Публикации автора

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА (2025)

Предметом исследования является теоретическое обоснование взаимосвязи между исторической грамотностью и социальной компетентностью студентов высших учебных заведений, а также разработка и обоснование конкретных педагогических путей для их интегрированного формирования. Автор исследует, как историческая грамотность служит когнитивной и ценностно-смысловой основой для развития качеств социальной компетентности через анализ источников, работу с нарративами, осознание исторических корней норм и изучение трансформаций. Практическая часть предмета включает разработку активных методов (проблемно-ориентированные семинары на кейсах, критическая работа с источниками, академические дискуссии, междисциплинарные проекты, рефлексивные практики) и определение условий их эффективной реализации (подготовка преподавателей, мотивация студентов, интеграция в программы, система оценки) в образовательном процессе высшего учебного заведения. Исследование базируется на анализе междисциплинарной литературы (педагогика, психология, методика истории) и педагогическом моделировании для разработки путей интеграции формирования целевых компетенций в образовательный процесс. Научная новизна исследования определяется постановкой проблемы: комплексном теоретическом обосновании взаимосвязи исторической грамотности и социальной компетентности студентов вуза, с конкретизацией механизмов этого влияния на ее когнитивные, коммуникативные, ценностные и адаптационные компоненты. Практическая новизна представлена разработкой и систематизацией педагогических путей для реализации этой связи через активные методы: проблемно-ориентированные семинары с современными параллелями, углубленную критическую работу с источниками, структурированные академические дискуссии, междисциплинарные исследовательские проекты и систематические рефлексивные практики. Основные выводы подтверждают, что историческая грамотность служит необходимой когнитивной и ценностно-смысловой платформой для социальной компетентности. Эффективное формирование обеих компетенций требует перехода от традиционных лекций к активным, интерактивным и рефлексивным технологиям, интегрированным в учебные программы. Успех этой работы зависит от системных условий: подготовки преподавателей, мотивации студентов через демонстрацию практической ценности истории, интеграции методов в программы и разработки адекватных критериев оценки. Таким образом, целенаправленное развитие исторической грамотности через современные методы является стратегическим ресурсом для подготовки социально ответственных, адаптивных и критически мыслящих специалистов.

Издание: ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Молчанова Елена Геннадьевна
Сохранить в закладках
Конкуренция между торговыми домами «Чурин и К°» и «Кунст и Альберс» на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX вв. (2025)

Предметом исследования является конкуренция между двумя крупнейшими торговыми домами российского Дальнего Востока - российской фирмой «Чурин и К°» и немецкой компанией «Кунст и Альберс». В статье рассматриваются основные формы и методы конкуренции этих предприятий в контексте социально-экономического развития региона и государственной политики второй половины XIX - начала XX вв. Анализируются история создания и развития этих компаний, особенности их торговых сетей, вклад в городскую жизнь Владивостока, Хабаровска и других центров региона. Работа включает анализ бизнес-стратегий, взаимодействия с властями, адаптации к политическим изменениям (включая антигерманскую кампанию в период Первой мировой войны), а также влияние соперничества торговых домов «Чурин и К°» и «Кунст и Альберс» на развитие дальневосточного региона Российской империи. Методология базируется на проблемно-хронологическом и сравнительно-историческом подходах, с привлечением архивных материалов (документы министерства торговли и промышленности, канцелярии Приамурского генерал-губернатора), отчётов правительственных инспекторов, прессы и деловой переписки. Научная новизна работы заключается как в постановке проблемы, так и в комплексном изучении трансформации экономической конкуренции в инструмент политической борьбы, а также в выявлении механизмов взаимодействия бизнеса и государства в условиях периферийного региона. Основные выводы исследования могут быть сформулированы следующим образом. Конкуренция между фирмами «Чурин и К» и «Кунст и Альберс», сочетавшая рыночные методы и политическое лоббирование, стала одним из основных драйверов развития региона, способствуя развитию инфраструктуры, логистики и потребительской культуры. Государственная политика (режим порто-франко, государственные заказы) определяла успех компаний. В кризисные периоды, такие как Первая мировая война конкуренция приобретала деструктивный характер: экономическое соперничество замещалось идеологической борьбой, включая клеветнические кампании и шантаж, что отражало подчинение бизнеса политической конъюнктуре. Исследование подтверждает тезис о взаимозависимости экономических и политических факторов в развитии периферийных регионов империи, где бизнес-стратегии формировались в рамках диалога с государственными приоритетами.

Издание: КОНФЛИКТОЛОГИЯ / NOTA BENE
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Молчанова Елена Геннадьевна
Сохранить в закладках