Угольные месторождения Кузнецкого бассейна, разрабатываемые открытым способом, характеризуются сложными условиями с большой протяженностью при значительной глубине залегания свиты пластов, различной их мощностью и углом падения, высокой крепостью вмещающих пород и других. В геолого-экономических районах бассейна в основном представлены месторождения с залеганием свиты пластов от пологого до крутопадающего. Общей чертой недостатков существующих технологий служит рост текущего коэффициента вскрыши при углублении горных работ, что предполагает для поддержания достигнутых технико-экономических показателей деятельности горнодобывающих предприятий увеличение числа горнотранспортного оборудования, но это не всегда при существующих принципах организации работ внутри рабочей зоны карьерного поля позволяет изменить ситуацию. В настоящей публикации основное внимание направлено на выполнение анализа горнотехнических условий отработки свиты пологих пластов, который показал, что существующие подходы не в полной мере удовлетворяют сформулированным требованиям к технологии разработки для обеспечения полной, экономически эффективной и безопасной отработки запасов угля в граничных контурах разреза. Это послужило основанием для выполнения исследования, направленного на создание условий эффективной и максимально возможной экологической безопасности при оптимизации интегральных показателей эффективности при отработке месторождения в граничных контурах разреза посредством обоснования режима горных работ. Объектом графоаналитического моделирования являются пологопадающие залежи, расположенные в центральной и южной части бассейна. Таким образом, целью настоящего исследования является разработка основных принципов формирования структурных схем очередности отработки карьерных полей угольных разрезов.
Горнодобывающая промышленность Кузбасса является одной из значимых для топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. При производстве открытой угледобычи на пологозалегающих месторождениях западной части Центрального и Южного Кузбасса используется комбинированная транспортнобестранспортная технология. В угленасыщенной зоне в зависимости от мощности породных междупластьев по бестранспортной технологии разрабатывается от одного до трех уступов и одним и тем драглайном в соответствии с установленной схемой экскавации укладывается порода во внутренний отвал, остальные рабочие уступы карьера отрабатываются по транспортной технологии с перемещением вскрыши поверх бестранспортных отвальных ярусов. Предлагается комплексный подход к увеличению доли бестранспортной вскрыши путем отработки безугольной зоны горизонтальными уступами расположенными вкрест простирания свиты пластов и разграничении выполняемых работ между забойным и отвальным драглайном.