутников ретрансляции, радиочастотного спектра. Дополнительно обсуждается система расчета лунного времени. Неупорядоченное использование окололунных орбит может привести к проблеме космического мусора. Увеличение числа посылаемых к Луне объектов может вызвать сложности с проведением астрономических исследований и ограничить для всех заинтересованных участников количество устойчивых орбит. Международное сотрудничество государств и иных заинтересованных участников лунной деятельности в рамках международных организаций будет способствовать решению обозначенных проблем.

Издание: МОСКОВСКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Выпуск: Выпуск 4 (2024)
Автор(ы): Черных Ирина Алексеевна
Сохранить в закладках
Генезис института денонсации в теории и практике права международных договоров (2025)

Международные договоры на протяжении всей истории становления, развития и существования государств всегда играли ключевую роль в регулировании отношений между ними. Однако постоянное развитие международного права и изменение конъюнктуры международных отношений приводили как к заключению, так и к выходу из международных договоров. В доктрине международного права, в том числе истории международного права и права международных договоров, основное внимание в большей степени акцентируется на процедурах подписания, заключения и вступления в силу международных договоров, тогда как вопросы прекращения международных договоров заслуживают меньшего внимания у учёных юристов-международников. Актуальность темы денонсации международных договоров обусловлена как сложностями, возникающими при реализации права на денонсацию, так и необходимостью наличия детализированного международно-правового урегулирования данного процесса. Для выявления сущностных характеристик института денонсации международных договоров в статье проводится всесторонний историко-правовой анализ с использованием методов сравнительно-правового исследования. Новизна данной статьи заключается в систематизации эволюции права на денонсацию международных договоров от экзогенного к эндогенному характеру, а также в выявлении влияния политических факторов на его практическую реализацию. Впервые эти изменения рассматриваются в контексте основополагающего принципа права международного договора - pacta sunt servanda. Отмечается, что институт денонсации международных договоров прошел значительную эволюцию, начиная с древних времен. Ключевую роль в его формировании сыграли Лондонская конвенция 1871 г. и Венская конвенция 1969 г. Обозначенные документы были использованы для разработки периодизации права на денонсацию, включающей в себя три этапа. Существующая международно-правовая база регулирует применение права на денонсацию не исчерпывающем образом, что приводит к разрозненной практике. Для дальнейшего развития данного института требуется унификация норм и механизмов контроля права на денонсацию для предотвращения злоупотреблений этим правом и обеспечения стабильности международных договоров.

Издание: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Гу Вэньшо, Черных Ирина Алексеевна
Сохранить в закладках