Публикации автора

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ОПЕРА-РЕМЕЙК В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (2023)

В статье представлены основные тенденции развития современной отечественной оперы-ремейка — понятия и термина, введенного в музыковедческую практику автором данного исследования. Уточнено определение оперы-ремейка как разновидности альтернативной оперы. Автор полагает базисной причиной появления данной разновидности оперы философскую концепцию «возможных миров». Проанализированы литературоведческие и киноведческие труды, посвященные ремейку. Их изучение позволило экстраполировать некоторые позиции теории литературного ремейка в область музыкально-сценических жанров, в частности в оперу. Раскрыты основания появления и развития отечественной оперы-ремейка в начале XXI в. Представлен анализ произведений Г. Корчмара («НИГЕНО ЙИЕНЕГВЕ»), В. Кобекина («Гамлет»), И. Юсуповой («Донжуанский список Дон-Жуана»), С. Левковской («Кармен-perezagruzka»), принадлежащих к данному жанру. Дана типология опер-ремейков названных композиторов. Описаны нарративные, жанровые и фабульные трансформации, лежащие в основе типологии рассматриваемых сочинений. В результате анализа отечественных опер-ремейков начала XX в. автор приходит к выводу о том, что они представляют все типы: псевдоремейк (ремейк-реинтерпретацию) и постмодернистский ремейк (ремейк-деконструкцию и деструктивный ремейк)

Издание: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Выпуск: № 1-2 (2023)
Автор(ы): Заднепровская Галина Викторовна
Сохранить в закладках
ВЫПУСКНИКИ ИМПЕРАТОРСКОГО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА У ИСТОКОВ РУССКОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ (2024)

В статье представлена деятельность выдающихся выпускников Императорского Московского университета — элиты российского просвещения и образования, посвятивших свое творчество и организаторскую деятельность служению музыкальному и сценическому искусству. Проанализированы научные труды, архивные материалы, документы, посвященные истории Императорского Московского университета (ИМУ) второй половины XIX века и личной судьбе Н. Г. Рубинштейна — выпускника юридического факультета ИМУ, основателя Московской консерватории и ее первого директора, — а также двух его студентов — пианиста К. Н. Игумнова и режиссера Л. В. Баратова, каждый из которых стоит у истоков фортепианного исполнительского и режиссерского искусства. В результате анализа деятельности трех великих представителей российского искусства — Н. Г. Рубинштейна, К. Н. Игумнова и Л. В. Баратова, обучавшихся в Императорском Московском университете, — автор приходит к выводу об их основополагающей роли в становлении и развитии отечественного профессионального музыкального образования, пианистической исполнительской и сценической режиссерской школ

Издание: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Выпуск: № 3-4 (2024)
Автор(ы): Заднепровская Галина Викторовна
Сохранить в закладках
ПЁТР АНДРЕЕВИЧ ГУСЕВ У ИСТОКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В КИТАЕ (2025)

В статье рассматривается деятельность выдающегося русского советского хореографа, балетмейстера, педагога и танцовщика П. А. Гусева в период его работы в Китайской Народной Республике в 1950-е годы XX столетия. В ней дается характеристика творчества Гусева в аспекте общего его влияния на процесс становления китайской классической хореографической школы. Отражены особенности, формы и методы его педагогической работы, подчеркивается разнообразие и многогранный ее характер. Отмечается стремление Гусева к обучению и воспитанию нового поколения китайских балетмейстеров-постановщиков и танцовщиков в процессе занятий на курсах балетмейстеров в Пекинском хореографическом училище, а также первой в Китае балетной труппы - Экспериментальной труппы балета, входяшей в состав Пекинского хореографического училища (ныне Центральная балетная труппа Китая), сочетающих тенденции классического мирового хореографического искусства и традиции великого национального танцевального искусства Китая. В статье представлен анализ постановок классических балетов Гусевым совместно со студентами и молодыми китайскими хореографами, обучающимися на курсах балетмейстеров. Среди них «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Корсар» и «Жизель» А. Адана. Описан процесс подготовки и хода репетиций этих балетов. Дана подробная характеристика первого китайского национального балета «Красавица-рыбка», получившего впоследствии название китайской танцевальной драмы. Представлен анализ результатов деятельности П. А. Гусева как основы дальнейшего развития и процветания китайского классического хореографического искусства. В заключение делается вывод о значимости организации курсов балетмейстеров и танцевальной школы в Пекинском хореографическом училище, выдающейся роли в ней П. А. Гусева и о необходимости взаимодействия и продолжения сотрудничества в области балета между КНР и СССР, заложенных советскими деятелями в середине прошлого столетия.

Издание: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Чжан Тяньцзяо, Заднепровская Галина Викторовна
Сохранить в закладках