В статье анализируется растущее влияние Китая на экономику Эфиопии, что связано с ослаблением позиций Европейского Союза. Это проявляется по многим параметрам. С 2004 по 2023 гг. заметно смещение фокуса внешней торговли в сторону КНР за счет устойчиво опережающего роста импорта последней. В результате КНР прочно закрепилась в качестве ведущего импортера, покрывая потребности Эфиопии в продукции для индустриализации и развития экономики в целом. Эфиопия активно укрепляет торговые связи с КНР прежде всего, благодаря гибкости китайской модели, ее соответствию интересам развития. КНР воспринимается как авторитетный лидер многополярного мира, где ведущая роль отведена инициативе «Один пояс – один путь», что оказывает влияние на Эфиопию как важного союзника КНР в Африке. Статья подчеркивает системный подход Китая к построению взаимоотношений, подкрепленный идеологической близостью ОПОП и эффективной реализацией решений в рамках Форума китайско-африканского сотрудничества. Модель Китая предоставляет Эфиопии финансовые, политические и организационные ресурсы для достижения стратегических целей, хотя и создает благоприятные условия для китайского экспорта и обеспечивает политическую лояльность. Напротив, Евросоюз демонстрирует отсутствие системности, поверхностное понимание потребностей Эфиопии и фрагментарную помощь. Показано, что Эфиопия является важным партнером в глобальных стратегиях развития и сотрудничества, что делает ее объектом интенсивной конкуренции между ведущими странами мира. Вступление Эфиопии в БРИКС показывает стремление Эфиопии к независимости и активному участию в формирующемся многополярном мире. Обе модели, ЕС и КНР, признаются интересными для Эфиопии, но в свете предоставления Китаем преференций, аналогичных европейским, акцент смещается в сторону азиатского партнера. В заключение отмечен потенциал ESG-целей как объединяющей основы для сотрудничества Эфиопии с обеими сторонами, что может способствовать устойчивому развитию и будущему росту торговых потоков.
В настоящей статье исследуется влияние структурного экономического кризиса 2022-2025 гг. на трансформацию российской экономики и механизмы перераспределения ресурсов из сырьевых и низкотехнологичных секторов в высокотехнологичные отрасли. На основе анализа данных Росстата за 2011-2024 гг. выявлены ключевые тренды структурной трансформации российской экономики: сокращение доли добывающей промышленности в ВВП, устойчивый рост обрабатывающих производств и резкое падение строительного сектора. Использование SWOT-анализа позволило оценить противоречия внутри секторов: сырьевой комплекс сохраняет роль бюджетного «донора», тогда как обрабатывающая промышленность демонстрирует значительный потенциал за счет импортозамещения в IT и машиностроении. Результаты подтверждают, что кризис стал катализатором частичной реиндустриализации, однако ее успехи носят неравномерный характер: рост высокотехнологичных отраслей компенсируется стагнацией низкотехнологичных производств (таких как деревообработка, нефтепереработка). Авторы выделяют риски фрагментарности изменений, среди которых: зависимость от сырьевой ренты и дефицит квалифицированных кадров для цифровой трансформации и инновационного развития. Исследование подчеркивает, что структурный кризис создал важное «окно возможностей» для перехода к инновационной модели, но его успешная реализация требует системной координации мер государства, бизнеса и научного сообщества.
В условиях усиления глобальной конкуренции и необходимости диверсификации внешнеэкономической деятельности регионов особую актуальность приобретает поиск эффективных инструментов управления. Целью данной статьи является обоснование направлений и проектных решений для совершенствования внешнеэкономической деятельности Самарской области на основе проектного подхода. В рамках исследования проведен анализ эффективности текущего состояния внешнеэкономической деятельности в части экспорта в регионе, определены перспективные направления развития, а также разработаны конкретные проектные решения, связанные с цифровизацией экспертно-консультационной поддержки. В сфере цифровой поддержки предложены инновационные решения, демонстрирующие новизну в контексте проектного управления: вместо традиционного подхода к организации экспертной поддержки, характеризующегося длительным временем ответа и ограниченной доступностью, предложено внедрение проекта по созданию и внедрению чат-бота на основе искусственного интеллекта для Клуба экспортеров, обеспечивающего персонализированную консультационную поддержку в режиме 24/7. Для проекта предложена матрица управления, определяющая роли, этапы, необходимые ресурсы и результаты на каждом этапе. Оценена экономическая эффективность предлагаемых решений. Предлагаемые решения могут быть использованы при формировании региональных программ поддержки экспорта и развития внешнеэкономической деятельности.