В общей технологической политике производства открытой угледобычи существуют устойчивые тенденции к рациональному сочетанию добычи твердых полезных ископаемых и бережливому отношению к окружающей среде. Тем не менее, к существенным недостаткам применяемых систем и технологий относят отсыпку внешних отвалов, влекущих отчуждение земель и большую дальность транспортирования вскрышных пород карьерным автотранспортом. В целом это приводит к росту затрат на добычу. Значительная доля угольных месторождений, отрабатываемых открытым способом, в Кузбассе представлена наклонными и крутопадающими свитами пластов. Выполненные проекты для некоторых разрезов предусматривают применение ресурсосберегающих технологических решений с внутренним отвалообразованием, основывающихся на применении транспортных способов разработки забойной стороны карьерного поля, при которых вся вскрыша из забоев перевозится во внутренний отвал автосамосвалами, что снижает эффективность горных работ. В данной публикации рассматривается возможность применения для вышеуказанных условий менее затратной бестранспортной технологии. Использование данного способа как в производственной, так и в проектной практике сдерживается отсутствием всесторонней методической базы. К примеру, не даны рекомендации по оценке глубины сооружения первоначальной выработки под внутренний отвал, не определен режим горных работ и т. п. В статье решаются промежуточные задачи установления предварительных технических границ бестранспортной технологии перемещения вскрышных пород из забоя во внутренний отвал при углубочно-сплошной системе открытой разработки наклонных и крутопадающих угольных залежей, определенных посредством выполнения горно-геометрического анализа.
Освоение и проектирование новых предприятий с открытым способом добычи угля в Кузбассе сопровождается классическими недостатками с применением транспортных способов разработки забойной стороны карьерного поля, при которых вся вскрыша из забоев перевозится на внешний отвал автосамосвалами, что снижает эффективность горных работ. Поэтому на разрезах Кузнецкого угольного бассейна при отработке месторождений с наклонным и крутопадающем залеганием свит пластов наметилась тенденция к применению ресурсосберегающей углубочно-сплошной системы разработки с внутренним отвалообразованием, опять же основанной на автотранспортной технологии, в таком случае при отгоне рабочего борта и углублении горных работ не выдерживаются ритмичность производства горных работ, что сопровождается резко переменным характером дальности перевозки вскрыши. В данной публикации рассматривается менее затратный бестранспортный способ перемещения породы из забойной зоны во внутренний отвал с конструированием рабочей зоны углубочно-сплошной системы открытой разработки обеспечивающей ритмичное производство.