Цель статьи - представить эмпирически подтвержденные возможности эксперимента с применением проективных техник по корректировке стратегии планирования горизонта будущего россиянами в контексте новой геополитической реальности и возрастания внешнего деструктивного информационного воздействия. Для реализации диагностического этапа эксперимента было применено мультимодальное моделирование, включающее создание участниками эксперимента модели будущего России средствами ассоциативных метафорических карт и песочного игрового моделирования. Верификация результатов проективной диагностики осуществлялась с применением окулометрии и полиграфологии. Результатом диагностической стадии эксперимента стало выявление проблемных зон в представлениях о будущем развитии страны в условиях внешних вызовов. Продуктом формирующей части эксперимента стало подтверждение эффективности возможностей мультимодального моделирования в корректировке образа будущего РФ. Целью корректировки являются преодоление низкого уровня субъектности, социальной ответственности в формировании представлений российских граждан о желаемом будущем, а также повышение согласованности установок на персональное будущее с целями социального развития российского государства. Результаты исследования позволили обосновать меры по содержательному наполнению информационных потоков, нацеленных на формирование конструктивной и активно-позитивной стратегии планирования будущего российскими пользователями новых медиа.
Представлено описание ряда средств современной когнитивистики (выполняемая с помощью айтрекеров окулометрическая диагностика, регистрация с помощью полиграфов электродермальной активности, мультимодальное имитационное моделирование), помогающих выявлять даже те составляющие политического менталитета, которые в основном используются людьми на интуитивном уровне как ориентиры при оценке происходящих в их государстве событий и при определении меры своего в них участия; показана высокая степень валидности данных айтрекера о доминирующих в картине мира респондента жизненных приоритетах, чему способствуют применение в реверсивном режиме построенных по принципу семантических дифференциалов визуальных стимулов и организуемые в форме когнитивного интервью послетестовые беседы.