Публикации автора

Институционализация памяти о политических репрессиях в современном российском обществе: сравнительный анализ деятельности государственных и общественных организаций (2025)

Статья исследует процесс институционализации памяти о сталинских политических репрессиях в постсоветской России, с акцентом на роль государственных и частных организаций в формировании исторического нарратива. Представлен сравнительный анализ деятельности государственных и общественных организаций в современном российском обществе. В работе рассмотрены теоретические концепции коллективной памяти М. Хальбвакса, Я. Ассмана и А. Ассман, а также политика памяти П. Нора. Особое внимание уделено динамичному процессу институционализации памяти, который включает как «проработку», так и «преодоление» прошлого. В контексте сталинских репрессий это выражается в создании музеев, мемориалов и исследовательских организаций, а также в формировании институциональной поддержки государственного нарратива о репрессиях. Основной акцент сделан на различиях между официальными и альтернативными институциями памяти, таких как Российское историческое общество и общественные организации, включая «Мемориал». Охарактеризованы ключевые особенности их деятельности, в том числе влияние государственной политики на научные исследования и общественные инициативы. Исследование основывается на междисциплинарном подходе, интегрирующем методы историографии, социологии памяти и критического дискурс-анализа. На этой базе исследуется типология организаций памяти и их роль в формировании коллективных представлений о репрессивном прошлом. По результатам проведённого анализа показано, как институционализация памяти о репрессиях стала важным инструментом формирования гражданской идентичности в условиях политической трансформации России. Выявлены механизмы коммеморации, роль социальных и политических институтов в сохранении исторической памяти и их влияние на общественное сознание. Установлено, что государственные организации ориентированы на трансляцию официальной интерпретации исторических событий, в то время как частные структуры стремятся к критическому переосмыслению репрессивного опыта и его инкорпорации в общественное сознание с целью превенции аналогичных явлений. Результаты исследования демонстрируют амбивалентность процесса институционализации памяти в условиях конкурирующих нарративов о советском прошлом и свидетельствуют о необходимости диалога между различными акторами политики памяти для формирования консенсусного представления о травматическом историческом опыте.

Издание: ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Константинов Михаил Сергеевич, Федосов Матвей Васильевич
Сохранить в закладках
Мировоззренческие основания межпоколенческих конфликтов в современной России (2025)

Статья посвящена изучению мировоззренческих оснований межпоколенческих конфликтов в современном российском обществе. Исследование фокусируется на анализе ценностных ориентаций четырех поколенческих когорт: поколения Z (18-24 лет), миллениалов (25-39 лет), поколения X (40-59 лет) и беби-бумеров (60 лет и старше). Основное внимание уделяется изучению отношения представителей разных поколений к базовым культурным универсалиям российского общества, включая семейные ценности, историческую память, отношение к труду, справедливости и моральным нормам. Особый акцент делается на анализе моральных универсалий по концепции Ш. Шварца и Дж. Хайдта: установок на сострадание и заботу, внутригрупповую лояльность, уважение к авторитету, представлений о чистоте и святости, а также понимания честности и справедливости. Рассматривается специфика российского контекста, характеризующегося одновременным сосуществованием представителей четырех-пяти поколений в условиях ускоряющихся социальных трансформаций, цифровизации и глобальных кризисов. Эмпирической базой служат результаты двух всероссийских репрезентативных опросов 2023 и 2024 годов (по 1600 респондентов каждый, погрешность ±2,45%), дополненных фокус-групповыми дискуссиями и анализом данных социальных сетей. Применялась стратифицированная выборка по возрастному и региональному критериям. Обработка данных осуществлялась с использованием статистического пакета SPSS. Проведен комплексный анализ межпоколенческих различий через призму моральных универсалий с применением концептуального аппарата современной психологии морали. Установлено существование устойчивого ядра российских культурных универсалий, объединяющих все поколения вокруг ценностей семьи, мира и исторической памяти, что существенно снижает конфликтный потенциал межпоколенческих отношений. Выявлена специфическая модель «символического фрондерства» российской молодежи, проявляющаяся в потребности психологической автономии при сохранении базовой лояльности к институтам власти. Обнаружены наиболее проблемные зоны межпоколенческих различий: отношение к авторитету, традиционной морали и сексуальной свободе. Молодые поколения демонстрируют значительно большую толерантность к индивидуальному выбору и меньшую склонность к нормативному конформизму. Зафиксирована амбивалентность российского сознания в вопросах справедливости, проявляющаяся в одновременной поддержке принципов меритократии и социального равенства. Результаты указывают на селективный, а не тотальный характер межпоколенческих различий в российском обществе.

Издание: КОНФЛИКТОЛОГИЯ / NOTA BENE
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Константинов Михаил Сергеевич, Морозова Елизавета Александровна
Сохранить в закладках
Культурные универсалии российского общества в контексте межпоколенческого конфликта (2025)

В статье представлены некоторые результаты двух всероссийских социологических исследований, направленных на выявление специфики и мировоззренческих оснований межпоколенческих отношений в современном российском обществе. Объектом исследования стало сознание современного россиянина, а предметом выступили культурные универсалии в контексте межпоколенческих мировоззренческих различий. В качестве теоретической базы была использована теория самокатегоризации Дж. Тёрнера, в основе которой лежит представление о когнитивной самокатегоризации индивидов в качестве членов различных сообществ - местнических, профессиональных, поколенческих и т. д. Ключевым когнитивным механизмом самокатегоризации выступает принцип метаконтраста, суть которого состоит в эффекте отличительной черты, определяющей либо принадлежность к группе, либо непопадание в неё. Эти принципы были положены в основу анкеты социологического опроса. В процессе исследования анкетные опросы (N=1600) 2023 и 2024 гг. предварялись серией фокус-групп, а также анализом социальных сетей. В результате были выявлены мировоззренческие разломы между поколениями, а также те культурные универсалии, которые при всех межпоколенческих противоречиях, формируют ментальное единство российского общества. В числе специфицирующих поколения метаконтрастов определились следующие: проекция негативных характеристик на более молодых с параллельным наделением превосходными качествами представителей старшего поколения; исторические события: пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, перестройка 1985-1991 гг., Специальная военная операция России на Украине, покорение космоса и Великая Октябрьская революция 1917 г. К общекультурным константам были отнесены ценности работоспособности, ответственности, веры в собственные силы и др., антиценности безответственности, импульсивности и др., а также специфические отношения к двум историческим событиям: Великой Отечественной войне и распаду СССР.

Издание: КОНФЛИКТОЛОГИЯ / NOTA BENE
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Константинов Михаил Сергеевич, Пупыкин Роман Александрович
Сохранить в закладках